Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Железногорск-Илимский 11 апреля 2012г. Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Чемодановой О.В., при секретаре Голинской Т.С., с участием представителя истца Панова С.А. - Валевич О.М., представителя ответчика администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» Архипенко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-305/2012 по иску Панова С.А., Пановой И.Я. к администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» об обязывании предоставить жилое помещение вне очереди, У С Т А Н О В И Л: Панов С.А., Панова И.Я. обратились в Нижнеилимский районный суд с иском к администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» об обязывании предоставить жилое помещение вне очереди. В обоснование исковых требований указали, что на основании договора найма жилого помещения *** от *** являются нанимателями жилого помещения по адресу: *** В соответствии с заключением межведомственной комиссии от *** по оценке соответствия жилых помещений и домов требованиям, установленным действующим законодательством с учетом того, что основные строительные конструкции дома по вышеуказанному адресу находятся в ограниченно работоспособном недопустимом ветхом состоянии, а условия проживания не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, комиссия пришла к выводу о не соответствии жилого дома по адресу: *** требованиям, предъявляемым к жилым домам, в связи с чем, он признан непригодным для проживания. На основании заключения межведомственной комиссии от *** главой администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» издано Постановление от 22.01.2010г. №10 «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу». В целях реализации Федерального закона от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Думой Железногорск-Илимского городского поселения вынесено решение от 24.12.2008г. №91 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Железногорск-Илимского городского поселения на 2009-2019гг.». Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Верховный Суд РФ разъяснил особенности применения ст. 89 ЖК РФ, закрепляющей порядок предоставления гражданам жилого помещения при выселении из аварийного или ветхого жилья. Так, Верховный Суд РФ пояснил, что ст.89 ЖК РФ лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения. И суды, рассматривая каждый спор, относительно предоставляемых жилых помещений, должны исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения. Верховный Суд РФ также указал, что ст. 89 ЖК РФ предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся жильем. Таким образом, при предоставлении гражданам нового жилья взамен сносимого уполномоченный орган должен учитывать не только площадь ранее занимаемого помещения, но и число комнат. Таким образом, обладая полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления жилищным законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в нарушение вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, администрацией муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» до настоящего времени не решен вопрос об отселении истцов из вышеуказанного жилого помещения. Просят суд обязать Администрацию муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» предоставить им (Панову С.А., Пановой И.Я.) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не менее *** кв.м. общей площадью, отвечающее санитарным, гигиеническим и техническим требованиям, вне очереди взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения по адресу: *** Истец Панов С.А. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Валевич О.М. Истица Панова И.Я. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствует о рассмотрении дела в её отсутствие. Представитель истца Панова С.А. - Валевич О.М., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от *** выданной сроком на *** года, в судебном заседании поддержала заявленные требования, в обоснование которых привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» Архипенко Н.А., действующая на основании доверенности *** от *** выданной сроком по ***, исковые требования не признала. В обоснование своих возражений указала, что на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от *** истец Панов С.А. и члены его семьи были поставлены на учет на внеочередное получение жилья с порядковым номером очереди *** На момент разрешения спора истцы в списке на внеочередное получение жилого помещения учтены под номером *** Истцам было отправлено письмо от *** *** об отсутствии свободного муниципального жилищного фонда, с предложением до получения равноценного жилого помещения взамен аварийного переселиться во временное жилое помещение, расположенное по адресу: *** от которого истцы отказались. Администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» сможет предоставить истцам благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен аварийного при появлении свободного жилого равноценного помещения. В связи с отсутствием свободных жилых помещений на территории муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», предоставить равноценное жилое помещения истцам по договору социального найма на сегодняшний день не представляется возможным. