Решение по иску о признании права на получение денежной компенсации. Решение вступило в законную силу 03.12.2010г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2010 г. Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Шестопаловой Л.Г., при секретаре Михайловой О.П., с участием истицы Осадчей Н.В., представителя истицы Игнатовой Л.В., представителя ответчиков Коневой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осадчей Н.В. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по Нижнеилимскому району, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение денежной компенсации.

Установил:

Осадчая Н.В. обратилась в Нижнеилимский районный суд с иском к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по Нижнеилимскому району, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

В обоснование своих требований истица указала, что она - Осадчая Н.В., *** года рождения, является инвалидом. *** группы. Впервые инвалидность *** группы была установлена без ограничения срока *** года. На рабочем месте перенесла ***, в результате чего, была установлена нуждаемость в постороннем уходе.

  1. года получила тяжелую травму - ***. Более трех месяцев находилась на лечении в травматологическом отделении в *** в неподвижном состоянии, где проходила лечение скелетным вытяжением. С *** находилась на лечении в ***, где проводилась операция по ***).
  2. года поступила в травматологическое отделение в *** с диагнозом - ***. Проводилась ***). В *** года меня, закованную в гипс, привезли в ***, а в *** этого же года, будучи ***, она повторно перенесла ***. При освидетельствовании получила первую группу инвалидности (***). В результате перенесенных заболеваний у неё нарушена ***. Она нуждается в постоянном постороннем уходе.

Согласно Указу Президента РФ от 06.05.2008г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» Правительству Российской Федерации поручено осуществить меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями. Данным указом в 2009 году запланировано инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей.

Правилами предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии медицинскими показаниями (утв. постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 670) установлено, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации подписанные руководителями этих органов и заверенные печатью списки инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете для обеспечения транспортными средствами.

В связи с тем, что до 01 января 2005 года она прошла освидетельствование в медико-социальной экспертной комиссии на наличие медицинский показаний для обеспечения её транспортным средством, и противопоказаний по обеспечению транспортным средством не установлено, она полагала, что поставлена на учет в органы социальной защиты населения для обеспечения её транспортным средством.

В *** году она обратилась в министерство социального развития, опеки и попечительства *** области с просьбой разрешить вопрос об обеспечении её транспортным средством или выплате ей компенсации в размере 100 000,0 (сто тысяч) рублей.

В ответе заместителя министра *** от *** *** указано, что к категории граждан, которым по медицинским показаниям установлено обеспечение транспортным средством, она не относится, в связи с чем, правового основания для решения вопроса о выплате единовременной денежной, компенсации за транспортное средство, отсутствует.

*** года исх. *** в её адрес направлены копии документов из содержания которых ей стало известно о том, что заявление без номера и указания даты, поданное от её имени, написано не ею.

Считает, что данное заявление, согласно которому, ею якобы, направляется просьба о выделении кресла-коляски, является основанием для отказа ей в решении вопроса о выплате единовременной денежной компенсации за транспортное средство в размере 100 000,0 (сто тысяч) рублей.

Просит суд признать за ней право на получение единовременной денежной компенсации за транспортное средство в размере 100 000 рублей.

Признать отказ министерства социального развития, опеки и попечительства *** области об отказе ей в выплате денежной компенсации за транспортное средство в размере 100 000 рублей.

В судебном заседании истица настаивает на удовлетворении своих исковых требований, в обоснование которых привела доводы изложенные выше.

Представитель истицы Игнатова Л.В., допущенная судом к представительству в соответствии с п. 6 ст. 53 ГПК РФ, настаивает на удовлетворении исковых требований, в обоснование иска привела те же доводы.

Представитель ответчиков Конева В.В., действующая по доверенности министра социального развития опеки и попечительства *** области от *** и по доверенности начальника управления министерства социального развития, опеки и попечительства *** от ***, исковые требования Осадчей Н.В. не признала. В обоснование своих возражений привела доводы о том, что в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года №.685 было постановлено Правительству Российской Федерации осуществить меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской. Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.

Так, в *** году необходимо было в том числе, инвалидам, вследствие
общего заболевания, трудового увечья или других причин, взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс.рублей.

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008~2009гг. инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005г. состояли на учёте в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счёт средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 рублей.

Осадчая Н.В. на таком учете на 01 января 2005 г. не состояла, кроме того, в судебном заседании достоверно установлено, что истица имела противопоказания, препятствующие к допуску управления автотранспортным средством.

