Решение по иску о взыскании недополученной заработной платы. Решение вступилов в законную силу 16.04.2012г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2012 года

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Перфиловой М.А. при секретаре Богачёвой М.А., с участием помощника прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Тимощук Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-268/12 по исковому заявлению прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Петуховой Т.И., Ашихминой В.В., Маслаковой Л.В., Виноградовой В.М. к Муниципальному учреждению культуры «Городской Дом культуры «Прометей» о взыскании недополученной заработной платы

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нижнеилимского района Иркутской области обратился в Нижнеилимский районный суд Иркутской области с исковым заявлением в интересах Петуховой Т.И., Ашихминой В.В., Маслаковой Л.В., Виноградовой В.М. к Муниципальному учреждению культуры «Городской Дом культуры «Прометей» о взыскании недополученной заработной платы, в обоснование которых указал, что в прокуратуру района с заявлениями о нарушении трудовых прав обратились работники МУК «Городской Дом культуры «Прометей» Маслакова Л.В., Петухова Т.В., Виноградова В.М., Ашихмина В.В., которые указали на то, что в нарушение Федерального Закона РФ «О минимальном размере оплаты труда» заработная плата им выплачивается в заниженном размере. В результате проведенной проверки установлено, что размер заработной платы заявителей, работающих в должностях <данные изъяты>, не соответствует действующему трудовому законодательству. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от /дата обезличена/ <данные изъяты> Виноградовой В.М. установлен оклад в размере <данные изъяты>, надбавка к окладу за сложность и напряженность труда 12% - <данные изъяты>. Дополнительными соглашениями <данные изъяты> Петуховой Т.В., Ашихминой В.В., Маслаковой Л.В.установлен оклад в размере <данные изъяты>, надбавка к окладу 35% - <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда», в редакции от 24.06.2008 года, с изменениями от 01 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2011 года в сумме 4611 рублей в месяц. В соответствии со ст. 2 указанного Федерального Закона минимальный размер оплаты труда, установленный ст. 1 вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими организациями - за счет собственных средств.

В силу ч.3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Главой 50 ТК РФ установлены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Статьями 316 и 3 17 ТК РФ предусматривается выплата районного коэффициента и процентной надбавки именно к заработной плате.

В соответствии со ст. 146 ч. 2 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Повышенный размер оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями, к которым относятся местности, приравненные к районам Крайнего Севера, обеспечивается путем применения к заработной плате работников районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в указанных районах и местностях. Районные коэффициенты к заработной плате установлены с целью компенсировать повышенные затраты труда работников, связанные с выполнением работ в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями. В силу ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Главой 50 ТК РФ установлены государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в число таких гарантий и компенсаций входит и применение к заработной плате (дополнительно) процентной надбавки и районного коэффициента. Норма ст. l33 ТК РФ носит общий характер, применима для всех работодателей и работников, однако нормы главы 50 ТК РФ, предусматривающие особенности в регулировании труда отдельных категорий работников, должны применяться для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

08 июня 2011 года трехсторонней комиссией в составе Правительства Иркутской области, Иркутского областного объединения организаций профессиональных союзов, представляющих работников, Иркутского регионального объединения работодателей «Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей» заключено региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год, в соответствии с которым установлен размер минимальной заработной платы для работников организаций, расположенных в муниципальном образовании «Нижнеилимский район с 01 июня 2011 года в сумме 6052 рубля, с 01 сентября 2011 года - 6721 рубль. При этом в размер минимальной заработной платы в Иркутской области включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Считает, что приведенные положения Регионального соглашения противоречат требованиям федерального законодательства, а потому не могут применяться.

Таким образом, за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ Маслакова Л.В., Петухова Т.В., Виноградова В.М., Ашихмина В.В. не получили заработную плату, гарантированную федеральным законодательством. А именно, Маслаковой Л.В. недополучено <данные изъяты>, Петуховой Т.В. недополучено заработной платы в размере <данные изъяты>; Виноградовой В.М. недополучено заработной платы в размере <данные изъяты>, Ашихминой В.В. недополучено заработной платы в размере <данные изъяты>, согласно представленному расчету.

