Именем Российской Федерации
г.Железногорск-Илимский 15 марта 2011г.
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Чемодановой О.В., при секретаре Литвинцевой Т.И., с участием истицы Устюжаниной Т.К., представителя третьего лица Перкон Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-442-11 по иску Устюжаниной Т.К. к муниципальному автономному учреждению «Оздоровительный комплекс» о взыскании недополученной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Устюжанина Т.К. обратилась в Нижнеилимский районный суд с иском к муниципальному автономному учреждению «Оздоровительный комплекс» о взыскании недополученной заработной платы. В обоснование своих требований указала, что состоит в трудовых отношениях с МАУ «Оздоровительный комплекс», работая ***. Выплачиваемая ей заработная плата ниже минимального размера, установленного ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с учетом к нему районного коэффициента и северной надбавки.
Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2009г. установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей в месяц. С учетом северной надбавки 50% и районного коэффициента 60% ее заработная плата не может быть менее 9093 рублей в месяц. В связи с чем, недополученная ею заработная плата за период с октября по декабрь 2010г. составляет *** рублей, которую она и просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании истица поддержала свои исковые требования, в их обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - МАУ «Оздоровительный комплекс» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела были извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица - Администрации МО «Железногорск-Илимское городское поселение» Перкон Е.А., действующая на основании доверенности № *** от ****, выданной на срок до ****, находит исковые требования необоснованными, поскольку в соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда) - это вознаграждение за труд, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях и т.д.) и стимулирующие выплаты. Разница в определениях базового оклада, базой ставки заработной платы - минимальный оклад, ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, очевидна.
В соответствии с п.2 Постановления Главы муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» от 04.12.2008г. № 297 «Об отдельных вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений и предприятий, находящихся в ведении муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» руководителям муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий дано указание производить компенсационную доплату в виде разницы между начисленной заработной платой работников и минимальным размером оплаты труда (МРОТ). Кроме того, всем работникам МАУ «Оздоровительный комплекс» ежемесячно производились и производятся доплаты с доходов от предпринимательской деятельности МАУ «Оздоровительный комплекс» к основной заработной плате.
Отмечает также, что каждому работнику МАУ «Оздоровительный комплекс», в соответствии с его квалификацией, присваивается разряд и соответствующая тарифная ставка (оклад), она же является базовой. На неё начисляются все компенсационные и стимулирующие надбавки.
В соответствии со ст. 132 ТК РФ - заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы. Исходя же из исковых требований истицы следует, что у данного работника низшей квалификации заработная плата должна быть на том же уровне, что и у квалифицированных работников (тренер) за полностью отработанный месяц, что недопустимо согласно ст. 132 ТК РФ.
Полагает, что в действиях МАУ «Оздоровительный комплекс» нет нарушений гл.50, ст.315 ТК РФ. Все компенсационные выплаты работникам МАУ «Оздоровительный комплекс» начисляются. Статья 146 ТК РФ также не определяет конкретный размер компенсационных выплат (дополнительно). Ни одна статья Трудового кодекса РФ не указывает на то, что на МРОТ должны начисляться компенсационные выплаты.
Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, полагает, что в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором.
Указанный вывод подтверждается также Разъяснениями о минимальном размере оплаты труда в Иркутской области с 01 января 2009 года заместителя министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Брусковой Н.В., которые необходимо учесть при рассмотрении настоящего дела.
Отмечает также, что при рассмотрении дела также необходимо учесть, что по аналогичным делам о выплате заработной платы работникам не ниже МРОТ, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, решения Верховного Суда РФ противоречивы (определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2008 года № 83-Г08-11, от 17 сентября 2008 года № 3-Г08-15), а разъяснения по вопросу, включаются ли в величину МРОТ при установлении месячной заработной платы работника компенсационные и стимулирующие выплаты, утвержденные постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 года, отозваны.
