Решение по иску о признании отказа в назначении пенсии незаконным, о восстановлении выплаты пенсии.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2010 год

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Белошицкой М.А., при секретаре Пироговой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1191/10 по иску Капустиной В.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, о восстановлении выплаты пенсии

УСТАНОВИЛ:

Обратившись в Нижнеилимский районный суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе (далее - УПФ РФ в Нижнеилимском районе), о признании решения об отказе в назначении пенсии досрочно незаконным, восстановлении выплаты пенсии, Капустина В.А. в обоснование своих требований указала, что решением Нижнеилимского района Иркутской области от *** года ей была назначена пенсия по старости с *** года. Однако решением Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе (далее - УПФ в Нижнеилимском районе) от *** года №*** ей были прекращены выплаты пенсии с *** года, поскольку, она работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> в период с *** года по *** года, а данный период работы не может быть засчитан в *** стаж, поскольку такое наименование занимаемой ей должности не предусмотрено Списком №*** от *** года. Указанный период она работала ***, выполняя обязанности <данные изъяты>. Просила суд признать за ней право на досрочное получение пенсии в связи с *** деятельностью, включив в льготный стаж работу в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> и признать правильность назначения льготной пенсии по старости с *** года.

В судебном заседании истец Капустина В.А. изменила свои исковые требования, дополнила их и просит суд признать решение УПФ в Нижнеилимском районе об отказе в назначении выплат от *** года № *** незаконным и обязать УПФ в Нижнеилимском районе восстановить выплату пенсии по старости с *** года, включив в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы в должности <данные изъяты> с *** года по *** года в <данные изъяты> и период с *** года по *** года в <данные изъяты>.

Представитель ответчика Конищев К.А. - юрисконсульт УПФ РФ (государственное учреждение) в Нижнеилимском районе, действующий по доверенности *** от ***, исковые требования не признал, суду пояснил, что Капустина В.А. обратилась в УПФ в Нижнеилимском районе *** года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим *** деятельность в государственных и муниципальных учреждениях ***. При исчислении стажа на соответствующих видах работ применяются:

- правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим *** деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях»;

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим *** деятельность в учреждениях ***, в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях»;

- правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим *** деятельность в учреждениях ***, в соответствии с п.п.19 п.1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим *** деятельность в учреждениях ***, в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.4 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в п.2 «Наименование учреждений» списка. В пунктах 1-2 раздела «Наименование должностей» списка наименование <данные изъяты> отсутствует. Соответственно, лицо, работавшее в должности <данные изъяты> не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как оно не работало в должности, указанной в п. 1-2 раздела «Наименование должностей» списка.

Согласно п.1 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В соответствии с п.6 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года №555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшими на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п.4 указанного нормативно-правового акта при подсчете страхового стажа подтверждаются: периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно трудовой книжке истец работала в качестве <данные изъяты> с *** года по *** года в <данные изъяты> и период с *** года по *** года в <данные изъяты>. Сведения о том, что истец в указанные периоды работала в иной должности в трудовой книжке, а также в справе №*** от *** года, выданной <данные изъяты>, отсутствуют.

Таким образом, вывод о наличии у истца права на досрочное назначение пенсии может быть сделан специалистами УПФ в Нижнеилимском районе только на основании документов, представленных заявителем на день вынесения решения. На момент вынесения решения Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении истца сделан правильный вывод об отсутствии у истца права на досрочное назначение пенсии. Данный вывод был сделан на основе оценки представленных истцом документов. Сам истец документально не подтвердил свою занятость в должности поименованной в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим *** деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Просит суд в иске отказать.

Представитель ответчика Ходырева О.Н. - начальник отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц, действующая на основании доверенности *** от *** года, исковые требования также не признала, в обоснование своих возражений привела аналогичные доводы.

Представитель ответчика Старостенко Е.В. - заместитель начальника УПФ РФ (государственное учреждение) в Нижнеилимском районе, действующая на основании доверенности от *** года № *** в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте его проведения. В судебном заседании от *** года исковые требования также считала необоснованными, поскольку истцом не подтвержден факт работы именно в должности воспитателя, должность «медицинская сестра - воспитатель» соответствующими списками работа не предусмотрена. Просила суд в иске отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - <данные изъяты>, привлеченный Нижнеилимским районным судом на основании определения от *** года, в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте его рассмотрения, уважительных причин неявки суду не предоставил.

Суд с учетом мнения истца посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя ответчика Старостенко Е.В., представителя третьего лица, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав стороны, свидетеля, проверив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к убеждению, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Решением Нижнеилимского районного суда от *** года на УПФ РФ в Нижнеилимском район была наложена обязанность назначить Капустиной В.А. пенсию по старости с *** года., включив в трудовой стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии период её работы в <данные изъяты> с *** по ***.

