Решение по заявлению об обжаловании действий прокурора района, начальника ОВД, начальника ИВС. Решение вступило в законную силу 27.03.2012г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 года

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Белошицкой М.А. при секретаре Вегелиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-10/11 по заявлению Антипина Р.Г. об обжаловании действий прокурора Нижнеилимского района, начальника ОВД по Нижнеилимскому району, начальника ИВС при ОВД по Нижнеилимскому району и о признании условий содержания под стражей в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району жестокими, унижающими человеческое достоинство

У С Т А Н О В И Л:

Антипин Р.Г. обратился в Нижнеилимский районный суд с заявлением об обжаловании действий прокурора Нижнеилимского района, начальника ОВД по Нижнеилимскому району, начальника ИВС при ОВД по Нижнеилимскому району и о признании условий содержания под стражей в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району жестокими, унижающими человеческое достоинство, в обосновании которого указал, что с первых дней его пребывания в ИВС при ОВД по Нижнеилимскому району он столкнулся с грубейшими нарушениями своих законных прав. Неоднократно обращался с жалобами на условия содержания в ИВС, в том числе и в прокуратуру по Нижнеилимскому району, а именно: камеры в ИВС по своей сути являются замкнутым пространством из-за отсутствия в них окон, что само по себе исключает поступление в помещение дневного света, свежего воздуха. Стены в камерах изнутри отделаны листовым железом, вентиляция фактически не работает, в пространстве между листами железа и стеной из-за скопления конденсата образовалась слизь, грибок и прочая болезнетворная среда. При этом санитарно-эпидемиологические мероприятия в камерах не проводятся абсолютно. Санитарный узел не оборудован надлежащими условиями приватности, в камеры не выдаются для общего пользования дезинфицирующие чистящие средства. Не оборудованы прогулочные дворы, отсутствуют помещения для свиданий с защитником, родственниками. Подозреваемых, обвиняемых, подсудимых не обеспечивают постельным бельем, столовой посудой для употребления пищи, хозяйственным мылом, бумагой для гигиенических целей, предметов для уборки камеры, предметов для бритья, зубной пасты со щеткой. Камеры не оборудованы предметами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, бачками для питьевой воды, радиодинамиками для вещания общегосударственной программы, урнами для мусора. Для общего использования в камерах не выдаются: настольные игры, издания периодической печати. Вместо трехразового питания, предоставляется двухразовое, пища выдается в холодном виде, единовременно вся. Просит суд признать действия прокурора по Нижнеилимскому району Кукарцева С.А., выраженные в ненадлежащем исполнении своих функциональных обязанностей по осуществлению надлежащего контроля за исполнением внесенного в адрес руководства ОВД по Нижнеилимскому району представления об устранении нарушений закона в отношении лиц, содержащихся под стражей в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району незаконными; признать действия начальника ОВД по Нижнеилимскому району Кияница О.В., выразившиеся в неисполнении представления прокурора по Нижнеилимскому району об устранении выявленного в ходе проверки в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району нарушений закона в отношении лиц, содержащихся под стражей в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району - незаконными; признать действия начальника ИВС ОВД по Нижнеилимскому району Панищева Д.Н.., выразившиеся в неисполнении представления прокурора о Нижнеилимскому району об устранении выявленного в ходе проверки в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району нарушений закона в отношении лиц, содержащихся под стражей в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району - незаконными; признать условия содержания под стражей в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району жестокими, бесчеловечными, унижающими его человеческое достоинство, сопряженные с опасностью для его физического здоровья, ненадлежащими.