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. №47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Порядок оспаривания соответствующих решений установлен главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде. Данное решение, а именно Постановление администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» от 22.01.2010г. №10, которым был установлен срок переселения граждан из аварийного жилья (в срок до ***) оспорено не было. Администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» сможет предоставить истцам благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен аварийного при появлении свободного жилого равноценного помещения в срок до *** Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему: Как свидетельствует договор найма жилого помещения *** от ***, нанимателем жилого помещения по адресу: *** является Панов с.А.. В договор в качестве члена семьи нанимателя включена *** истца - истица Панова И.Я. (л.д. 5-6). Заключением *** от *** межведомственной комиссии жилой дом по адресу: *** признан непригодным для проживания по причине физического износа (л.д.48). Постановлением главы муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» №10 от 22.01.2010г. дом *** признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 8). Постановлением главы администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» №152 от 11.04.2012г. «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» №10 от 22.01.2010г. «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу», дом *** признан непригодным для дальнейшего проживания (л.д.63). Судом установлено, что названное выше заключение межведомственной комиссии в настоящее время кем-либо из заинтересованных лиц в установленном порядке не оспорено. Какого-либо иного акта, свидетельствующего о пригодности для проживания указанного жилого дома и жилых помещений в нем, суду не представлено. Судом также установлено, что на основании названного заключения межведомственной комиссии Панов С.А., а также член его семьи Панова И.Я., указанная в вышеназванном договоре социального найма, *** *** включены в список на внеочередное получение жилого помещения и были учтены в нем под номером ***. Представленные суду списки граждан на внеочередное получение жилья по состоянию на *** свидетельствуют о том, что истцы в нем учтены под номером *** (л.д.51-53). Согласно ст. 51 ЖК РФ, проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со с п. 1 ч. 2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47. Таким образом, суд приходит к выводу, что право истцов на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма является бесспорным. Данное право истцов представителем ответчика Архипенко Н.А. в судебном заседании не оспорено. Частью 1 статьи 85 ЖК РФ предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу (п. 1); жилое помещение признано непригодным для проживания (п. 3). Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Судом установлено и не оспаривается представителем Администрации Железногорск-Илимского городского поселения, что помещение, которое в настоящее время занимают истцы, представляет опасность по причине физического износа строительных конструкций и для проживания непригодно. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления обязан незамедлительно предоставить истцам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ, ч.1 ст. 85 ЖК РФ. При этом, предоставление истцам другого жилого помещения взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от каких-либо причин, как и не может данная обязанность быть преодолена путем предоставления истцам какого-либо временного жилья, не соответствующего при этом по своим характеристикам занимаемому ими в настоящее время жилому помещению. Обстоятельства того, что жилое помещение по адресу: *** находится в казне муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», исполнительно-распорядительным органом которого является Администрация Железногорск-Илимского городского поселения и которая в настоящее время выступает в отношении данного жилого помещения наймодателем, представителем Администрация Железногорск-Илимского городского поселения не оспариваются. По общему правилу, установленному ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В соответствии с договором *** от *** заключенным администрацией Железногорск-Илимского городского поселения с Пановым С.А., занимаемое истцами в настоящее время жилое помещение является благоустроенным, находится в границах *** имеет общую площадь *** кв.м., жилую *** кв.м. и состоит из *** комнат. На момент разрешения настоящего гражданского дела по существу жилое помещение Панову С.А. и члену его семьи Пановой И.Я. взамен жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, признанным непригодным для проживания, не предоставлено. При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся по делу доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности как каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования Панова С.А., Пановой И.Я. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Доводы представителя ответчика о том, что в Железногорск-Илимском городском поселении сформирован список граждан на предоставление жилых помещений вне очереди, в котором истцы числятся по*** жилое помещение по договору социального найма им будет предоставлено в порядке очередности по данному списку, по приведенным выше основаниям суд находит необоснованными. Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В части же второй ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. При этом, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Доводы представителя ответчика о том, что ими в соответствии с предоставленной законодательством компетенцией был определен срок отселения граждан из домов, признанных непригодными для проживания - до ***, в который жилое помещение истцам и будет предоставлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, по приведенным выше основаниям суд также находит несостоятельными. Кроме того, действительно в силу ст.49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Пунктом 3.5 Постановления Главы администрации города Железногорск-Илимского № 10 от 22.01.2010г. установлено, что гражданам, проживающим в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, непригодными для проживания, предоставить жилые помещения по договору социального найма взамен аварийных жилых помещений в срок до *** Между тем, суд полагает, что исполнение органами местного самоуправления своих полномочий в пределах предоставленной законом компетенции должно осуществляться с обязательным соблюдением действующего законодательства в его совокупности, в т.ч. основных принципов и норм жилищного законодательства. Так, отнесенные ст. 1 ЖК РФ к основным началам жилищного законодательства правовые принципы основаны на положениях Конституции РФ. Одними из таких принципов являются: обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище; безопасность жилища. Согласно ст. 15 ЖК РФ жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В случае же признания жилья непригодным для проживания, проживающие в нем граждане подлежат выселению с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения (ст. ст. 85, 87 ЖК РФ). Таким образом, суд полагает, что при определении срока отселения дома, признанного непригодным для проживания, орган местного самоуправления вправе не произвольно определить данный срок либо срок предоставления гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен жилого помещения признанного непригодным для проживания, а определить его в разумных пределах с обязательным учетом основных принципов и действующих норм жилищного законодательства, каковым, по мнению суда, определенный администрацией поселения срок предоставления в т.ч. и истцам иного жилого помещения до *** взамен жилого помещения, признанного *** непригодным для проживания, не является. Каких-либо доводов и доказательств в их подтверждение об обоснованности и разумности данного срока, о реальности предоставления жилого помещения истцам в данный срок, о возможности проживания истцов до истечения данного срока в жилом помещении в многоквартирном доме, признанным непригодным для проживания, представителем ответчика суду в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ не приведено. При таких обстоятельствах суд полагает, что при рассмотрении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, учитывая, что срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не связан определенными органом местного самоуправления сроками, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, в то время как решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки. По указанным же основаниям суд также находит необоснованными доводы представителя ответчика о том, что поскольку истцами в установленном порядке не обжаловалось Постановление № 10 от 22.01.2010г. в части установления срока предоставления жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, то настоящие исковые требования также не подлежат удовлетворению. Кроме того, согласно ст. 4, 15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации; Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поскольку действующее жилищное законодательство не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания и одновременно в соответствии с Конституцией РФ закрепляет в качестве одних из основных принципов обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище и безопасность жилища, то при разрешении настоящего спора суд полагает необходимым исходить именно из данных конституционных положений и положений, закрепленных федеральным законодателем. Доводы представителя ответчика о том, что истцам *** для решения вопроса о переселении из непригодного для проживания жилья письменно было предложено временное жилье по адресу: г*** от которого последние добровольно отказались в связи с отсутствием в предложенном жилом помещении санитарно-гигиенических условий, что представителем ответчика не оспаривается, однако, по его мнению также должно повлечь отказ в удовлетворении заявленных исковых требований, суд также находит необоснованными, поскольку приведенное выше правовое регулирование предусматривает обязанность органа местного самоуправления представить в случае признания жилого помещения не пригодным для проживания взамен такового жилое помещение равноценное фактически занимаемому и именно по договору социального найма, по которому временное жилье в силу ст.57,60 ЖК РФ, а также раздела 4 ЖК РФ не предоставляется. Каких-либо иных доводов и доказательств в их подтверждение, влекущих отказ в удовлетворении заявленных истцами исковых требований, суду в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ не приведено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Панова С.А., Пановой И.Я. к администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» об обязывании предоставить жилое помещение вне очереди, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» предоставить Панову С.А., Пановой И.Я. по договору социального найма вне очереди взамен признанного непригодным для проживания равноценное жилое помещение, находящееся в границах ***, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее *** кв.м. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения - 16.04.2012г. Судья О.В.Чемоданова