Поскольку истица не была поставлена на учёт по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 1 января 2005года, право на бесплатное получение транспортного средства у неё не возникло.

Выслушав стороны, заслушав в качестве специалиста руководителя филиала *** МСЭ ***., исследовав письменные материалы дела, суд оснований для удовлетворения иска не усматривает.

Статьёй. 30 Федерального закона Российской Федераций от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее 181-ФЗ) было установлено, что инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона бесплатно или на льготных условиях.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 августа 2004года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее 122-ФЗ) с 01 января 2005 года нормы 181-ФЗ, устанавливающие льготы на обеспечение транспортным средством инвалидов, признаны утратившими силу.

Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 гг. инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 рублей.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до 1 января 2005 г., одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г.

Истица не только не отрицает тот факт, что не обращалась в орган социальной защиты населения с заявлением для предоставления ей транспортного средства, но и оспаривает в судебном заседании факт собственноручного написания заявления, содержащего просьбу о выделении ей кресла-коляски. Пояснила суду, что никогда ни с какими подобными заявлениями не обращалась.

Поскольку судом было установлено и не отрицается самой истцом, что она не была поставлена на учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 г., право на бесплатное получение транспортного средства у неё не возникло.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида как правообладателя. Истица не представила суду доказательства, свидетельствующие о том, что она до 01 января 2005 года при наличии медицинских показаний обращалась с соответствующим заявлением и была поставлена на учет.

Органы социальной защиты населения обязаны были принимать и рассматривать обращения инвалидов, связанные с реализацией права на получение автомобиля, давать ответы, совершать действия по постановке на учет по результатам рассмотрения обращений. Между тем указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида как правообладателя. Нормативно-правовыми актами, действовавшими до 1 января 2005 г. (до момента прекращения постановки инвалидов на учет), на органы социальной защиты населения не возлагалась обязанность по выявлению и извещению инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами.

Как Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов", так и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами" предусматривают, что одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является также факт его постановки на соответствующий учет в соответствии с медицинскими показаниями.

Как указано выше, в соответствии со ст. 30 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», действующей в редакции от 23.10.2003 N 132-ФЗ) инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечивались транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона бесплатно или на льготных условиях.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах» инвалиды при наличии у них установленных медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих допуску к управлению ими, имеют право на получение мотоколяски бесплатно.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма возложено на медико-социальную экспертизу.

Министерством здравоохранения СССР 11 августа 1970 г. был утвержден Перечень медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением.

В соответствии с методическими указаниями по применения вышеуказанного перечня, являющимися приложением к Приказу Министерства социального обеспечения РСФСР от 28 июля 1982 г. N 72, Перечень медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением, утвержденный Министерством здравоохранения СССР по согласованию с Госпланом СССР 11 - 19 августа 1970 г., распространяется на инвалидов Отечественной войны и других инвалидов из числа военнослужащих, а также инвалидов от общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания, инвалидов с детства и др. Последствия ранений и заболеваний, указанных в п. п. 1, 2, 5, 8, 11, 12 Перечня, одновременно являются медицинскими показаниями на получение автомобиля "Запорожец" инвалидами, подлежащими обеспечению транспортом с ручным управлением.

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» был определен перечень противопоказаний препятствующих допуску к управлению транспортными средствами

В настоящее время медицинские противопоказания, препятствующие допуску к управлению транспортными средствами определены Перечнем общих медицинских противопоказаний к допуску на работу, который является приложением к Приказу Минздравмедпрома России от 14.03.1996 г. № 90 с изменениями, внесенными Приказами Минздрава РФ от 11.09.2000 N 344, от 06.02.2001 N 23.

К таким противопоказаниям вышеназванными нормативными актами отнесены, в том числе ***.

Судом исследована амбулаторная карта истицы и дело освидетельствования во ВТЭК, сформированное в *** г.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста руководитель Филиала *** МСЭ *** подтвердила суду, что с *** г. и в настоящее время у истицы имелись и имеются противопоказания для управления автотранспортом - ***

Наличие вышеуказанных заболеваний истица не отрицает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Осадчей Н.В. отказать в иске к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по Нижнеилимскому району, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение денежной компенсации за транспортное средство в размере 100 000 рублей, о признании незаконным отказа Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в выплате денежной компенсации за транспортное средство.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения - 05.10.2010 г.

Судья: ***

***