Помощник прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Белозерцева Н.А. считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Указанные в заявлении Антипина Р.Г. от /дата обезличена/ нарушения законодательства, касающиеся неудовлетворительных условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району, в ходе проведенной проверки своего полного подтверждения не нашли. Так, в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району в качестве санпропускника для прохождения санитарной обработки лиц, доставленных в ИВС, используется душевая комната ИВС. Кроме того, в душевой комнате ИВС осуществляется помывка лиц, содержащихся в ИВС, один раз в неделю. Санитарно-эпидемиологические мероприятия в камерах ИВС ОВД проводятся ежеквартально. Настольные игры: шашки, нарды имеются и выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбам. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району, обеспечиваются питанием в соответствии с утвержденной начальником ГУВД по Иркутской области ФИО 1 нормой суточного довольствия лиц, содержащихся в ИВС. Услуги по организации комплексного питания для лиц, находящихся в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району, осуществляет <данные изъяты> на основании государственного контракта. Поставка продуктов осуществляется в горячем виде 2 раза в день: в 10 часов 06 минут (завтрак) и в 15 часов (обед и ужин). Кроме того, подозреваемые и обвиняемые, этапируемые из ОВД по Нижнеилимскому району в И3-2 г. Братск, обеспечиваются сухим пайком. Подозреваемые и обвиняемые, поступающие в ИВС, по необходимости обеспечиваются имеющимися в ИВС матрацами, подушками, постельными принадлежностями, полотенцами, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Хозяйственное мыло, и стиральный порошок выдается содержащимся в ИВС при посещении ими душа. Кроме того, в камерах ИВС имеется принудительная вентиляция, которая находится в исправном состоянии, еженедельно производится её осмотр и чистка. В камерах имеются предметы для уборки камеры, уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере: совки, ведра. Скамейки в камерах имеются. Выдача подозреваемым и обвиняемым, поступающим в ИВС, зубной щетки и зубной пасты для личного пользования законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем, доводы жалобы Антипина о не предоставлении для индивидуального пользования бумаги для гигиенических целей, бритвенных принадлежностей, предметов письменных принадлежностей, а также об отсутствии в ИВС дезинфекционной камеры для обработки одежды, изданий периодической печати, отсутствии в камерах шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кнопки для вызова дежурного, прогулочного дворика, помещения, специально оборудованного для свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками, укрепление стен камер ИВС листовым железом, а также несоблюдение норм санитарной площади в камере на одного человека нашли свое подтверждение.

По выявленным нарушениям требований ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» №103-ФЗ от 15 июля 1995 года и Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ №2950 от 22 ноября 2005 года, /дата обезличена/ прокуратурой района в адрес начальника ОВД по Нижнеилимскому району Кияница О.В. вносилось представление. В связи с тем, что ответ на представление в прокуратуру района своевременно не поступил, /дата обезличена/ прокуратурой района в ОВД по Нижнеилимскому району было направлено напоминание с требованием представления ответа на направленное ранее представление. /дата обезличена/ в прокуратуру района поступил ответ согласно которого, сотрудниками ОВД по Нижнеилимскому району проведено комиссионное обследование ИВС ОВД по Нижнеилимскому району, в ходе которого было установлено, что устранить все нарушения закона, указанные в представлении прокуратуры района, технически не представляется возможным, поскольку изначально здание ОВД по Нижнеилимскому району проектировалось под здание общежития, но было реконструировано под комплекс ОВД, в связи с чем, конструктивная особенность ОВД по Нижнеилимскому району не предусматривает прогулочный двор прочее. Ежегодно по мере поступления из федерального бюджета средств устраняются недостатки и осуществляется приведение ИВС ОВД по Нижнеилимскому району в соответствие с требованиями Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» N103-ФЗ от 15 июля 1995г. и Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел: утвержденных Приказом МВД РФ №2950 от 22 ноября 2005 года, однако, данных средств на устранение всех имеющихся нарушений закона не достаточно. В 2015 года планируется строительство нового ИВС ОВД по Нижнеилимскому району в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме того, прокуратурой района в /дата обезличена/ проведена проверка режима и условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району, в ходе которой было установлено, что ранее указанные нарушения закона не были устранены, информация о выявленных нарушениях направлена в прокуратуру Иркутской области, по результатам рассмотрения которой, прокуратурой области в адрес ГУВД по Иркутской области было внесено обобщенное представление.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры района, внесенного в адрес начальника ГУВД по Иркутской области /дата обезличена/ начальник МОБ ОВД по Нижнеилимскому району ФИО 2 и начальник ИВС ОВД по Нижнеилимскому району Панишев Д.Н. за нарушения требований ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» N103-ФЗ от 15 июля 1995 года и Правил внутреннего распорядка иве подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ №*** от /дата обезличена/, привлечены к дисциплинарной ответственности, данная линия деятельности ОВД по Нижнеилимскому району отделом организации деятельности специальных учреждений милиции и конвоирования МОБГУВД по Иркутской области взята на контроль.

