Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации22 декабря 2010 года
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи М.А. Белошицкой, при секретаре Вегелиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1907/10 по иску Филипсон С.Э. к ООО Управляющая компания «Регион» по защите прав потребителя, устранении неисправности водоснабжения, взыскании неустойки, перерасчета стоимости услуг, компенсации морального вреда, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Филипсон С.Э. обратился в суд с иском к ООО Управляющая компания «Регион» по защите прав потребителя, устранении неисправности водоснабжения, взыскании неустойки, перерасчета стоимости услуг, компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование исковых требований указал, что /дата обезличена/ им была приобретена квартира по адресу: <адрес>. Во время, пока в квартире производился ремонт, он не придавал особого значения тому, что горячую воду, прежде чем она станет по-настоящему горячей, приходилось очень долго «пропускать». С /дата обезличена/ в квартире были установлены приборы учёта, тогда-то он и обратил внимание на то, что температура горячей воды не соответствует общепринятым представлениям и не является достаточно высокой. Пытаясь выяснить, в чем дело, узнал, что отсутствует, так называемая, обратная связь с общей магистралью водоснабжения, то есть ветка трубопровода является тупиковой и вода в ней не циркулирует, при этом быстро остывает. На тот момент коммунальные услуги ему предоставляла компания <данные изъяты> руководителем которой являлась ФИО1, а ФИО2 <данные изъяты>. На устные и письменные заявления и претензии управляющая компания на деле ни как не реагировала, ссылаясь то на отсутствие необходимых средств, надеясь на помощь администрации города. С целью выяснить, насколько мэр города заинтересован в решении проблемы, он направил в его адрес коллективное обращение от жильцов <адрес> и лично встречался с ним. ФИО3 заверил, что помощь УК <данные изъяты> будет оказана и надо лишь немного подождать, когда прибудут необходимые материалы для ремонта системы подачи воды в жилые помещения. Время шло, ничего не менялось. Затем последовала череда смены руководства и обслуживающего персонала управляющей компании. Не оставляя попыток сберечь семейный бюджет и получать за свои деньги надлежащие услуги, он продолжал «атаковать» управляющую компанию на предмет наладки трубопровода. Иногда он слышал в ответ, что персонал не очень хорошо разобрался в коммуникациях и нужно ещё подождать. Вскоре на сцене возникла новая управляющая компания «Регион», первыми лицами которой являются всё те же ФИО1 и ФИО2, а компания <данные изъяты> перешла в разряд подрядных организаций.
/дата обезличена/ он заключил договор управления многоквартирным домом, расположенного по адресу: <адрес>, с управляющей компанией «Регион». Так как, выше упомянутые лица, с проблемами и жильцами были знакомы, он не оставлял надежды изменить жизнь к лучшему и в очередной раз. В ходе личной беседы с ФИО2, получил порцию обещаний и заверений в скором решении жизненных трудностей.
Просит обязать исполнителя по договору устранить неисправности водоснабжения; взыскать с ответчика неустойку, за не выполнение условий договора, в размере 3% за каждый день просрочки, начиная с /дата обезличена/, <данные изъяты> Взыскать с ответчика <данные изъяты> рублей в качестве компенсации за причинённый моральный вред. Взыскать с ответчика произведенные судебные расходы. За отказ в добровольном порядке удовлетворить законные требования потребителя, взыскать с ответчика штраф в размере <данные изъяты>.
Определением Нижнеилимского районного суда от 09.12.2010г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение».
Истец Филипсон С.Э. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Дополнительно пояснил, что с /дата обезличена/ из горячего крана в его квартире вместо горячей воды поступает холодная вода. В результате предоставления услуг по горячему водоснабжению ненадлежащего качества он претерпевает нравственные страдания. Так, каждое утро он поднимается в 6 часов 10 минут и вынужден умываться холодной водой. Принять душ в холодной воде невозможно. Вся семья не имеет возможности соблюдать элементарные меры гигиены. В связи с этим <данные изъяты>. На протяжении длительного времени он пытается разрешить проблему предоставления ООО УК «Регион» некачественных услуг по горячему водоснабжению, однако никаких мер ответчик не предпринимает, проблема не решается.
