Решение по иску о признании решения незаконным.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011 год

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Белошицкой М.А., при секретаре Вегелиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-365/11 по иску Чеховской Л.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе о признании решения об отказе в назначении пенсии досрочно незаконным.

УСТАНОВИЛ:

Обратившись в Нижнеилимский районный суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе (далее - УПФ РФ в Нижнеилимском районе), о признании решения об отказе в назначении пенсии досрочно незаконным, Чеховская Л.В. в обоснование своих требований указала, что /дата обезличена/ обратилась в УПФ РФ в Нижнеилимском районе за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Решением №*** от /дата обезличена/ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем, что не был учтен в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ <данные изъяты>. При этом в решении указано основание: трудовая книжка, выписка из индивидуального лицевого счета; суммы денежного довольствия *** не включаются в налогооблагаемую базу для исчисления налогов и страховых взносов в ПФР (п.3 ст. 245 НК РФ (в редакции, действующей до 01 января 2010 года); ст. 9 Федерального Закона от 24 июля 2009 года от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), пенсионное обеспечение данной категории лиц с 01 января 2002 года, в том числе с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не может быть осуществлено в рамках Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ. Считает данное решение ответчика незаконным по следующим основаниям:

В период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ работала <данные изъяты> в <данные изъяты>

Пункт 3 ст. 245 НК РФ предусматривал, что не включаются в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации.

Таким образом, финансирование сумм денежного содержания судей и расходов на выплату пенсий осуществляется из одного и того же источника - федерального бюджета. Кроме того, от уплаты налога в федеральный бюджет освобожден <данные изъяты>, а не <данные изъяты>, в связи с чем, считает, что отказ в назначении пенсии, нарушил ее права на пенсионное обеспечение.

После уточнения исковых требований просит суд признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнеилимском районе от /дата обезличена/ №*** об отказе в досрочном назначении пенсии по старости незаконным; обязать ответчика включить период ее работы в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и назначить ей досрочную пенсию по старости с /дата обезличена/.

Представитель ответчика Ходырева О.Н. - <данные изъяты>, действующая по доверенности №*** от /дата обезличена/, исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с п.13 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Министерства труда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 года №17/19пб «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются в УПФ РФ в Нижнеилимском районе на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Согласно пунктам 12, 13 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

- дает оценку содержащимся в нем сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

- проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

- принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

- принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов;

- приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

Чеховская Л.В. обратилась в УПФ РФ в Нижнеилимском районе /дата обезличена/ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп6 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании ст. 19, 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и с учетом всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов, в страховой стаж не учитывается период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» введено понятие страхового стажа, в который включаются периоды работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.

Однако суммы денежного довольствия *** не включаются в налогооблагаемую базу для исчисления налогов и страховых взносов в ПФР в пенсионное обеспечение данной категории лиц с /дата обезличена/, в том числе с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Следовательно, вывод о наличии у истца права на досрочное назначение пенсии может быть сделан только на основании документов, представленных заявителем на день вынесения решения. На момент вынесения решения УПФ РФ в Нижнеилимском районе в отношении истца, сделан правильный вывод об отсутствии у истца права на досрочное назначение пенсии. Данный вывод сделан на основе оценки представленных истцом документов. Просит суд в иске отказать.

Представитель ответчика Пушмин А.С., действующий на основании доверенности от /дата обезличена/ №*** исковые требования также не признал, в обосновании своих возражений привел аналогичные доводы, дополнил, что УПФ РФ в Нижнеилимском районе зачел в страховой стаж работы истца в должности <данные изъяты> и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/, в связи с чем, Чеховская Л.В. имеет право на пенсию при достижении ею возраста *** лет *** месяца. Просит суд в иске отказать.

Выслушав стороны, проверив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к убеждению, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Как свидетельствует представленное суду Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеилимском районе от /дата обезличена/, /дата обезличена/ Чеховская Л.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением №*** от /дата обезличена/ УПФ РФ в Нижнеилимском районе Чеховской Л.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 19, 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В страховой стаж на соответствующих видах работ не включен период работы с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> (*** года *** месяца *** дня). Основание: суммы денежного содержания <данные изъяты> не включаются в налогооблагаемую базу для исчисления налогов и страховых взносов в ПФР (п.3 ст. 245 НК РФ (в редакции, действующей до 01 января 2010 года); ст. 9 Федерального Закона от 24 июля 2009 года от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), пенсионное обеспечение данной категории лиц с 01 января 2002 года, в том числе с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не может быть осуществлено в рамках Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ. Также данный период работы не был учтен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При этом УПФ РФ в Нижнеилимском районе признан страховой стаж истицы на соответствующих видах работ *** года *** месяцев *** дней, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - *** лет *** месяцев *** дней.

Данное решение УПФ РФ в Нижнеилимском районе суд находит незаконным по следующим основаниям:

В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗправо на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Подпункт 6 пункт 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях» предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона в том числе: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Как усматривается из представленного суду паспорта, истец Чеховская Л.В. родилась /дата обезличена/ и проживает в ***.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.

Из данного Перечня, а также из "Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления" ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413, усматривается, что на территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.

Согласно данному Перечню местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в т.ч. и Нижнеилимский район Иркутской области.

В соответствии с записями в трудовой книжке, Чеховская Л.В. в период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ работала в должности <данные изъяты>.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

/дата обезличена/ истец Чеховская Л.В. обратилась с заявлением УПФ РФ в Нижнеилимском районе о назначении досрочной пенсии по старости при достижении возраста *** лет.