На основании изложенного, считает, что заявление Антипина Р.Г. о признании действий (бездействий) прокурора Нижнеилимского района незаконными в части, касающейся ненадлежащего исполнения обязанностей по осуществлению контроля за выполнением требований внесенного /дата обезличена/ в адрес начальника ОВД по Нижнеилимскому району Кияница О.В. представления об устранении и нарушений требований ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» №103-ФЗ от 15 июля 1995 года, является необоснованным, удовлетворению не подлежит, поскольку прокуратурой района по выявленным в ходе прокурорских проверок нарушениям действующего законодательства принимались все предусмотренные законом меры прокурорского реагирования, осуществлялся контроль за их рассмотрением

Должностное лицо, действия которого обжалуются - начальник ИВС ОВД по Нижнеилимскому району Панишев Д.Н., действующий на основании прав по должности, заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суду пояснил, что к исполнению своих должностных обязанностей в качестве начальника ИВС ОВД по Нижнеилимскому району приступил /дата обезличена/. Здание изолятора временного содержания изначально проектировалось под жилое здание, а позднее было реконструировано под комплекс ОВД по Нижнеилимскому району, в связи с чем, оно не в полной мере соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к данным помещением. Однако все финансирование на ремонт, реконструкцию ИВС предоставляется от ГУВД Иркутской области. На поступающие денежные средства проводится ремонт здания: так, в 2009 года было выделено <данные изъяты>, которые были потрачены за замену санитарных узлов и канализации, в 2010 году были установлены полки для хранения туалетных принадлежностей, частично произведена замена электрической проводки, получены тумбочки для хранения вещей и продуктов питания, в настоящее время подготавливается смета на полную замену электрической проводки в камерах ИВС ОВД по Нижнеилимскому району. Всем должностным лицам, решающим вопросы о реконструкции ИВС ОВД по Нижнеилимскому району, были направлены письма с указанием перечня мероприятий, которых необходимо провести в 2011 году в целях приведения ИВС ОВД по Нижнеилимскому району в соответствии с нормативными требованиями и просьбой о выделении денежных средств для производства указанных работ. Считает, что он как руководитель не бездействует, а пытается привести здание ИВС ОВД по Нижнеилимскому району в надлежащее состояние, однако вследствие отсутствия соответствующего финансирования, в кратчайшие сроки это не представляется возможным. Просит суд в удовлетворении заявления отказать.

Заявитель Антипин Р.Г. в судебное заседание не явился, содержится в следственном изоляторе №*** <адрес>, в связи с чем, суд приходит к выводу о рассмотрении заявления в отсутствии заявителя Антипина Р.Г., о чем /дата обезличена/ вынесено определение Нижнеилимского районного суда Иркутской области.

В судебном заседании, проводимом /дата обезличена/ заявитель Антипин Р.Г. поддерживал свои требования в полном объеме, суду пояснял, что в ИВС при ОВД по Нижнеилимскому району он содержится с /дата обезличена/, условия в ИВС остаются на прежнем уровне: ненадлежащими, жестокими, бесчеловечными. Прокурор по Нижнеилимскому району Иркутской области исполнят свои должностные обязанности формально, не добивается полного исполнения своих представлений, направляемых в адрес начальника ОВД по Нижнеилимскому району, а также начальника ИВС при ОВД по Нижнеилимскому району. В своих возражениях прокурор Нижнеилимского района ссылается на отсутствие финансирования, однако данное утверждение является неправдой, поскольку вопрос о снятии со стен камер листового железа, раздача пищи три раза в день не зависит от денежных вливаний. Находясь в камере, стены которой обиты листовым железом и куда не проникает дневной свет, поскольку отсутствуют оконные проемы, не имея возможности дышать свежим воздухом, поскольку не выводят на прогулки, все это в совокупности унижает его человеческое достоинство, делает его содержание под стражей бесчеловечным и жестоким.