Действия работодателя МУК «Городской Дом культуры «Прометей» противоречат указанным положениям трудового законодательства, нарушают права работников на оплату труда, размер которой должен соответствовать размеру, установленному ФЗ РФ «О минимальном размере оплаты», с учетом гарантий и компенсаций затрат труда работников, связанных с выполнением работ в районах с неблагоприятными природными климатическими условиями. В соответствии со ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Просит взыскать с ответчика - МУК «Городской Дом культуры «Прометей» недополученную заработную плату в пользу Маслаковой Л.В. за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в размере <данные изъяты>; Ашихминой В.В. за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в размере <данные изъяты>; Петуховой Т.И. за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в размере <данные изъяты>; Виноградовой В.М. за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании помощник прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Тимощук Ю.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истцы Маслакова Л.В., Петухова Т.В., Виноградова В.М., Ашихмина В.В. в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.

Представитель ответчика МУК «Городской Дом культуры «Прометей» - Павлюченко А.А., действующий на основании доверенности от /дата обезличена/, в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, указав, что согласно ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Трудовой кодекс РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

С учетом вышесказанного Верховный Суд РФ в определении от 23.07.2010 года № 75-В10- 2 пришел к выводу, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Компенсационная выплата в абзаце первом статьи 129 Трудового кодекса РФ определена законодателем, как элемент заработной платы. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный суд «является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики». Соответственно акты Верховного Суда РФ содержат в себе общее правило, имеющее применение во всех аналогичных случаях, т.е. являются источником объективного права.

Глава 50 Трудового кодекса РФ предусматривает гарантии и компенсации в сфере регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним честностях. Требования статей Трудового кодекса РФ, предусматривающих выплату заработной платы с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, муниципальным учреждением культуры «Дом культуры «Прометей» в отношении Петуховой Т.И., Ашихминой В.В., Маслаковой Л.В., Виноградовой В.М. исполняются в полном объеме. Требуемые гарантии учитываются при начислении заработной платы в совокупности с требованиями статей 129, 133 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, указывает, что с /дата обезличена/ на территории Иркутской области действует Региональное трехстороннее соглашение «О минимальном размере оплаты труда в Иркутской области», которым для Нижнеилимского района установлен фиксированный размер минимального заработка, в который уже включены и северная надбавка, и районный коэффициент. В связи с чем, требование прокурора о взыскании недовыплаченной заработной платы работникам муниципального учреждения за спорный период является необоснованным. Просит суд в иске отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - Администрация Новоигирменского городского поселения своего представителя в суд не направило, было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, возражений в отношении исковых требований не представило, о причинах неявки не известило.

Суд, с учетом мнения сторон, посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истцов, представителя третьего лица, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения сторон, проверив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

Как с достоверностью установлено судом и не было оспорено ответчиком, истцы Маслакова Л.В., Петухова Т.В., Виноградова В.М., Ашихмина В.В. в спорный период состояли в трудовых отношениях с МУК «Городской Дом культуры «Прометей», а именно Виноградова В.М. в должности <данные изъяты>; Маслакова Л.В., Ашихмина В.В., Петухова Т.В. в должности <данные изъяты>, что подтверждается соответствующими приказами о приеме на работу, трудовыми договорами.

Согласно представленным суду справкам по начислению заработной платы истцам установлен оклад (тарифная ставка) в размере: Виноградовой В.М. - <данные изъяты>, надбавка за сложность и напряженность - 12%; Маслаковой Л.В., Ашихминой В.В., Петуховой Т.В. - <данные изъяты>, надбавка - 35%; процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера 50%, районный коэффициент в размере 60% установлена для всех истцов одинаково.

Периоды, учитываемые истцами при предъявлении своих исковых требований о взыскании недополученной заработной платы, ограничены периодом с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ включительно.

Доводы представителя ответчика о том, что начисление заработной платы истицам производилось в соответствии с требованиями трудового законодательства, в частности не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), суд находит необоснованными.

Так, статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Согласно ст. 72 Конституции РФ, трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросу заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ.

Часть третья статьи 133 ТК РФ в редакции от 01.09.2007 года предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Действовавшее до 01.09.2007 (часть 2 статьи 129 ТК РФ в редакции ФЗ РФ от 30.06.2006 № 90-ФЗ) правовое регулирование определяло МРОТ как минимальную заработную плату, выплачиваемую за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы. И как следствие в МРОТ не включались выплаты, призванные стимулировать работника к качественному труду и компенсировать неблагоприятные производственные факторы, тарифная ставка и оклад, базовый оклад, базовые ставки заработной платы по квалификационным группам работников не могли быть ниже МРОТ.

