Определение о прекращении производства по делу. Определение вступило в законную силу 22.08.2012г.



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г. Железногорск-Илимский                                                                        06 августа 2012 года

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Чемодановой О.В., при секретаре Голинской Т.С., с участием истца Порунова Е.В., представителя истца Черноусовой Л.М., рассмотрев гражданское дело № 2-881/2012 по иску Порунова Е.В. к ГИБДД ОМВД России по Нижнеилимскому району о понуждении проведения государственной регистрации и постановки транспортного средства на учет,

УСТАНОВИЛ:

Порунов Е.В. обратился в Нижнеилимский районный суд с исковым заявлением к ГИБДД ОМВД России по *** о понуждении проведения государственной регистрации и постановки транспортного средства на учет.

В обоснование своих требований указал, *** года по договору купли - продажи ***, он как добросовестный покупатель в *** приобрел транспортное средство марки *** года выпуска; № двигателя *** шасси (рама) № ***; цвет *** что подтверждается паспортом транспортного средства.

*** он обратился в Нижнеилимское ГИБДД для постановки транспортного средства на учет. В связи с тем, что в Нижнеилимском ГИБДД нет надлежащих специалистов, сотрудники Нижнеилимского ГИБДД направили его для сверки номеров в ***.

Через несколько дней он поехал в *** для сверки номеров приобретенного им автотранспортного средства. В *** провели сверку номеров, в результате которой было выявлено изменение номера шасси, в связи с чем приобретенный им автомобиль был поставлен на штрафную стоянку.

*** в отделении дознания *** было возбуждено уголовное дело *** по признакам преступления, предусмотренного *** УК РФ по факту *** ***

*** вышеуказанный автомобиль был ему выдан без каких -либо штрафных санкций, как добросовестному покупателю, что подтверждается рапортом, справкой *** и актом приема - передачи транспортного средства.

Предварительное расследование в форме дознания по уголовному делу *** было приостановлено в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, установить не возможно, что подтверждается постановлением о приостановлении предварительного расследования в форме дознания в связи ***

По данному уголовному делу были выполнены все следственные действия. Лицо, которое возможно было бы привлечь к уголовной ответственности, установить не представляется возможным. Никаких заявлений, жалоб или сведений о розыске данного автомобиля нет. Истец полагает, что приобрел вышеуказанное автотранспортное средство как добросовестный покупатель.

Обратившись в отделение ГИБДД по Нижнеилимскому району со всеми, документами, в том числе и с постановлением о приостановлении предварительного расследования в форме дознания в связи *** в регистрации транспортного средства истцу в устной форме было отказано.

Согласно закону, собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствам, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Кроме того, Правительство Российской Федерации осуществляет эти полномочия в соответствии со ст. 114 п. 1 Конституции Российской Федерации, которым определены права Правительства РФ в области охраны прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка.

Между тем, регистрация автомототранспортных средств направлена на обеспечение контроля над действиями собственников (владельцев) транспортных средств, позволяет обеспечить права и интересы участников дорожного движения, а значит и общественный порядок.

МВД РФ утверждая приказ «О порядке регистрации транспортных средств» действует в пределах полномочий предоставленных ему законом и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994г.

Право собственности на транспортное средство возникает из сделок: дарения, купли-продажи и тому подобных сделок после их заключения и передачи имущества, а не после регистрации органами внутренних дел. Регистрация транспортного средства не является государственной регистрацией имущества, в том смысле, которые в силу закона порождают права собственности.

Обязанность по регистрации, изменению регистрационных данных в
течение пяти суток после приобретения прав собственности на автомобиль не
является фактической регистрацией права собственности на автомобиль, в том
числе в случаях, когда этот автомобиль был ранее зарегистрирован за другим
лицом.

Указанное обстоятельство учтено в Правилах от 26 ноября 1996г., которые возможность регистрации транспортных средств связывают с документами, подтверждающими право собственности.