Представитель заявителя Антипина Р.Г. - Антипина Т.Н., действующая на основании доверенности от /дата обезличена/, в судебное заседание также не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте его проведения, ходатайствовала об отложении судебного заседания в связи с ее занятостью в ином деле.

Суд не признал доводы представителя заявителя Антипина Р.Г. - Антипиной Т.Н. обоснованными и свидетельствующими об уважительных причинах ее неявки в настоящее гражданское дело, в связи с чем, с учетом мнения помощника прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Белозерцевой Н.А., посчитал возможным рассмотреть заявление в отсутствие представителя Антипиной Т.Н.

Представитель заявителя Антипина Р.Г. - Антипина Т.Н., действующая на основании доверенности от /дата обезличена/ в судебном заседании, проводимом /дата обезличена/, заявленные требования своего доверителя поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Должностное лицо, действия которого обжалуются, начальник ОВД по Нижнеилимскому району Кияница О.В. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте его рассмотрения, просил рассмотреть заявление в его отсутствие, о чем в деле имеется соответствующая телефонограмма. В представленном суду письменном отзыве заявление Антипина Р.Г. также не признал, указал, что здание ОВД по Нижнеилимскому району было построено в 1981 году, изначально оно проектировалось под здание жилого общежития, но было реконструировано под комплекс ОВД, конструктивная особенность ОВД по Нижнеилимскому району не предусматривает наличие окон в камерах ИВС ОВД по Нижнеилимскому району и прогулочного двора. Материально-бытовое обеспечение производится в соответствии с нормами Приказа МВД РФ № 950-05, а также имеющихся возможностей и выделяемых средств УМТ и ХО ГУВД по Иркутской области. Кроме того, лица, содержащиеся в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району, обеспечиваются трехразовым горячим суточным питанием, которое привозится из столовой комбината питания <данные изъяты>. Также подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи; а также для общего пользования в камеры выдаются: хозяйственное мыло, настольные игры, предметы для уборки камеры.

В период времени с 2005 года по 2010 год включительно по мере поступления финансовых средств в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району производился ремонт камер и помещений ИВС ОВД по Нижнеилимскому району. В результате чего, в камерах ИВС ОВД по Нижнеилимскому району было установлено дополнительное освещение, полностью заменена электрическая проводка, установлена вытяжная вентиляция, стены камер были зашпаклеваны и покрашены, нары в камерах заменены на индивидуальные спальные места. В 2009 году был произведен капитальный ремонт канализации и санитарных узлов в камерах ИВС ОВД по Нижнеилимскому району. За период времени с 2009 года по настоящее время в ГУВД по Иркутской области было направлено 13 запросов о выделении денежных средств на ремонт и реконструкцию ИВС. 13 апреля 2011 года в УМТ и ХО ГУВД по Иркутской области повторно был направлен запрос о выделении денежных средств. В целях приведения ИВС ОВД по Нижнеилимскому району в соответствии с требованиями действующего законодательства на 2011 год запланировано ряд мероприятий. Также в 2015 году планируется строительство нового ИВС ОВД по Нижнеилимскому району в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просит суд в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав пояснения помощника прокурора, начальника ИВС по Нижнеилимскому ОВД Панишева Д.Н., свидетелей, проверив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФгражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Пункт 7 указанного Постановления предусматривает, что дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, не обеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью), а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ.

