Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июня 2010 года
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Белошицкой М.А. при секретаре Вегелиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1003/10 по исковому заявлению Бондаренко Е.А. к Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации Нижнеилимского района о взыскании недополученной заработной платы, судебных расходов, компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л:
Бондаренко Е.А. обратилась в Нижнеилимский районный суд Иркутской области с исковым заявлением к Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации Нижнеилимского района о взыскании недополученной заработной платы, судебных расходов, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований указала, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях, работая <данные изъяты>. Согласно условиям трудового договора, ей установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рубля. На установленный должностной оклад начисляется процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере 50% и районный коэффициент в размере 60%. Таким образом, в зависимости от количества отработанных часов, ее заработная плата, без удержаний, составляет от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей. Федеральным законом от 24.06.2008г. № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2009г. установлен минимальный размер оплат труда в сумме 4330,0 руб. В соответствии со ст. 146, 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Статья 315 ТК РФ гарантирует оплату труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Кроме того, статья 317 ТК РФ устанавливает обязанность для работодателей по выплате работникам процентной надбавки к заработной платы за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Следовательно, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, ее заработная плата, должна составлять не менее 9093 рублей. Выплачивая заработную плату в меньшем размере, ответчик, тем самым, лишил ее права на установленную законом заработную плату.
Согласно представленному расчету, за период с *** по ***, ею недополучена заработная плата в размере <данные изъяты> рублей. Кроме этого, незаконными действиями ответчика, выразившимися в невыплате в полном размере заработной платы, определенной трудовым договором, а также действующим законодательством, регулирующим оплату труда работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ей был причинен моральный вред, размер которого она оценивает в <данные изъяты> рублей, которую она просит взыскать с ответчика, считая ее разумной и соразмерной. Просит суд взыскать с ответчика недополученную заработную плату за период с *** по *** в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей.
Истец Бондаренко Е.А. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте его проведения, просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие, с участием представителя Игнатовой Л.В.
Представитель истца Бондаренко Е.А. - Игнатова Л.В., действующая на основании доверенности от *** исковые требования своего доверителя поддержала по основаниям, указанным в иске, просит суд с Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации Нижнеилимского района в пользу Бондаренко Е.А. недополученную заработную плату за период с *** по *** в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей
Представитель ответчика Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации Нижнеилимского района Биличенко Л.А., действующая на основании доверенности от *** исковые требования не признала, суду пояснила, что статья 129 ТК РФ определяет заработную плату как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий вьшолняемой работы, а также компенсационные вьшлаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные вьшлаты компенсационного характера) и стимулирующие вьшлаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные вьшлаты). То есть все перечисленные виды выплат - это и есть заработная плата. В соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и вьшолнены нормы труда (трудовые обязанности). Размер минимальный оплаты труда устанавливается федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. С 1 января 2009 года на всей территории России МРОТ составляет 4 330 рублей в месяц. Институт минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с 1 сентября 2007 года претерпел значительные изменения. Так, до 1 сентября 2007 года Трудовым кодексом Российской Федерации было дано легальное определение минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда). Под минимальным размером заработной платы понимался устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при вьшолнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом Трудовым кодексом Российской Федерации прямо было установлено, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 сентября 2007 года, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно Федеральному закону от 20 апреля 2007 года N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившему в силу с 1 сентября 2007 года, вышеуказанные нормы Трудового кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу. В связи с тем, что МРОТ теперь представляет собой не минимальную тарифную ставку, а всю заработную плату работника за месяц (включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера), тарифная ставка (оклад) работника может быть ниже минимального размера оплаты труда. Трудовой кодекс устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Поскольку в соответствии со СТ.129 ТК РФ заработная плата состоит: из вознаграждения за труд (оклад, тарифная ставка); компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и иных выплат компенсационного характера); стимулирующих выплат. Месячная начисленная заработная плата, полностью отработавшего норму рабочего времени, включая оклад, компенсационные и стимулирующие вьшлаты не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, законодательством учтены все элементы заработной платы, в том числе и северные и районные коэффициенты. Данный вывод подтверждается также разъяснением о минимальном размере оплаты труда в Иркутской области с 01.01.2009 г. заместителя министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Брусковой И.В. Практика применения судами норм трудового законодательства при судебном рассмотрении вопросов соблюдения требования о недопущении выплаты работникам заработной платы в размере меньшем минимального размера оплаты труда показывает, что судами принимается во внимание размер месячной заработной платы работника в целом, которую он получает, полностью отработав за этот период норму рабочего времени и выполнив нормы труда (трудовые обязанности). В указанный размер включаются компенсационные вьшлаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе районный коэффициент к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных местностях) и стимулирующие вьшлаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные вьшлаты) В соответствии с действующим штатным расписанием заработная плата истца составляет не менее чем минимальный размер оплаты труда. Должностные оклады работников установлены в соответствии с Единой Тарифной Сеткой. Согласно ст.143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда. Согласно ст.144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Постановлением администрации Иркутской области от 13.02.2008 г. NQ 17-па «О ТАРИФНОЙ СТАВКЕ (ОКЛАДЕ) ПЕРВОГО РАЗРЯДА И МЕЖРАЗРЯДНЫХ ТАРИФНЫХ КОЭФФИЦИЕНТАХ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» утверждены тарифные ставки (оклады) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области. Постановлением мэра района от 01.02.2008 г. N 102 установлены тарифные ставки работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования «Нижнеилимский муниципальный район», которые не противоречат нормативному правовому акту субъекта РФ. Таким образом, по ее мнению, отсутствуют нарушения действующего законодательства. Выплата заработной платы истцу производится в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Факт причинения морального вреда должен быть доказан работником. Однако истец не представил какие-либо доказательства нравственных и физических страданий в связи с недополученной заработной платой. По ее мнению, компенсация морального вреда не подлежит удовлетворению, поскольку заработная плата вьшлачивалась в соответствии с трудовым договором в срок. Просит суд в иске отказать.