Представители ответчика - ООО УК «Регион» Копылов О.В., действующий на основании прав по должности, Коломейцева В.С., действующая на основании доверенности от /дата обезличена/, в судебном заседании не отрицали факт предоставления услуги ненадлежащего качества по горячему водоснабжению, в связи с чем, признали исковые требования частично, а именно согласны произвести перерасчет коммунальных услуг и восстановить подачу горячей воды. Вместе с тем пояснили, что в зимний период восстановить подачу горячей воды невозможно. Установить причину не соответствия температурного режима горячего водоснабжения жилого помещения истца установленным требованиям не удается, поскольку коммуникации находятся в магазине <данные изъяты> и забетонированы, также не могут получить техническую документацию на дом от Администрации МО <данные изъяты>.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» ФИО7, действующая на основании доверенности № от /дата обезличена/, Администрация МО «Железногорск-Илимского городского поселения» согласно статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» проводит мероприятия по организации содержания жилого фонда, проводит штабы по подключению к отопительному сезону. На каждом еженедельно проводимом штабе начиная с /дата обезличена/ представители ООО «УК Регион» докладывают о том, что вопрос о предоставлении услуг по горячему водоснабжению трех последний подъездов <адрес> полностью изучен и предпринимаются все меры для устранения неисправностей. Однако как показывает практика, никаких сдвигов со стороны управляющей компании не происходит. Считает заявленные требования полностью обоснованными и законными.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Администрации муниципального образования «Нижнеилимский район» Кригер А.Е., действующий на основании доверенности № от /дата обезличена/, в судебном заседании пояснил, что причинами несоответствия установленным требованиям температурного режима поступающей к потребителю горячей воды может быть: закупорка трубопровода, неисправность труб, засорение трубопровода. Доступ к коммуникациям имеется, поэтому проблему возможно решить.
Выслушав истца, представителей ответчика, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, проверив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1,3 ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
/дата обезличена/ Филипсон С.Э. - собственник жилого помещения, расположенного <адрес>, выступая Заказчиком, заключил с ООО Управляющая компания «Регион» в лице директора Копылова О.В. договор, целью которого в соответствии с п.2.1 договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг.
Согласно указанного договора ООО Управляющая компания «Регион», выступая в договорных правоотношениях Управляющей организацией, приняла на себя обязательства во исполнение целей и предмета договора, в том числе:
- оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Приложениями 2,3,4,5 к договору. В случае оказания услуг и выполнения работ с ненадлежащим качеством, устранить все выявленные недостатки за свой счет (п. 3.1.2 договора);
- предоставлять коммунальные услуги Заказчику, а также членам его семьи в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством РФ, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в том числе: холодное водоснабжение; горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; отопление.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиком, что в течение длительного времени собственнику жилого помещения - Филипсон С.Э. предоставлялись коммунальные услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, а именно имело место значительное отклонение температуры горячей воды от нормативно установленной.
В связи с предоставлением некачественных услуг по горячему водоснабжению Филипсон С.Э. /дата обезличена/ обратился с претензией в управляющую организацию ООО УК <данные изъяты> в которой указал на неисправность магистрали горячего водоснабжения в доме <адрес>; требовал обеспечить горячее водоснабжение до /дата обезличена/; указал на бездействие управляющей организации по ранее предъявляемым заявкам на устранение неисправности горячего водоснабжения.
При заключении договора с управляющей организацией ООО УК «Регион» Филипсон С.Э. /дата обезличена/ поставил ООО УК «Регион» в известность о том, что ему длительное время предоставляются некачественные услуги по горячему водоснабжению, а именно температура воды не соответствует установленным нормативам. При заключении договора директор ООО УК «Регион» подтвердил свою осведомленность о проблеме некачественного горячего водоснабжения. Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителями ответчика.