Приведенное правовое регулирование было изменено ФЗ РФ от 20.04.07 № 54-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ РФ «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ, который наряду с повышением МРОТ с 01.01.2009 года до 4330 рублей, исключил из статьи 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу часть 4 статьи 133 ТК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определениях от 01.10.2009 № 1160-О-О, от 17.12.2009 № 1557-0-0, основным назначением МРОТ в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени. Федеральный законодатель, существенно увеличив МРОТ и признав утратившей силу часть 4 статьи 133 ТК РФ, предусматривавшей установление оклада (тарифной ставки) в размере не ниже МРОТ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях, были сохранены в неизменном виде.

Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Таким образом, в состав МРОТ не включаются доплаты за работу в особых условиях, которые должны начисляться к минимальной оплате труда.

Правильность данного вывода подтверждается буквальным содержанием статей 147, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, где речь идет о доплатах к заработной плате. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.

Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренными статьями 146-148 ТК РФ. Дополнительная работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежит оплате в виде надбавок, доплат. Также в состав МРОТ должны включаться различного рода стимулирующие надбавки, в том числе за сложность, за качественные показатели труда.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет с /дата обезличена/ <данные изъяты> в месяц.

Согласно статьям 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.

Из данного Перечня, а также из "Общероссийского классификатора объектов

административно-территориального деления" ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413, усматривается, что на территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.

Согласно данному Перечню местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в том числе и Нижнеилимский район Иркутской области.

Из приведенных выше данных, определенных с учетом Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» следует, что не все входящие в состав Иркутской области районы являются районами с одинаковыми природно-климатическими условиями, в т.ч. с теми, в зависимости от наличия которых в определенных местностях законодатель выделяет их в особую группу.

Главой 50 ТК РФ установлены дополнительные гарантии с учетом особенностей труда, в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, которые распространяются на местности, приравненные к районам Крайнего Севера, каковой в том числе является и Нижнеилимский район Иркутской области.

Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

При этом в ст. 146, 147, 148 ТК РФ законодатель также указал, что оплата труда в таких местностях производится в повышенном размере.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы истиц о необходимости оплаты труда с учетом минимального размера оплаты труда, а также и с обязательным дополнительным учетом гарантий, установленных федеральным законодателем.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, законодатель, уточняя, что входит в оплату труда указывает на взаимосвязь ее составляющих с условиями выполняемой работы. Очевидно, что условия работы у уборщика служебных помещений, вахтера-сторожа при одинаковой квалификации работников, сложности, количестве и качестве работы, работающих в местности с обычными климатическими условиями и у работников данных специальностей, но работающих в местности с особыми климатическими условиями, являются различными. В противном случае у законодателя не имелось бы необходимости устанавливать для таких категорий работников дополнительные гарантии и компенсации. Данный факт представителями ответчика не оспаривается.

В связи с этим, применение установленного минимального размера оплаты труда без учета установленных законом гарантий и компенсаций одинаково во всех районных Иркутской области привело бы к нарушению указанного выше конституционного принципа, а также принципа справедливости оплаты труда, установленного ст.2 ТК РФ.

Как следует из представленных суду трудовых договоров, заключенных с истцами, расчетных листков, размер районного коэффициента и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет соответственно 60% и 50%.

Следовательно, минимальный размер их заработной платы при выполнении нормы рабочего времени не может ниже 9 683 рублей 10 копеек (4611 руб. + 50% процентная надбавка + 60% районный коэффициент).

Согласно представленным суду расчетным листкам за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/, анализа порядка начисления заработной платы каждому из истцов, заработная плата истцам начислялась по следующим образом: должностной оклад исходя из присвоенного разряда, доплаты, районный коэффициент и северная надбавка.

Анализируя представленные суду расчеты недополученной истцами заработной платы, суд соглашается с их правильностью за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ включительно в полном объеме.