Представитель третьего лица не заявляющая самостоятельных требований на предмет спора Администрации Нижнеилимского района Басов Д.В., действующий на основании доверенности № от *** поддержал мнение представителя ответчика, также считает, что заявленные исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Выслушав пояснения сторон, проверив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
Как с достоверностью установлено судом и подтверждается представленным суду трудовым договором № от ***, истец Бондаренко Е.А. состоит в трудовых отношениях с Управлением по культуре, спорту и делам молодежи администрации Нижнеилимского района в должности <данные изъяты>.
Согласно п.12 трудового договора № от *** Бондаренко Е.А. установлен оклад в размере <данные изъяты> рубля, стимулирующая надбавка в размере <данные изъяты>, а также процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера 50%, районный коэффициент в размере 60%.
Период, учитываемый истцом при предъявлении своих исковых требований о взыскании недополученной заработной платы, ограничены периодом с *** по ***.
Доводы представителя ответчика о том, что начисление заработной платы истцу производилось в соответствии с требованиями трудового законодательства, в частности не ниже минимальной оплаты труда (МРОТ), суд находит необоснованными по следующим обстоятельствам:
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Согласно ст. 72 Конституции РФ, трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросу заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ.
Часть третья статьи 133 ТК РФ в редакции от 01.09.2007 предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действовавшее до 01.09.2007 (часть 2 статьи 129 ТК РФ в редакции ФЗ РФ от 30.06.2006 № 90-ФЗ) правовое регулирование определяло МРОТ как минимальную заработную плату, выплачиваемую за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы. И как следствие в МРОТ не включались выплаты, призванные стимулировать работника к качественному труду и компенсировать неблагоприятные производственные факторы, тарифная ставка и оклад, базовый оклад, базовые ставки заработной платы по квалификационным группам работников не могли быть ниже МРОТ.
Приведенное правовое регулирование было изменено ФЗ РФ от 20.04.07 № 54-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ РФ «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ, который наряду с повышением МРОТ с 01.01.2009 года до 4330 рублей, исключил из статьи 129 ТК РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу часть 4 статьи 133 ТК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определениях от 01.10.2009 № 1160-О-О, от 17.12.2009 № 1557-0-0, основным назначением МРОТ в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени. Федеральный законодатель, существенно увеличив МРОТ и признав утратившей силу часть 4 статьи 133 ТК РФ, предусматривавшей установление оклада (тарифной ставки) в размере не ниже МРОТ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях, были сохранены в неизменном виде.
Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Таким образом, в состав МРОТ не включаются доплаты за работу в особых условиях, которые должны начисляться к минимальной оплате труда.
Правильность данного вывода подтверждается буквальным содержанием статей 147, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, где речь идет о доплатах к заработной плате. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.
Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренными статьями 146-148 ТК РФ. Дополнительная работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежит оплате в виде надбавок, доплат. Также в состав МРОТ должны включаться различного рода стимулирующие надбавки, в том числе за сложность, за качественные показатели труда.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет с 1 января 2009 года 4 330 рублей в месяц.
Согласно статьям 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
Из данного Перечня, а также из "Общероссийского классификатора объектов
административно-территориального деления" ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413, усматривается, что на территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Согласно данному Перечню местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в т.ч. и Нижнеилимский район Иркутской области.
Из приведенных выше данных, определенных с учетом Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» следует, что не все входящие в состав Иркутской области районы являются районами с одинаковыми природно-климатическими условиями, в т.ч. с теми, в зависимости от наличия которых в определенных местностях законодатель выделяет их в особую группу.
Главой 50 ТК РФ установлены дополнительные гарантии с учетом особенностей труда, в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, которые распространяются на местности, приравненные к районам Крайнего Севера, каковой в том числе является и Нижнеилимский район Иркутской области.
Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
При этом в ст. 146, 147, 148 ТК РФ законодатель также указал, что оплата труда в таких местностях производится в повышенном размере.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы истцов о необходимости оплаты труда с учетом минимального размера оплаты труда, а также и с обязательным дополнительным учетом гарантий, установленных федеральным законодателем.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, законодатель, уточняя, что входит в оплату труда указывает на взаимосвязь ее составляющих с условиями выполняемой работы. Очевидно, что условия работы у дворника при одинаковой квалификации работников, сложности, количестве и качестве работы, работающих в местности с обычными климатическими условиями и у работников данных специальностей, но работающих в местности с особыми климатическими условиями, являются различными. В противном случае у законодателя не имелось бы необходимости устанавливать для таких категорий работников дополнительные гарантии и компенсации. Данный факт представителем ответчика не оспаривается.
В связи с этим, применение установленного минимального размера оплаты труда без учета установленных законом гарантий и компенсаций одинаково во всех районных Иркутской области привело бы к нарушению указанного выше конституционного принципа, а также принципа справедливости оплаты труда, установленного ст.2 ТК РФ.
В судебном заседании представитель истца Игнатова Л.В. пояснила, что поскольку ответчиком не исполнены требования закона в части применения к оплате труда работников учреждения установленного минимального размера оплаты труда с учетом начисления к нему районного коэффициента и процентной надбавки, то им соответственно и не приведены в соответствие должностные оклады работников в зависимости от их разряда и квалификации, не установлены какие-либо иные доплаты до действующего минимального размера оплаты труда. Данное обстоятельство представителями ответчика также не оспаривается.
Как следует из представленной суду справки о начислении заработной платы, при исчислении заработной платы учитывается размер районного коэффициента и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет соответственно 60% и 50%.
Следовательно, минимальный размер их заработной платы при выполнении нормы рабочего времени не может ниже 9093 руб. (4330 руб. + 50% процентная надбавка + 60% районный коэффициент).
С представленным расчетом своих исковых требований истца Бондаренко Е.А. представитель ответчика согласен, каких-либо замечаний по порядку расчета и размерам недополученной заработной платы не высказал.
С учетом изложенного, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования Бондаренко Е.А..о взыскании недополученной заработной платы обоснованны и подлежат удовлетворению согласно приведенным расчетам, порядок произведения которых ответчиком не оспорен.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с п.10 ч.2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования относится к компетенции образовательного учреждения.
В силу статей 135, 136 ТК РФ ответственность по начислению и выплате заработной платы лежит на работодателе.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования в части взыскания недополученной заработной платы согласно приведенному истцом Бондаренко Е.А.. расчету подлежат удовлетворению.
Подлежат частичному удовлетворению, по мнению суда, и требования истца о компенсации морального вреда.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Данная статья Трудового Кодекса Российской Федерации предусматривает возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, без указания конкретных видов правонарушений.
Это означает, что право на возмещение морального вреда работник имеет во всех случаях нарушения его трудовых прав, сопровождающихся нравственными или физическими страданиями.
Между тем, разрешая вопрос о взыскании денежной компенсации морального вреда в связи с выплатой истцам заработной платы в размере, не отвечающем требованиям закона, суд в соответствии со ст. 1101 ГК РФ руководствуется требованиями разумности и справедливости, учитывает обстоятельства дела, и полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца <данные изъяты> рублей.
Подлежит и частичному удовлетворению требование истца о возмещении судебных расходов, понесенных им при рассмотрении искового заявления по существу.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как видно из содержания ст. 94 ГПК РФ к судебным издержкам относят:
- суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
-… расходы на оплату услуг представителей;
- связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;
- другие признанные судом необходимыми расходы.
Из представленного суду договора на оказание юридических услуг от *** истцом Бондаренко Е.А. были понесены расходы в размере <данные изъяты> рублей на оплату услуг представителя Игнатовой Л.В.
В соответствии со статьей 100 ГПК РФ предусматривается возможность для стороны, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству присуждение с другой стороны расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая, что ответчик - Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации Нижнеилимского района является бюджетной муниципальной организацией, суд применяя принцип разумности, приходит к убеждению о частичном взыскании расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бондаренко Е.А. к Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации Нижнеилимского района о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов - удовлетворить частично.
Взыскать с Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации Нижнеилимского района в пользу Бондаренко Е.А. недополученную заработную плату за *** в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате юридических услуг <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении исковых требований к Управлению по культуре, спорту и делам молодежи администрации Нижнеилимского района о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходов на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей - отказать.
Взыскать с Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации Нижнеилимского района государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 05 июля 2010 года.
Председательствующий М.А. Белошицкая
Решение вступило в законную силу 10 сентября 2010 года