/дата обезличена/ Филипсон С.Э.обратился в ООО УК «Регион» с претензией, в которой указал на недостатки предоставляемых коммунальных услуг: температура воды, поступающей из магистрали горячего водоснабжения не соответствует санитарной норме; требовал восстановить нормальную работу горячего водоснабжения до /дата обезличена/
Исследованным в судебном заседании актом от /дата обезличена/ официально подтверждается, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, комиссионно, в составе <данные изъяты>, были произведены замеры температуры горячего водоснабжения, в результате чего выявлено, что температура горячей воды в кухне - 38,5 оС, в ванной - 45,1 оС.
Кроме этого, аналогичные замеры в жилом помещении по адресу: <адрес>, были проведены комиссией в составе <данные изъяты> и представителей ООО УК «Регион» /дата обезличена/ и /дата обезличена/, результаты зафиксированы в актах:
- от /дата обезличена/, согласно которого температура горячего водоснабжения на кухне - 37,2 оС, в ванной - 38,5 оС;
- от /дата обезличена/, согласно которого температура горячего водоснабжения на кухне - 34,1 оС, в ванной - 55,6 оС.
Указанные письменные доказательства с достоверностью подтверждают доводы истца Филипсон А.Э. о предоставлении ООО УК «Регион» услуг по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
Так, согласно приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг обеспечение температуры горячей воды в точке забора должно быть не менее 60 градусов по С - для открытых систем централизованного теплоснабжения; не мене 50 градусов С - для закрытых систем централизованного теплоснабжения. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке забора: в ночное время не более чем 5 градусов С; в дневное время не более чем 3 градуса С. За каждые 3 градуса С снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы коммунальных услуг снижается на 0,1 процента каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения. При снижении температуры горячей воды ниже 40 градусов С оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Факт предоставления управляющей организацией услуг ненадлежащего качества подтверждается также показаниями свидетеля ФИО5 - <данные изъяты> ООО УК «Регион», который в судебном заседании подтвердил, что им была изучена ситуация по некачественному водоснабжению в доме <адрес>, было проведено обследование системы горячего водоснабжения, выявлены отсутствие технической документации, плана-схемы горячего водоснабжения. В целях обеспечения качественных услуг по горячему водоснабжению планируется заменить трубопровод. В качестве уже предпринятых мер ООО УК «Регион» предприняты промывание системы трубопровода различными способами, однако пока ситуацию исправить не удается.
В статье 153 ЖК РФ установлено, что собственники жилого помещения, наниматели жилого помещения и другие предусмотренные законодательством лица обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно требованиям ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
В соответствии с п.5 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г., обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Исходя из п. 6 Правил коммунальная услуга в виде горячего водоснабжения включает в себя круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. На основании п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Филипсон С.Э. о возложении обязанности на ООО УК «Регион» обеспечить бесперебойную подачу горячего водоснабжения в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с действующими правилами и нормами.
В силу п. 71 Правил акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
В соответствии с п. 76 Правил исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Анализируя указанные правовые нормы, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Филипсон С.Э. о возложении обязанности на управляющую организацию - ООО УК «Регион» о перерасчете стоимости коммунальных услуг за предоставление горячего водоснабжения ненадлежащего качества с /дата обезличена/, то есть с момента заключения договора управления многоквартирным домом.
Согласно п.п. «е» п. 51 Правил потребитель имеет право требовать уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней) при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором.
В силу п. 63, п. 77 Правил потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, в том числе в случае, если температура горячей воды в точке разбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с ч.1 ст.329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться, в числе иных, неустойкой.
Согласно п. 6 Правил оказания коммунальных услуг, горячее (холодное) водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей (холодной) водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В силу ч.5 ст.28 Закона о защите прав потребителей, в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги). Иной размер договором между сторонами не установлен.
В связи с этим суд приходит к выводу о взыскании неустойки в следующем размере.
В 2009 году утвержден тариф по горячему водоснабжению в размере 53,87 руб.
В 2010 году утвержден тариф по горячему водоснабжению в размере 60,12 руб.
Расчет подлежащей взысканию с ответчика неустойки необходимо рассчитать по формуле: (объем воды, использованной за период (м3) х стоимость одного кубометра горячей воды (руб.) х 3% - процент неустойки, предусмотренный ст. 28 Закона «О защите прав потребителя» х количество дней предоставления некачественной услуги.