Таким образом, суммы недополученной заработной платы составляют:

у Маслаковой Л.В. за период за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ - <данные изъяты>,

Ашихминой В.В. за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в размере <данные изъяты>;

Петуховой Т.И. за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в размере <данные изъяты>;

Виноградовой В.М. за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в размере <данные изъяты>, которые и подлежат взысканию с ответчика.

Что касается довода представителей ответчика о применении при исчислении минимального размера оплаты труда действующего в Иркутской области регионального соглашения, которое содержит в себе все компенсационные выплаты, в том числе доплаты за работу в особых климатических условиях, то суд исходит из следующего:

В силу ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ (в редакции от 01 июня 2011 года) на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года в сумме 4 611 рублей в месяц.

В соответствии с принципом разграничения полномочий статьёй 133.1 ТК РФ установлено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

08 июня 2011 года в целях установления размера минимальной заработной платы в Иркутской области, в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Иркутской области и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области (далее - Правительство), Иркутское областное объединение организаций профессиональных союзов, представляющих работников (далее - Профсоюзы), Иркутское региональное объединение работодателей «Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей», представляющее работодателей (далее - Работодатели), вместе именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили Региональное трехстороннее соглашение «О минимальном размере оплаты труда в Иркутской области».

Для работников организаций, расположенных в муниципальном образовании «Нижнеилимский район», с /дата обезличена/ - в сумме <данные изъяты>, с /дата обезличена/ - в сумме <данные изъяты>.

В размер минимальной заработной платы в Иркутской области включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Следовательно, минимальный размер оплаты труда выполняет две функции - защищает работников от неоправданно низкой заработной платы, не обеспечивающей производство рабочей силы, и является базовой величиной для составления тарифных ставок и окладов.

Статья 1 Конвенции МОТ № 95 от 01 июля 1949 года «Об охране заработной платы» «заработную плату» определяет как всякое независимое от названия и метода исчисления вознаграждения или заработок, исчисляемый в деньгах и устанавливаемый соглашением или национальным законодательством, уплачиваемый в силу письменного или устного договора о найме предпринимателем трудящемуся за труд, который выполнен или должен будет выполнен.

А статья 7 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года, подписанного СССР и вступившего в силу 03 октября 1976 года (обязательный для Российской Федерации как его правопреемника по международным договорам), устанавливает, что участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение и справедливую заработную плату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; удовлетворительное существование для работников и их семей.

Таким образом, заработная плата должна справедливо отражать особенности труда и быть равной при равной ценности труда.

Однако указанные положения Регионального соглашения противоречат требованиям международного и федерального законодательства, а потом не могут применяться. Так, в силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Также, суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о необходимости учета при рассмотрении настоящего гражданского дела позиции по данному вопросу Верховного суда РФ, приведенную им в своих определениях от 23 июля 2010 года № 75-В10-2 по следующим основаниям.

В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцам требованиям. При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В связи с этим, принятые по иным требованиям иных истцов Верховным Судом РФ решения сами по себе не могут распространять свое действие на правоотношения, возникшие между истцами и ответчиком по настоящему гражданскому делу.

Кроме того, в рамках реализации своего права по даче разъяснений по вопросам судебной практики, Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 года разъяснено, что компенсационные, стимулирующие, а равно социальные выплаты, могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу статей 135, 136 ТК РФ ответственность по начислению и выплате заработной платы лежит на работодателе.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования о взыскании недополученной заработной платы за период за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ включительно в пользу Петуховой Т.И., Ашихминой В.В., Маслаковой Л.В., Виноградовой В.М. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Петуховой Т.И., Ашихминой В.В., Маслаковой Л.В., Виноградовой В.М. к Муниципальному учреждению культуры «Городской Дом культуры «Прометей» о взыскании недополученной заработной платы к Муниципальному учреждению культуры «Городской Дом культуры «Прометей» о взыскании недополученной заработной платы - удовлетворить.

Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Городской Дом культуры «Прометей» в пользу Маслаковой Л.В. за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в размере <данные изъяты>; Ашихминой В.В. за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в размере <данные изъяты>; Петуховой Т.И. за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в размере <данные изъяты>; Виноградовой В.М. за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Городской Дом культуры «Прометей» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 13 марта 2012 года.

           

Председательствующий                                                                              М.А. Перфилова

Решение вступило в законную силу 16 апреля 2012 года.