Заявитель Антипин Р.Г. в своем заявлении просит признать действия прокурора по Нижнеилимскому району Кукарцева С.А., выраженные в ненадлежащем исполнении своих функциональных обязанностей по осуществлению надлежащего контроля за исполнением внесенного в адрес руководства ОВД по Нижнеилимскому району представления об устранении нарушений закона в отношении лиц, содержащихся под стражей в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району незаконными; признать действия начальника ОВД по Нижнеилимскому району Кияница О.В., выразившиеся в неисполнении представления прокурора по Нижнеилимскому району об устранении выявленного в ходе проверки в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району нарушений закона в отношении лиц, содержащихся под стражей в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району - незаконными; признать действия начальника ИВС ОВД по Нижнеилимскому району Панищева Д.Н.., выразившиеся в неисполнении представления прокурора о Нижнеилимскому району об устранении выявленного в ходе проверки в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району нарушений закона в отношении лиц, содержащихся под стражей в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району - незаконными; признать условия содержания под стражей в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району жестокими, бесчеловечными, унижающими его человеческое достоинство, сопряженные с опасностью для его физического здоровья, ненадлежащими.

Однако суд не может согласиться с законностью данных требований, по следующим основаниям:

Статья 7 Федерального Закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых» к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых относит:

следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.

Согласно ст. 8 Федерального Закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых» следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее - следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.

Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средствфедерального бюджета. При этом штатная численность персонала следственных изоляторов сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности подозреваемых и обвиняемых в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации или в иных случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации

В силу ст. 23 Федерального Закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы регулируется как вышеуказанным Законом, так и УИК РФ, постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время", приказом Минюста РФ от 2 августа 2005 г. N 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27 июля 2006 г. N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 30 марта 2005 г. N 214 "Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний", приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 31 марта 2005 г. N 222 "Об утверждении Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" и другими нормативными актами соответствующих ведомств.

На основе данных документов подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Материально-бытовое обеспечение осужденных осуществляется путем:

- создания необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий;

- обеспечения питанием;

- вещевого обеспечения;

- организации торговой сети и иных источников дополнительного материально-бытового обеспечения.

Территория места содержания под стражей, его здания, помещения проектируются в соответствии с действующими нормативами, оборудуются инженерно-техническими средствами охраны, сигнализации и связи, содержатся согласно нормам и правилам, установленным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Государственной противопожарной службой России и другими органами. Место содержания под стражей включает в себя комплекс сооружений, куда входят: административное здание, режимный корпус, здания хозяйственного назначения, производственные мастерские, бани, прачечные, парикмахерские, ремонтно-бытовые мастерские (сапожные, портняжные), дезинфекционные камеры, склады (камеры) для хранения личных вещей и ларьки (магазины), инженерно-технические сооружения охраны и связи, культурно-бытовые здания (помещения для школы, библиотеки, радиоузла и др.), водоэлектроканализационные сети.

Для создания необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий подозреваемых и обвиняемых камеры в местах содержания под стражей оборудуются таким образом, чтобы удовлетворять требованиям санитарии и гигиены с должным учетом климатических условий, особенно в том, что касается кубатуры воздуха, разумной площади, освещения, отопления и вентиляции. В помещении должна поддерживаться температура не ниже 18°С. Во время вывода на прогулку подозреваемых и обвиняемых камеры проветриваются открытием окон и дверей.

При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Ежедневно по потребности в камеры выдается кипяченая вода для питья.

В местах содержания под стражей подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности - матрас, подушка, одеяло, простыни, полотенца для рук и ног и т.д. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Одежда должна содержаться в чистоте и исправности. Стирку и выдачу свежего белья следует обеспечивать в соответствии с требованиями гигиены.

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой.

Согласно приказу Минюста РФ от 2 августа 2005 г. N 125 установлены минимальные нормы обеспечения подозреваемых и обвиняемых необходимыми средствами. Они в течение месяца получают 200 г хозяйственного мыла, 50 г туалетного мыла (женщины - 100 г), 30 г зубной пасты или порошка, 25 м туалетной бумаги. Женщине на месяц выдается 10 шт. средств личной гигиены, а мужчинам 6 шт. одноразовых бритв. Раз в 6 месяцев выдается зубная щетка. Они выдаются в случае отсутствия на лицевых счетах подозреваемых и обвиняемых необходимых средств по их просьбе.

