Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2010 года
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Белошицкой М.А. при секретаре Вегелиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1189/10 по исковому заявлению прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах работников Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» и Романовой В.Д., Губенко С.С., Марчук Г.И., Кокориной В.М. к Муниципальному учреждению культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» о взыскании недополученной заработной платы
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально прокурор Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Романовой В.Д., Губенко С.С., Марчук Г.И., Кокориной В.М. обратился в Нижнеилимский районный суд Иркутской области с исковым заявлением к Муниципальному учреждению культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система (далее МУК «МЦБС») о взыскании недополученной заработной платы. В обоснование своих требований указывал, что в прокуратуру района с заявлениями о нарушении трудовых прав обратились работники МУК «МЦБС» Романова В.Д., Губенко С.С., Марчук Г.И., Кокорина В.М. Работники указывают на то, что в нарушение Федерального Закона РФ «О минимальном размере оплаты труда», заработная плата им выплачивается в заниженном размере. В ходе проверки по заявлению было установлено, что заработная плата работников, работающих по должностям уборщика производственных помещений, дворника, гардеробщика, сторожа выплачивается в размере ниже минимального размера, установленного Федеральным Законом РФ «О минимальном размере оплаты труда, так как работодатель включает в состав минимальной заработной платы гарантии и компенсации, установленные для работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - северную надбавку и районный коэффициент. По состоянию на *** года у ответчика действует штатное расписание в соответствии с которым, заработная плата дворника с доплатой до МРОТ без учета северной надбавки, районного коэффициента составляет *** рублей; заработная плата уборщика служебных помещений - *** рублей *** копеек; заработная плата гардеробщика - *** рублей *** копеек; заработная плата сторожа с учетом доплаты за работу в ночь - *** рублей *** копеек. Указанные действия работодателя противоречат действующему трудовому законодательству, нарушают права обратившихся на оплату труда, размер которого должен соответствовать установленному Федеральным Законом Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» с учетом гарантий и компенсаций затрат труда работников, связанных с выполнением работ в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями. Просил суд обязать МУК «МЦБС» выплачивать работником учреждения заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и северной надбавки и произвести работником учреждения перерасчет заработной платы, начисленной с *** года, приведя ее размер в соответствие с минимальным размером оплаты труда, в который не включаются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и выплатить работникам недополученную заработную плату за период с *** года по день вынесения решения.
В ходе судебного заседания, проводимого 07 сентября 2010 года, помощник прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Тимощук Ю.В. уточнила исковые требования и просит суд обязать МУК «МЦБС» выплачивать работником учреждения заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и северной надбавки и произвести работником учреждения перерасчет заработной платы, начисленной с *** года, взыскать с МУК «МЦБС» в пользу Губенко С.С. недополученную заработную плату за период с *** года по *** года в размере *** рублей *** копеек; в пользу Марчук Г.И. за указанный период *** рублей *** копеек, в пользу Кокориной В.М. за тот же период *** рубля *** копеек; в пользу Романовой В.Д. за тот же период в размере *** рублей *** копеек.
Истцы Романова В.Д., Губенко С.С., Марчук Г.И. исковые требования также поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Кокорина В.М. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте его проведения, уважительных причин неявки суду не предоставила.
Представитель МУК «МЦБС» - директор Меснянкина Т.М., действующая на основании прав по должности, исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно штатному расписанию работников Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» по состоянию на 01 марта 2010 года месячная заработная плата. дворника с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к местностях,. предусмотренных ст. 316, 317 ТК РФ с доплатой до МРОТ составляет *** рублей, месячная заработная плата уборщика служебных помещений с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренных ст. 316, 317 ТК РФ с доплатой до МРОТ составляет 4 330 рублей; месячная заработная плата гардеробщика с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренных ст. 316, 317 ТК РФ с доплатой до МРОТ составляет *** рублей; месячная заработная плата сторожа с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренных ст. 316, 317 ТК РФ с доплатой за работу в ночное время составляет *** рублей. В ответ на их запросы Мэру района от *** года по поводу МРОТ было объяснено, что оплата труда в настоящее время производится в соответствии с тарифными ставками Единой тарифной сетки, утвержденными Постановлением Мэра Нижнеилимского района от ***г. В ответ на их запрос Губернатору Иркутской области N *** от *** года было объяснено, что МРОТ не устанавливает должностной оклад, а лишь регулирует минимальный уровень оплаты труда, учитывающий выплату районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, и являющейся составной частью заработной платы. То есть компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях - районный коэффициент и надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включается в минимальный размер оплаты труда. Таким образом, заработная плата работников указанных должностей выплачивается в размере не ниже минимального размера оплаты труда. Просит суд в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Администрации МО «Нижнеилимский район» Басов Д.В., действующий на основании доверенности *** от *** года, в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, о чем имеется соответствующее заявление. В представленном суду письменном отзыве считает исковое заявление прокурора Нижнеилимского района не обоснованным, в обоснование своих возражений пояснила, что согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда) - это вознаграждение за труд., а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях и т.д.) и стимулирующие выплаты. В этой же статьи Трудового кодекса РФ даётся определение базового оклада, базой ставки заработной платы - минимальный оклад, ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения... без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В действиях ответчика нет нарушений и гл.50 ст.315 ТК РФ. Все компенсационные выплаты работникам начисляются. Статья 146 ТК РФ также не определяет конкретный размер компенсационных выплат (дополнительно). Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Таким образом, в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором. Просит суд в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения сторон, проверив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Из поданного заявления усматривается, что прокурор обратился в суд для защиты интересов работников МУК «МЦБС», поскольку считает, что своими действиями, направленными на неисполнение норм трудового законодательства, ответчик нарушает права и законные интересы работников данного учреждения.