Неустойка за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ составляет: <данные изъяты>.
Неустойка за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ составляет: <данные изъяты>.
Всего за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ неустойка составляет <данные изъяты>.
Представленный истцом расчет неустойки соответствует указанному выше порядку, который не был оспорен в суде представителями ответчика.
Таким образом, исковые требования о взыскании неустойки являются обоснованными и подлежат удовлетворению в размере <данные изъяты>.
В соответствии со ст.12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав. Учитывая положения данной нормы и Закона «О защите прав потребителей», суд считает, что права истцов могут быть восстановлены путем признания действий ответчика противоправными за оспариваемые истцами периоды, взыскании неустойки, компенсации морального вреда.
Статьей 15 Закона о «Защите прав потребителей» предусмотрено взыскание компенсации морального вреда.
В соответствии с требованиями статьи 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации морального вреда гражданину определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского Кодекса РФ.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства.
Судом установлено, что с /дата обезличена/ потребителю услуг Филипсон С.Э. управляющей организацией ООО УК «Регион» предоставлялась горячая вода ненадлежащего качества. Указанный факт установлен совокупностью исследованных судом доказательств: письменными материалами дела, пояснениями сторон, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, свидетельскими показаниями.
Ответчик ООО УК «Регион», во исполнение договора управления многоквартирным домом от /дата обезличена/, обязан был обеспечить истца (потребителя услуг) Филипсон С.Э. услугами по горячему водоснабжению надлежащего качества, предоставляемыми по централизованным системам водоснабжения.
До настоящего времени ответчиком не приняты надлежащие меры по выявлению и устранению неисправности, которая является причиной значительного отклонения температурного режима поступающей потребителю горячей воды.
При таких обстоятельствах, права потребителя-истца Филипсон С.Э. длительное время нарушаются, ответчик ООО УК «Регион» не принимает мер по восстановлению нарушенных прав истца, чем причиняет последнему нравственные и физические страдания. Учитывая, что истец длительное время лишен горячей воды, не имеет возможности без дополнительного подогрева воды совершать обычные общепринятые действия в целях соблюдения правил гигиены (умыться, принять душ, помыть посуду, постирать и т.д.), руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд полагает возможным удовлетворить требования истца о компенсации морального вреда частично в размере <данные изъяты>.
Кроме этого, пункт 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусматривает, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Данная норма предусматривает обязанность суда взыскивать штраф с исполнителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, без конкретизации требований, которые должны учитываться при взыскании указанного штрафа.
Пункт 1 указанной статьи предусматривает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Ответственность продавца, как следует из положений п. 3 ст. 13 и ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда.
Следовательно, размер присужденной судом компенсации морального вреда, неустойки должен учитываться при определении размера штрафа, взыскиваемого с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законом (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 г.).
В связи с этим, в доход местного бюджета с ответчика ООО УК «Регион» подлежит взысканию штраф в размере <данные изъяты>, исходя из присужденных ко взысканию денежных средств.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционального удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с ответчика ООО УК «Регион» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Филипсон С.Э. к Обществу с Ограниченной Ответственностью Управляющая компания «Регион» об устранении неисправности водоснабжения, взыскании неустойки, перерасчета стоимости услуг, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Обязать Общество с Ограниченной Ответственностью Управляющая компания «Регион» обеспечить бесперебойную подачу горячего водоснабжения в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с действующими правилами и нормами.
Взыскать с Общества с Ограниченной Ответственностью Управляющая компания «Регион» в пользу Филипсон С.Э. неустойку за неисполнение условий договора управления многоквартирным домом в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Обязать Общество с Ограниченной Ответственностью Управляющая компания «Регион» произвести перерасчет стоимости услуг за предоставление горячего водоснабжения ненадлежащего качества с /дата обезличена/.
В удовлетворении требований о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>отказать.
Взыскать с Общества с Ограниченной Ответственностью Управляющая компания «Регион» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Общества с Ограниченной Ответственностью Управляющая компания «Регион» штраф в пользу государства за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 30 декабря 2010 года.
Председательствующий М.А. Белошицкая
Решение вступило в законную силу 20 мая 2011 года.