13 июля 2011 года Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи М.А. Белошицкой, с участием помощника прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Пашинцевой М.И., при секретаре Вегелиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1242/2011 по заявлению прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Рудногорское городское поселение» по установке пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски в здание администрации Рудногорского городского поселения, возложении обязанности устранить нарушения У С Т А Н О В И Л: Прокурор Нижнеилимского района Иркутской области обратился в Нижнеилимский районный суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Рудногорское городское поселение» по установке пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски в здание администрации Рудногорского городского поселения, возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов установлено, что вход в здание администрации муниципального образования «Рудногорское городское поселение» не оснащен необходимым для доступа инвалидов пандусом, что влечет за собой нарушение конституционных прав граждан-инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социального значения. Обязанность ответчика установить пандус предусматривается ст. 7 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ от 25 ноября 1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 2 Градостроительного кодекса РФ. Просит незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Рудногорское городское поселение» по установке пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски в здание администрации Рудногорского городского поселения. Обязать Администрацию муниципального образования «Рудногорское городское поселение» при входе в здание учреждения, расположенного <адрес>, установить пандус, соответствующий требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски. Помощник прокурора Нижнеилимского района Пашинцева М.И. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Администрация МО «Рудногорское городское поселение» была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила, возражений против заявленных требования не представила, о причинах неявки не известила. Суд, выслушав помощника прокурора, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя органа, чье бездействие прокурор просит признать незаконным. Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.ст. 27, 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе был обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Подача прокурором заявления в суд является способом защиты прав неопределенного круга лиц. В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, местам отдыха и т.д.). Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. Уставом муниципального образования «Рудногорское городское поселение» администрация наделена полномочиями по обеспечению исполнительно-распорядительных функций по эффективному решению вопросов местного значения, управлению имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В результате проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав инвалидов прокуратурой Нижнеилимского района Иркутской области установлено, что при входе в здание Администрации МО «Рудногорское городское поселение», расположенного <адрес>, отсутствует пандус, что влечет за собой нарушение конституционных прав граждан - инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социального значения. Собственником здания, расположенного <адрес> является муниципальное образование «Рудногорское городское поселение», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Санитарных нормах и правилах 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001г. N73, которыми в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, также предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N1047-р СНиП 35-01-2001 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В соответствии со ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объекты социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Статьей 30 указанного федерального закона предусмотрено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. В соответствии с пунктами 3.13 СНиП в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, для чего предусмотрено устройство пандуса, которым является пологий подъем для въезда на верхнюю площадку крыльца. К маломобильным группам населения отнесены люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (в том числе, инвалиды, люди старших возрастов, люди с детскими колясками, беременные женщины). Отсутствие пандуса на входе в здание Администрации МО «Рудногорское городское поселение» делает недоступным данное учреждение для инвалидов-колясочников. Бездействие Администрации МО «Рудногорское городское поселение» по установке пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски в учреждение, является незаконным, нарушает социальные права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав. Таким образом, заявленные требования прокурора Нижнеилимского района о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Рудногорское городское поселение» по установке пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски в здание администрации Рудногорского городского поселения, возложении обязанности устранить нарушения - являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Кроме этого, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ с Администрации муниципального образования «Рудногорское городское поселение» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере № рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Рудногорское городское поселение» по установке пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски в здание администрации Рудногорского городского поселения, возложении обязанности устранить нарушения - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Рудногорское городское поселение» по установке пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски в здание администрации Рудногорского городского поселения. Обязать Администрацию муниципального образования «Рудногорское городское поселение» при входе в здание учреждения, расположенного <адрес>, установить пандус, соответствующий требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски. Взыскать с Администрации муниципального образования «Рудногорское городское поселение» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере № рублей. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней через Нижнеилимский районный суд. Судья М.А. Белошицкая Решение суда не вступило в законную силу.