Таким образом, в данной ситуации у прокурора Нижнеилимского района имелось достаточно оснований подавать указанное исковое заявление.
На основании данного заявления прокуратурой Нижнеилимского района была проведена проверка, в результате которой были выявлены нарушения, в том числе, установлено, что размер заработной платы работников учреждения, работающих по должностям сторожа, гардеробщика, уборщика служебных помещений не соответствует действующему трудовому законодательству.
В соответствии с п.*** трудовых договоров от *** года, заключенными МУК «МЦБС» с истцом Романовой В.Д., от *** года, заключенным с истцом Губенко С.С., от *** года, заключенным с истцом Марчук Г.И., от *** года, заключенным с истцом Кокориной В.М., Романова В.Д., Губенко С.С. была приняты на должности *** в МУК «МЦБС», Марчук Г.И., Кокорина В.М. были приняты на должность *** МУК «МЦБС».
Соответственно им установлены должностные оклады в размере: Романовой В.Д., Губенко С.С.. - в размере *** рублей, Марчук Г.И., Кокориной В.М. - *** рубль. Процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера 50%, районный коэффициент в размере 60%, установлены всем истицам одинаково.
Периоды, учитываемые истицами при предъявлении своих исковых требований о взыскании недополученной заработной платы, ограничены периодом с марта 2010 года по май 2010 года.
Доводы представителя ответчика о том, что начисление заработной платы истицам производилось в соответствии с требованиями трудового законодательства, в частности не ниже минимальной оплаты труда (МРОТ), суд находит необоснованными по следующим обстоятельствам:
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Согласно ст. 72 Конституции РФ, трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросу заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ.
Часть третья статьи 133 ТК РФ в редакции от 01.09.2007 предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действовавшее до 01.09.2007 (часть 2 статьи 129 ТК РФ в редакции ФЗ РФ от 30.06.2006 № 90-ФЗ) правовое регулирование определяло МРОТ как минимальную заработную плату, выплачиваемую за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы. И как следствие в МРОТ не включались выплаты, призванные стимулировать работника к качественному труду и компенсировать неблагоприятные производственные факторы, тарифная ставка и оклад, базовый оклад, базовые ставки заработной платы по квалификационным группам работников не могли быть ниже МРОТ.
Приведенное правовое регулирование было изменено ФЗ РФ от 20.04.07 № 54-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ РФ «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ, который наряду с повышением МРОТ с 01.01.2009 года до 4330 рублей, исключил из статьи 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу часть 4 статьи 133 ТК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определениях от 01.10.2009 № 1160-О-О, от 17.12.2009 № 1557-0-0, основным назначением МРОТ в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени. Федеральный законодатель, существенно увеличив МРОТ и признав утратившей силу часть 4 статьи 133 ТК РФ, предусматривавшей установление оклада (тарифной ставки) в размере не ниже МРОТ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях, были сохранены в неизменном виде.
Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Таким образом, в состав МРОТ не включаются доплаты за работу в особых условиях, которые должны начисляться к минимальной оплате труда.
Правильность данного вывода подтверждается буквальным содержанием статей 147, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, где речь идет о доплатах к заработной плате. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.
Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренными статьями 146-148 ТК РФ. Дополнительная работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежит оплате в виде надбавок, доплат. Также в состав МРОТ должны включаться различного рода стимулирующие надбавки, в том числе за сложность, за качественные показатели труда.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет с 1 января 2009 года 4 330 рублей в месяц.