Допрошенные в судебном заседании, проводимом /дата обезличена/, свидетели ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5 суду поясняли, что по прибытию в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району подозреваемых, обвиняемых не проводится их дезинфекция, установлен один банный день - четверг; постельным бельем не обеспечиваются, матрацы, на которых приходится спать очень грязные и неопрятные. Дневной свет в камеры не проникает из-за отсутствия окон, прогулочный двор отсутствует, вентиляция в камерах в плачевном состоянии, вследствие чего в камерах всегда присутствует неприятный запах, воздух сырой и влажный. Кормят один раз в день - в 15-16 часов вечера, приносят разово и завтрак, и обед, и ужин.

Как усматривается из Акта, составленного по результатам мероприятий по контролю за ИВС от /дата обезличена/, врачом по общей гигиене, ИВС находится в здании РОВД, год постройки 1981. Последний капитальный и косметический ремонт был проведен в 2006 году. Необходим перевод ИВС в другое здание, поскольку требуется проведение капитального ремонта, отсутствует хозяйственный двор, прогулочный дворик. Количество камер - 9 штук, общей площадью 95 кв.м. Набор помещений Своду правил СП 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» не соответствует.

ИВС имеет централизованное горячее и холодное водоснабжение, вытяжную вентиляцию, уборка помещений ИВС проводится один раз в сутки.

Лимит наполнения ИВС на момент проверки соответствует требованиям, Федерального Закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления»; наличие постельного белья и постельных принадлежностей согласно лимиту заполнения - 60%, кладовые для хранения грязного и чистого постельного белья отсутствуют.

В камерах для общего пользования имеется: мыло хозяйственное, уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камерах.

Оборудование камер: санитарный узел с соблюдением необходимых мер приватности, стол, кран с водопроводной водой, полка для туалетных принадлежностей, урна для мусора, вытяжная вентиляция, тазы для гигиенических целей и стирки одежды.

Естественное освещение в камерах отсутствует.

Отсутствует дезокамера, а также отсутствует договор со сторонними организациями на проведение камерной обработки носильных вещей и постельных принадлежностей.

Имеется одна душевая сетка, здравпункт, отделка которого соответствует СанПину 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», фельдшер.

Спецконтингент обеспечивается трехразовым ежедневным питанием, поставляемым ООО <данные изъяты>. В распоряжении ИВС имеется электрическая плита, микроволновая печь, холодильник, раковина с подводкой горячей и холодной воды, шкаф для хранения посуды. Режим мытья посуды соответствует СП 2.3.6.1079 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Наличие столовой посуды и столовых приборов от лимита исполнения - 80%. Отсутствует комната подогрева и приема пищи.

В камерах №*** стены, смежные с другими камерами частично покрыты листовым железом. Между стенами и листовым железом, видимые поражения грибком отсутствуют.

Естественное освещение в камерах отсутствует из-за конструктивных особенностей расположения камер.

Замеры искусственной освещенности в камерах, неэффективности работы вытяжной вентиляционной системы не могут быть выполнены в связи с отсутствием санитарно-гигиенической лаборатории.

Как было указано выше, финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средствфедерального бюджета.

В связи с этим, на основании проведенного исследования, прокурором Нижнеилимского района Иркутской области Кукарцевым С.А. в адрес начальника ГУВД по Иркутской области ФИО 6 /дата обезличена/ было направлено представление об устранении нарушений требований Федерального закона Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» №103-ФЗ от 15 июля 1995 года в деятельности ИВС ОВД по Нижнеилимскому району, которым требует принять меры по созданию в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Кроме этого, ранеенеоднократно прокурором Нижнеилимского района о выявленным нарушениям требований ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» №103-ФЗ от 15 июля 1995 года 14 июля 2009 года прокуратурой района в адрес начальника ОВД по Нижнеилимскому району Кияница О.В. вносилось представление. В связи с тем, что ответ на представление в прокуратуру района своевременно не поступил, /дата обезличена/ прокуратурой района в ОВД по Нижнеилимскому району было направлено напоминание с требованием представления ответа на направленное ранее представление.