Кроме того, Нижнеилимским районным судом Иркутской области 09.12.2009г. было вынесено решение по иску прокурора Нижнеилимского района в интересах работников МУ «Оздоровительный комплекс» о наложении обязанности выплачивать заработную плату работникам учреждения не ниже установленного нормативными актами без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Исковые требования прокурора были удовлетворены. Решение вступило в законную силу 28 мая 2010 года. Полагает, что производство по настоящему делу должно быть прекращено, так как имеется вышеназванное решение суда ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Выслушав истицу, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно трудовому договору № **** от **** Устюжанина Т.К. была принята на работу в МУ «Оздоровительный комплекс» на должность *** с должностным окладом в размере *** руб., северной надбавкой *** районным коэффициентом *** (л.д.***). Впоследствии Устюжанина Т.К. была переведена на должность ***, что подтверждается записью в трудовой книжке, копия которой находится на л.д.***. Дополнительным соглашением от **** к названному выше трудовому договору истице был установлен должностной оклад в размере *** рубль (л.д.***).
Постановлением Администрации МО «Железногорск-Илимское городское поселение» от 04.08.2010г. № 230 с 01.09.2010г. тип муниципального учреждения «Оздоровительный комплекс» изменен на муниципальное автономное учреждение «Оздоровительный комплекс» (л.д.***).
Запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ответчика, **** внесена в ЕГРЮЛ, что подтверждается свидетельством серии *** (л.д.***).
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 19.06.2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты
труда" с 1 января 2009г. минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 4330 рублей, который действовал и в предъявляемый истицей спорный период.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
Из данного Перечня, а также из "Общероссийского классификатора объектов
административно-территориального деления" ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413, усматривается, что не все субъекты Российской Федерации имеют в своем составе районы, отнесенные к районам Крайнего Севера, а также к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Кроме того, ряд субъектов, имеющих в своем составе указанные районы, имеют наряду с этим в своем составе также и иные районы, не отнесенные к таковым. На территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Согласно названному Перечню, местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в т.ч. и Нижнеилимский район Иркутской области.
Главой 50 ТК РФ установлены дополнительные гарантии работникам с учетом особенностей их труда, в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, которые распространяются на местности, приравненные к районам Крайнего Севера, каковой в т.ч. является и Нижнеилимский район Иркутской области.
Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
При этом в ст. 146, 148 ТК РФ законодатель также указал, что оплата труда в таких местностях производится в повышенном размере.
Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что установленный законом на всей территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, действие которого территориально в одинаковой мере распространено и на местности с особыми климатическими условиями и на местности, которые таковыми не являются, при выполнении работником работ в особых климатических условиях труда, не может включать в себя установленные федеральным законодателем компенсации и гарантии, установленные для местностей с особыми климатическими условиями, в т.ч. районный коэффициент и процентную надбавку.
В соответствии со ст.ст.146, 147, 148 ТК РФ, работа в особых условиях труда является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Повышенная же оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится с обязательным применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в соответствии со ст.ст.315,316,317 ТК РФ.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, законодатель уточняя, что входит в оплату труда указывает на взаимосвязь ее составляющих с условиями выполняемой работы. В противном случае у законодателя не имелось бы необходимости устанавливать для работников, выполняющих свои должностные обязанности в местностях с особыми климатическими условиями, дополнительные гарантии и компенсации.
В связи с этим, применение установленного минимального размера оплаты труда без учета установленных законом гарантий и компенсаций одинаково во всех районах и местностях Российской Федерации, в т.ч. во всех районах Иркутской области, привело бы к нарушению указанного выше конституционного принципа, а также принципа справедливости оплаты труда, установленного ст.2 ТК РФ.
Кроме того, согласно ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. При этом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного, в т.ч. требований норм ст.ст.146,148, 315,316,317 ТК РФ, суд приходит к выводу, что исходя из размера действующего в спорный период минимального размера оплаты труда - 4330 рублей, с учетом установленных истице районного коэффициента в размере *** и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере ***, при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истицы не может быть менее 9093 рубля.
Согласно представленным суду расчетным листам, истице была начислена заработная плата всего: в октябре 2010г.- *** рубля, в ноябре 2010г. - *** рубль, в декабре 2010г. - *** рубль (л.д.***).
В судебном заседании установлено, что в спорный период (с октября по декабрь 2010г.) истица отработала полную норму рабочего времени, что подтверждается табелями учета рабочего времени, копии которых находятся на л.д.***.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Устюжаниной Т.К. о взыскании с МАУ «Оздоровительный комплекс» недополученной заработной платы за период с октября 2010г. по декабрь 2010г. включительно, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в размере *** рублей согласно приведенному истицей за данный период расчету.