Согласно статьям 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
Из данного Перечня, а также из "Общероссийского классификатора объектов
административно-территориального деления" ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413, усматривается, что на территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Согласно данному Перечню местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в т.ч. и Нижнеилимский район Иркутской области.
Из приведенных выше данных, определенных с учетом Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» следует, что не все входящие в состав Иркутской области районы являются районами с одинаковыми природно-климатическими условиями, в т.ч. с теми, в зависимости от наличия которых в определенных местностях законодатель выделяет их в особую группу.
Главой 50 ТК РФ установлены дополнительные гарантии с учетом особенностей труда, в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, которые распространяются на местности, приравненные к районам Крайнего Севера, каковой в том числе является и Нижнеилимский район Иркутской области.
Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
При этом в ст. 146, 147, 148 ТК РФ законодатель также указал, что оплата труда в таких местностях производится в повышенном размере.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы истиц о необходимости оплаты труда с учетом минимального размера оплаты труда, а также и с обязательным дополнительным учетом гарантий, установленных федеральным законодателем.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, законодатель, уточняя, что входит в оплату труда указывает на взаимосвязь ее составляющих с условиями выполняемой работы. Очевидно, что условия работы у сторожи и гардеробщика межпоселенческой библиотеки при одинаковой квалификации работников, сложности, количестве и качестве работы, работающих в местности с обычными климатическими условиями и у работников данных специальностей, но работающих в местности с особыми климатическими условиями, являются различными. В противном случае у законодателя не имелось бы необходимости устанавливать для таких категорий работников дополнительные гарантии и компенсации. Данный факт представителями ответчика не оспаривается.
В связи с этим, применение установленного минимального размера оплаты труда без учета установленных законом гарантий и компенсаций одинаково во всех районных Иркутской области привело бы к нарушению указанного выше конституционного принципа, а также принципа справедливости оплаты труда, установленного ст.2 ТК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора пояснили, что поскольку ответчиком не исполнены требования закона в части применения к оплате труда работников учреждения установленного минимального размера оплаты труда с учетом начисления к нему районного коэффициента и процентной надбавки, то им соответственно и не приведены в соответствие должностные оклады работников в зависимости от их разряда и квалификации, не установлены какие-либо иные доплаты до действующего минимального размера оплаты труда. Данное обстоятельство представителями ответчика также не оспаривается.
Как следует из представленных суду карточек-справок по начислению заработной платы истиц, размер районного коэффициента и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет соответственно 60% и 50%.
Следовательно, минимальный размер их заработной платы при выполнении нормы рабочего времени не может ниже 9093 руб. (4330 руб. + 50% процентная надбавка + 60% районный коэффициент).
Согласно представленным суду карточек-справок за *** года, заработная плата истцам начислялась по следующим видам: должностной оклад исходя из присвоенного разряда, доплаты за праздничные дни, ночные часы, районный коэффициент и северная надбавка.
С представленными расчетами своих исковых требований истиц Романовой В.Д., Губенко С.С., Марчук Г.И., Кокориной В.М. представитель ответчика согласен, каких-либо замечаний по порядку расчета и размерам недополученной заработной платы не высказал.
В силу статей 135, 136 ТК РФ ответственность по начислению и выплате заработной платы лежит на работодателе.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования в части взыскания недополученной заработной платы согласно приведенных истицами Романовой В.Д., Губенко С.С., Марчук Г.И., Кокориной В.М. расчетов подлежат удовлетворению.
Таким образом, суд, учитывая все обстоятельства, установленные в процессе рассмотрения данного гражданского дела, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности суд приходит к выводу о законности требований прокурора Нижнеилимского района о наложении обязанности на Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» выплачивать Романовой В.Д., Губенко С.С., Марчук Г.И., Кокориной В.М. заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и северной надбавки, поскольку согласно требованиям ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах работников Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» и Романовой В.Д., Губенко С.С., Марчук Г.И., Кокориной В.М. к Муниципальному учреждению культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» о взыскании недополученной заработной платы - удовлетворить.
Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» в пользу Губенко С.С. заработную плату за период с *** года по *** года в размере *** рублей *** копеек, Марчук Г.И. за период с *** года по *** года в размере *** рублей *** копеек, Кокориной В.М. за период с *** года по *** года в размере *** рубля *** копеек, Романовой В.Д. за период с *** года по *** года в размере *** рублей *** копеек.
Обязать Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» выплачивать заработную плату работникам Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и северной надбавки.
Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере *** рубля *** копеек.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 30 сентября 2010 года.
Председательствующий М.А. Белошицкая
Решение вступило в законную силу 11 октября 2010г.