В силу ст.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от
26 декабря 1995г. настоящий закон определяет правовые основы обеспечения
безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита
их прав и законных интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Пунктом 2 ст.15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от
26 декабря 1995г. определено, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Кроме того, ст.16 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от
26 декабря 1995г. предусмотрено, что обязанность поподдержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Полагает, что из содержания указанных норм федерального закона следует, что им установлены принципы обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствие с которыми регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля над эксплуатацией транспортного средства, являющейся источником повышенной опасности. При чем принципы обеспечения безопасности дорожного движения реализуются, не только посредством действий соответствующих органов власти, но также путем установления обязанности владельцев (физических и юридических лиц) по поддержанию в технически исправном состоянии принадлежащих им транспортных средств.

Реализация этих принципов возможна лишь в том случае, если органы внутренних дел будут располагать информацией о личности владельца транспортного средства, условиях приобретения гражданином транспорта, изменениях произошедших в связи с отчуждением транспортного средства.

Не имея такой информации невозможны контроль над безопасностью дорожного движения, охраной жизни, здоровья, имущества граждан. Регистрация транспортных средств в органах государственного управления позволяет им эффективно обеспечить предусмотренные федеральным законом функции, защитить права и интересы не только участников дорожного движения, но и иных граждан.

МВД Российской Федерации определило единое Правило о регистрации и перерегистрации автомобиля по месту жительства собственника, что соответствует установленным в законе принципам по организации контроля над деятельностью, связанной с использованием транспортного средства. Также установлена обязанность по регистрации транспортного средства и определено, что для совершения регистрационных действий в случаях приобретения автомобиля, смене собственника (владельца), перемене места жительства необходимо представление информации о личности приобретателя, факте приобретения транспортного средства на праве собственности, а также сведений о транспортном средстве (модель, марка и т.п.).

В указанных пунктах, в том числе в п. 3.1, 3.2 Правил закреплен законный принцип регистрации транспортных средств за конкретными физическими лицами по постоянному или временному их месту жительства.

Просит суд понудить Государственную инспекцию безопасности дорожного движения ОМВД России по Нижнеилимскому району зарегистрировать и поставить транспортное средство марки *** ***. выпуска; №двигателя *** шасси (рама) № *** цвет *** на учет.

Истец Порунов Е.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, в обоснование которых привел доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив суду также, что какие-либо его права в связи с тем, что до настоящего времени приобретенное им транспортное средство не поставлено на регистрационный учет в ГИБД ОМВД России по Нижнеилимскому району, в т.ч. права собственника данного транспортного средства, ни кем, в т.ч. ГИБД ОМВД России по Нижнеилимскому району, не оспариваются.

Представитель истца Черноусова Л.М., допущенная судом к представительству на основании п.6 ст.53 ГПК РФ, в судебном заседании поддержала заявленные требования, в обоснование которых привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГИБДД ОМВД России по Нижнеилимскому району в судебное заседание не явился, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не известны.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «ИстТрансСервис» в судебное заседание не явился, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что настоящие требования Порунова Е.В. предъявлены им в порядке искового производства, тогда как фактически истцом обжалуются действия ГИБД ОМВД России по Нижнеилимскому району в связи с отказом в постановке приобретенного Поруновым Е.В. транспортного средства на регистрационный учет.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, не предусматривает возможность выбора лицом, обратившимся в суд по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых в отношении отдельных видов судопроизводства и категорий дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральных законов.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ, производство в суде первой инстанции осуществляется в порядке: приказного производства, искового производства, производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, в особом производстве.

Статья 254 ГПК РФ предусматривает, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Таким образом, суд полагает, что предъявленные Поруновым Е.В. в исковом производстве требования подлежат рассмотрению в ином порядке, а именно в порядке главы 25 ГПК РФ, регулирующей производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений, в частности по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В соответствии с.п.1 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ судья отказывает в приеме заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

Истец Порунов Е.В. и его представитель Черноусова Л.М., допущенная судом к представительству на основании п.6 ст.53 ГПК РФ, возражений по поводу прекращения производства по делу в связи с тем, что заявленные требования подлежат рассмотрению в ином порядке, не высказали.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.134, п.1 ст. 220, ст. 221 ГПК РФ, суд,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по гражданскому делу №2-881/2012 по иску Порунова Е.В. к ГИБДД ОМВД России по Нижнеилимскому району о понуждении проведения государственной регистрации и постановки транспортного средства на учет, прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение 15 дней.

Судья             О.В. Чемоданова