РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Железногорск-Илимский 12 апреля 2012г. Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Чемодановой О.В., при секретаре Голинской Т.С., с участием старшего помощника прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Тимощук Ю.В., представителя ответчика Корниенко А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-357/2012 по иску прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах государства и неопределенного круга лиц к ООО «Леспром» об обязании проведения аттестации рабочих мест, У С Т А Н О В И Л: *** в интересах государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Леспром» об обязании проведения аттестации рабочих мест. В обоснование своих исковых требований указал, что в ходе проверки соблюдения ООО «Леспром» норм трудового законодательства прокуратурой района выявлены нарушения требований охраны труда, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. Установлено, что ООО «Леспром» действует на основании Устава, утвержденного решением участника ООО «Леспром» С. от *** Основным видом деятельности учреждения является лесозаготовка, распиловка, оптовая и розничная торговля лесоматериалами. На момент проверки в ООО «Леспром» действует штатное расписание учреждения, утвержденное директором ООО «Леспром» Корниенко А.И. , введенное в действие с *** со штатной численностью работников в количестве *** человек. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что аттестация рабочих мест до настоящего времени не проведена. Статья 37 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов сырья и материалов, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. Согласно Порядку о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011г. № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Оценка соответствия условий труда государственным нормативным Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами; индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда. Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии. Не проведение аттестации рабочих мест, также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - возможных работников данного предприятия, т.е. затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица. Проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Кроме того, в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате не обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода. Отсутствие аттестации рабочих мест на данном предприятии противоречит интересам государства. Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства. В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Таким образом, в ООО «Леспром» не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда. Просит суд обязать ООО «Леспром» провести аттестацию рабочих мест, согласно действующему штатному расписанию на *** год в срок не позднее 4 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения. В судебном заседании старший помощник прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Тимощук Ю.В. поддержала исковые требования, в обоснование которых привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Корниенко А.И., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что действительно аттестация рабочих мест в ООО «Леспром», согласно штатному расписанию на *** год не проводилась, но просит учесть, что аттестация рабочих мест до настоящего времени не проведена по объективным причинам в связи с необходимостью проведения большого объема работы и подготовки документов. Кроме того, считает, что аттестации подлежат лишь основные должности, а не все должности, согласно штатному расписанию. Представитель третьего лица Государственной инспекции труда по Иркутской области - в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания был извещен судом надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что находит исковые требования прокурора обоснованными в полном объеме. Выслушав прокурора, представителя ответчика Корниенко А.И., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 81, 209, 212 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными трудовыми актами. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере труда. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно п.4 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011г. № 342н, аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей. Согласно п.п. 4 и 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011г. № 342н, аттестации подлежат все рабочие места работодателя; сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Согласно п.45 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» после проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. Как установлено судом, прокуратурой Нижнеилимского района Иркутской области проведена проверка соблюдения ООО «Леспром» норм трудового законодательства, в ходе, которой выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. Основной целью деятельности ответчика, действующего на основании Устава, утвержденного решением участника ООО «Леспром» С. от ***, является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и получение прибыли. Для достижения основной цели, ООО «Леспром» в установленном законодательством Российской Федерации и Иркутской области порядке осуществляет следующие виды деятельности: лесозаготовка; распиловка и строгание древесины; предоставление услуг по пропитке древесины; производство общестроительных работ по возведению зданий; производство электромонтажных работ; производство штукатурных работ; производство столярных и плотничных работ; устройство покрытий полов и облицовка стен; производство малярных и стекольных работ; деятельность агентов по оптовой и торговле лесоматериалами; оптовая торговля лесоматериалами; прочая оптовая торговля, розничная торговля лесоматериалами; деятельность магистрального грузового железнодорожного транспорта; деятельность автомобильного грузового специализированного и неспециализированного транспорта; транспортная обработка прочих грузов; хранение и складирование прочих грузов. Согласно приказу *** от *** руководителя ООО «Леспром» директором ООО «Леспром» назначена С.. Как установлено судом, по состоянию на *** среднесписочная численность работников ответчика составляет *** человек, однако аттестация рабочих мест до настоящего времени ответчиком не проведена. В связи с этим судом усматривается нарушение прав работников, которые в связи с отсутствием аттестации рабочих мест впоследствии могут быть лишены прав на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии. Не проведение аттестации рабочих мест также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - возможных работников данного предприятия, то есть затрагивает права неопределенного круга лиц. Кроме того, суд согласен с позицией истца в том, что в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни или здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате не обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода. Таким образом, ответчиком не обеспечено право работников на безопасные условия труда. Согласно ст. 37 Конституции РФ государство гарантирует каждому гражданину РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. По приведенным выше основаниям суд находит необоснованными доводы представителя ответчика о том, что аттестации подлежат не все должности, включенные в штатное расписание. Кроме того, приведенное выше правовое регулирование не предусматривает права работодателя проводить аттестацию рабочих мест дифференцированно, по своему усмотрению, устанавливая ко всем, без исключения рабочим местам, созданным работодателем, определенные требования. Доводы представителя ответчика о том, что они не имели возможности своевременно провести аттестацию рабочих мест, суд также находит несостоятельными, поскольку обязанность проведения аттестации рабочих мест прямо предусмотрена действующим законодательством, в связи с чем, ответчик должен был предпринять исчерпывающие меры, направленные на недопущение нарушений законодательства и своевременное проведение аттестации рабочих мест. При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению о том, что исковые требования прокурора об обязании ООО «Леспром» провести аттестацию рабочих мест - обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах государства и неопределенного круга лиц к ООО «Леспром» об обязании проведения аттестации рабочих мест - удовлетворить. Обязать ООО «Леспром» провести аттестацию рабочих мест согласно штатному расписанию на *** год в срок не позднее 4 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 17.04.2012 года. Судья О.В.Чемоданова
требованиям охраны труда включает в себя оценку соответствия условий
труда гигиеническим нормативам; оценку травмоопасности рабочих мест;
оценку обеспеченности работников СИЗ; комплексную оценку условий труда
на рабочих местах.