С /дата обезличена/ трудовая пенсия по старости устанавливается и выплачивается в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Оспаривая законность и обоснованность заявленных исковых требований, представитель ответчика Ходырева О.Н. указывала суду, что период работы истца после /дата обезличена/ не был включен в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отсутствует информация о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов.

Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет понятие «страховой стаж» как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Действительно, на основании ст10 вышеуказанного Закона в страховой стаж включаются периоды работы (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

В *** году <данные изъяты> были освобождены от уплаты страховых взносов с заработной платы судей в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании ст. 19 Федерального закона от 26 марта 1998 года №42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год».

В *** году <данные изъяты> были освобождены от уплаты страховых взносов с заработной платы судей в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании ст. 18 Федерального закона от 22 февраля 1999 года №36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год».

В *** году <данные изъяты> были освобождены от уплаты страховых взносов с заработной платы судей в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании ст. 31 Федерального закона от 31 декабря 1999 года №227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год».

В *** году <данные изъяты> были освобождены от уплаты единого социального налога (взноса) с денежного содержания судей в части, исчисляемой и уплачиваемой в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании ст. 26 Федерального закона от 27 декабря 2000 года №150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год».

В *** году <данные изъяты> были освобождены от уплаты единого социального налога (взноса) с денежного содержания судей в части, исчисляемой и уплачиваемой в федеральный бюджет, на основании ст. 33 Федерального закона от 30 декабря 2001 года №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год».

С *** года по *** года в налогооблагаемую базу для исчисления единого социального налога (ЕСН), подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания <данные изъяты> не включались (ст. 245 Налогового Кодекса РФ).

В настоящее время, данное положение также закреплено в ст. 9 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

На основании вышеперечисленных правовых актов, <данные изъяты>, являясь для Чеховской Л.В. работодателем, не начисляло и не уплачивало страховые взносы ЕСН с денежного содержания Чеховской Л.В.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение прав гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его лицевом счете.

Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно п.1 ст. 7 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи.

Однако в данном случае работодатель в лице <данные изъяты>, в силу предписаний закона освобожден от этих платежей.

Ответчик, утверждая о том, что период работы истца в должности <данные изъяты> после /дата обезличена/, не должен учитываться в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не учел, что в силу ст. 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» <данные изъяты> не относятся к страхователям. Не распространяется на них и положения ст. 29 вышеуказанного закона о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Не учел ответчик и положения ст. 235 НК РФ, в которой <данные изъяты> не указаны как налогоплательщики единого социального налога.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статья 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 10 июля 2007 года №9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан ***» выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на получение пенсии относится к компетенции федерального законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты. Вместе с тем, осуществляемое им правовое регулирование должно базироваться на конституционно значимых принципах пенсионного обеспечения, учитывать социальную ценность в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой трудовой и иной общественно полезной деятельности, особое значение пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 2, статья 17, статья 18, статья 45, часть 1 Конституции РФ), в сферу пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло бы им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получать полагающуюся пенсию.

Правовой статус Пенсионного фонда РФ как страховщика, являющегося государственным учреждением, предопределяет его особое положение в механизме обязательного пенсионного страхования - действиями и финансовыми средствами Пенсионного фонда РФ обеспечивается реализация большей части прав и законных интересов застрахованных лиц.

В соответствии со ст. 5, п.1 ст. 16 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами, а средства его бюджета являются федеральной собственностью.

Между тем законодатель, предусмотрев субсидиарную ответственность государства по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами, освободив работодателя от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с денежного содержания судей, не конкретизировал условия и порядок наступления такой ответственности, которые с учетом особенностей отношений в сфере обязательного пенсионного страхования обеспечивал бы реальную защиту права застрахованных лиц (судей) на трудовую пенсию.

Поэтому суд приходит к выводу, что в настоящее время федеральным законодателем не урегулирован вопрос о порядке расчета страховой части трудовой пенсии по старости лицам, работодатели которых в силу закона были освобождены от уплаты страховых взносов и ЕСН.

Таким образом, суд считает, что в настоящем случае подлежит применению положение, указанное в Постановлении Конституционного суда РФ №9-П от 10 июля 2007 года, согласно которому впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством и, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или неполной уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, учитывая все установленные обстоятельства, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что Чеховская Л.В. имеет право на зачет в страховой стаж, а также в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера период работы с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Заявление истицы о назначении пенсии по старости досрочно принято территориальным органом - УПФ РФ в Нижнеилимском районе /дата обезличена/.

Стаж работы истицы на соответствующих видах работ, принятый Управлением пенсионного фонда к зачету на момент подачи заявления, составляет *** года *** месяцев *** дней, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составляет *** лет *** месяцев *** дней.

Учитывая период ее работы в должности <данные изъяты> с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ (*** года *** месяца *** дня), стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет в общей сложности *** года *** месяц *** дня.

С учетом изложенного, на момент обращения в Управление пенсионного фонда РФ в Нижнеилимском районе с заявлением, истец имела требуемый для назначения пенсии досрочно стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - не менее 20 лет, а именно *** года *** месяц *** дня.

Однако с учетом того, что право на льготную пенсию у истца возникало только /дата обезличена/, то только с данного времени подлежит установлению пенсия по старости на льготных условиях.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Чеховской Л.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе о признании решения об отказе в назначении пенсии досрочно незаконным - удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области от /дата обезличена/ №*** об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области назначить Чеховской Л.В. пенсию по старости с /дата обезличена/, включив в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, дающий право для досрочного назначения пенсии период её работы в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> с /дата обезличена/ по /дата обезличена/.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 21 февраля 2011 года.

Председательствующий М.А. Белошицкая

Решение вступило в законную силу 25 марта 2011 года.