Суд находит несостоятельными доводы представителя третьего лица о том, что производство по настоящему гражданскому делу подлежит прекращению, поскольку имеется аналогичное решение суда, ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Так, действительно, 09.12.2009г. Нижнеилимским районным судом Иркутской области было вынесено решение об удовлетворении исковых требований прокурора Нижнеилимского района, заявленных в интересах работников МУ «Оздоровительный комплекс», о наложении обязанности выплачивать заработную плату работникам учреждения не ниже установленного нормативными актами без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Между тем, судом при рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что указанное выше решение по иску прокурора района ответчиком исполнено лишь в 2011 году и работникам учреждения с 01.01.2011г. установлена заработная плата согласно данному решению в размере не ниже 9093 рублей. Однако, в период до 01.01.2011г. заработная плата работникам учреждения, в т.ч. и Устюжаниной Т.К., выплачена была в прежнем объеме, т.е. ниже 9093 рублей, необходимый перерасчет до названной даты произведен не был и намерений произвести его у работодателя не имеется, что представителем третьего лица не оспаривается.
Кроме того, названное выше решение суда от 09.12.2009г. обязывает ответчика только выплачивать работникам учреждения заработную плату в размере не ниже установленного нормативными актами без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом, названное решение не устанавливает сроки, с которых данная обязанность подлежит исполнению. Исковые же требования, направленные на понуждение к произведению ответчиком перерасчета по заработной плате за какой-либо период, в т.ч. после вынесения решения суда либо за период с октября по декабрь 2010г., являющийся спорным по рассматриваемому гражданскому делу по настоящему иску Устюжаниной Т.К., названым судебным решением от 09.12.2009г. не разрешались, поскольку предметом рассмотрения не являлись.
Настоящие же исковые требования истицы направлены на принудительное взыскание недоначисленной заработной платы за период с октября 2010г. по декабрь 2010г., при этом требований о возложении обязанности выплатить за указанный период заработную плату не ниже установленного нормативными актами без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как и о возложении обязанности выплачивать заработную плату с учетом указанных требований, по настоящему гражданскому делу истцом не заявлялось, как и не заявлялось таковых в ином порядке.
Суд также не может принять во внимание доводы представителя третьего лица о том, что при разрешении настоящих исковых требований необходимо учитывать разъяснения заместителя министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области о минимальном размере оплаты труда в Иркутской области с 01.01.2009г., согласно которым с 01.01.2009г. на территории Иркутской области действует МРОТ, установленный федеральным законом в размере 4330 руб. и в его величину включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику.
Анализ указанного разъяснения, позволяет суду сделать вывод о том, что оно нормативным правовым актом не является, поскольку не отвечает критериям такового.
Статьей 5 ТК РФ установлен перечень источников, которыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. При этом, данная норма не содержит указаний на то, что трудовые отношения могут регулироваться разъяснениями (письмами, публикациями).
Кроме того, указанные разъяснения содержат ссылки на судебную практику по данным вопросам. Между тем, в силу ст. 126 Конституции РФ, компетенцией по осуществлению в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции и даче разъяснений по вопросам судебной практики наделен только Верховный Суд РФ. Тогда как Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области такой компетенцией не обладает.
Суд также не может принять во внимание доводы представителя третьего лица о
необходимости учета по настоящему делу позиции по данному вопросу Верховного суда РФ, приведенной им в своих определениях от 10.09.2008 N 83-Г08-11, от 17.09.2008г. № 3-Г08-15. В соответствии со ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В связи с этим, принятые по иным требованиям Верховным Судом РФ решения сами по себе не могут распространять свое действие на правоотношения, возникшие между истицей и ответчиком по настоящему гражданскому делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Устюжаниной Т.К. к муниципальному автономному учреждению «Оздоровительный комплекс» о взыскании недополученной заработной платы, удовлетворить.
Взыскать с муниципального автономного учреждения «Оздоровительный комплекс» в пользу Устюжаниной Т.К. недополученную заработную плату за период с октября по декабрь 2010г. в размере *** рублей *** копеек.
Взыскать с муниципального автономного учреждения «Оздоровительный комплекс» пошлину в доход государства в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 20.03.2011г.
Судья: О.В.Чемоданова
Решение вступило в законную силу 06.05.2011г.