/дата обезличена/ в прокуратуру Нижнеилимского района поступил ответ согласно которого, сотрудниками ОВД по Нижнеилимскому району проведено комиссионное обследование ИВС ОВД по Нижнеилимскому району, в ходе которого было установлено, что устранить все нарушения закона, указанные в представлении прокуратуры района, технически не представляется возможным, поскольку изначально здание ОВД по Нижнеилимскому району проектировалось под здание общежития, но было реконструировано под комплекс ОВД, в связи с чем, конструктивная особенность ОВД по Нижнеилимскому району не предусматривает прогулочный двор прочее.

Ежегодно по мере поступления из федерального бюджета средств устраняются недостатки и осуществляется приведение ИВС ОВД по Нижнеилимскому району в соответствие с требованиями Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» N103-ФЗ от 15 июля 1995г. и Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел: утвержденных Приказом МВД РФ №2950 от 22 ноября 2005 года, однако, данных средств на устранение всех имеющихся нарушений закона не достаточно.

В 2015 года планируется строительство нового ИВС ОВД по Нижнеилимскому району в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Далее, в ноябре 2009 года прокуратурой Нижнеилимского района проведена проверка режима и условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району, в ходе которой было установлено, что ранее указанные нарушения закона не были устранены, информация о выявленных нарушениях направлена в прокуратуру Иркутской области, по результатам рассмотрения которой, прокуратурой области в адрес ГУВД по Иркутской области было внесено обобщенное представление.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры района, внесенного в адрес начальника ГУВД по Иркутской области /дата обезличена/ начальник МОБ ОВД по Нижнеилимскому району ФИО 2 и начальник ИВС ОВД по Нижнеилимскому району Панишев Д.Н. за нарушения требований ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» N103-ФЗ от 15 июля 1995 года и Правил внутреннего распорядка иве подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ №2950 от 22 ноября 2005 года, привлечены к дисциплинарной ответственности, данная линия деятельности ОВД по Нижнеилимскому району отделом организации деятельности специальных учреждений милиции и конвоирования МОБГУВД по Иркутской области взята на контроль.

Кроме этого, неоднократно начальником РОВД по Нижнеилимскому району Кияница О.В. направлялись ходатайства, письма с перечнем мероприятий, которые необходимо провести в целях приведения ИВС ОВД по Нижнеилимскому району в соответствии с требованиями действующего законодательства и указанием необходимой денежной суммы главе поселения, начальнику ООДСУМиК МОБ ГУВД Иркутской области, начальнику УМТ и ХО ГУВД по Иркутской области, однако выделяемых денежных средств недостаточно для приведения ИВС в состояние, регламентированное действующим законодательством.

Действующее законодательство под понятием «бездействие» понимает не совершение общественно-полезных действий, которые определенное лицо в силу своих профессиональных или должностных полномочий обязано было совершить, но не сделало этого, чем причинило какой-либо ущерб третьим лицам или нарушило их законные права и свободы

Суд, учитывая все обстоятельства, установленные в процессе рассмотрения данного гражданского дела, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности приходит к выводу о необоснованности требований заявителя Антипина Р.Г., поскольку из представленных суду письменных доказательств усматривается, что должностные лица, бездействия которых обжалуются, предпринимают все необходимые и зависящие от них меры по получению финансирования с целью приведения ИВС ОВД по Нижнеилимскому району в соответствие с требованиями Федерального закона №103. По мере поступления данного финансирования проводится частичный ремонт и комплектация помещений ИВС ОВД по Нижнеилимскому району.

Также является бездоказательным тот факт, что условия содержания под стражей в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району для Антипина Р.Г. являются жестокими, бесчеловечными, ненадлежащими, унижающими его человеческое достоинство, сопряжены с опасностью дл его физического здоровья.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Антипина Р.Г. об обжаловании действий прокурора Нижнеилимского района, начальника ОВД по Нижнеилимскому району, начальника ИВС при ОВД по Нижнеилимскому району и о признании условий содержания под стражей в ИВС ОВД по Нижнеилимскому району жестокими, унижающими человеческое достоинство - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 06 июня 2011 года.

       

Председательствующий                                                                           М.А. Белошицкая

Решение вступило в законную силу 27 марта 2012 года.