Решением №*** от *** года УПФ РФ в Нижнеилимском районе Капустиной В.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды с *** по *** года в качестве <данные изъяты> и <данные изъяты>, так как не подтверждена полная занятость по должности ***; с *** по *** в качестве <данные изъяты>, поскольку должность не предусмотрена Списком от *** года № ***.

При этом УПФ РФ признан стаж истицы на соответствующих видах работ *** года *** месяца *** дня.

Данное решение УПФ РФ в Нижнеилимском районе суд находит незаконным и считает, что оценку пенсионных прав Капустиной В.А. необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период, по следующим основаниям:

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статья 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗправо на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п.п.10 п.1 ст. 28Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим *** деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пункт 3 ст.28 вышеназванного Закона предусматривает, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим *** деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. Данным Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости лицам, осуществлявшим *** деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Как с достоверностью установлено судом и подтверждается представленной трудовой книжкой, в периоды с *** до *** Капустина В.А. работала в должности <данные изъяты>.

Согласно архивной справки №*** от *** года, выданной начальником <данные изъяты> в приказах по личному составу <данные изъяты> за *** год значится ФИО1, приказом №*** от *** года принята на должность <данные изъяты>. Приказом №*** от *** переведена на период ремонта <данные изъяты>. В карточках по начислению заработной платы <данные изъяты> значится ФИО1 - <данные изъяты>. Заработная плата начислялась с *** года по *** включительно.

Как усматривается из справки №*** от *** года, выданной <данные изъяты>, Капустина В.А. работала в <данные изъяты> Работа выполнялась в течение полной рабочей недели, полного рабочего дня.

Вне зависимости от наименования, учреждение, не имело различий по задачам, предмету и целям своей деятельности. Задачами, предметом и целью деятельности этого учреждения явилось <данные изъяты>.

При этом Капустина В.А. выполняла установленную *** нагрузку за ставку заработной платы.

Из руководящих разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 следует, что при оценке требований о включении периода в специальный стаж, суд исходит из характера выполняемых обязанностей, характера осуществляемой деятельности.

Работа Капустиной В.А. связана с <данные изъяты> на протяжении полного рабочего дня.

Отказывая в назначении льготной пенсии по старости, представитель УПФ РФ по Нижнеилимскому району Конищев К.А. указывал, что в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии не включается, в том числе и осуществление трудовой функции по должности <данные изъяты>, поскольку включение данного периода в трудовой стаж не предусмотрено действующим законодательством.

Суд не может признать обоснованным данный вывод по следующим обстоятельствам:

Как следует из представленных материалов, в спорный период работы истца действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности <данные изъяты>.

Приказом Министерства просвещения СССР от 30 мая 1979 года №103 должность <данные изъяты> была переименована в должность ***, а в соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 15 июня 1984 года №67 *** были предусмотрены лишь ***.

Кроме того, свидетели ФИО2, ФИО3 допрошенные на основании ст. 62 ГПК РФ в порядке судебного поручения <данные изъяты>, показали, что в период с *** года по *** года работали совместно с Капустиной В.А. в <данные изъяты> работала полный рабочий день, получала заработную плату по полной ставке. Функции <данные изъяты> не осуществляла.

Свидетель ФИО4 суду пояснила, что в период с *** года по *** года она выполняла обязанности <данные изъяты>. В период с *** года по *** года в указанном <данные изъяты> работала Капустина В.А. в должности <данные изъяты>, однако должностные функции выполняла только ***, в том числе осуществляла <данные изъяты>. Заработная плата ей начислялась как ***, работала полный рабочий день.

Таким образом, периоды работы Капустиной В.А. в должности <данные изъяты> относится к периоду деятельности до *** года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий *** работникам.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Необходимо также учитывать и правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Определении от 05 ноября 2002 года №320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Таким образом, учитывая все установленные обстоятельства, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, чтоКапустина В.А. имеет право на зачет стажа период работы в должности <данные изъяты>, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Как установлено судом и не было оспорено сторонами, Решением Нижнеилимского районного суда от *** года на УПФ РФ в Нижнеилимском район была наложена обязанность назначить Капустиной В.А. пенсию по старости с *** года., включив в трудовой стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии период её работы в <данные изъяты>

Решением №*** от *** года УПФ РФ в Нижнеилимском районе Капустиной В.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пенсионные выплаты истцу прекращены с *** года, поскольку при рассмотрении заявления не были учтены периоды работы в должности *** с *** года по *** года в <данные изъяты>.

С учетом изложенного, на момент обращения в Управление пенсионного фонда РФ в Нижнеилимском районе с заявлением, истец имела требуемый для назначение пенсии досрочно стаж - не менее *** лет, а следовательно пенсионные выплаты ей должны быть восстановлены с *** года, то есть с момента их прекращения.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Капустиной В.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным, о восстановлении выплаты пенсии - удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области от *** года № *** об отказе в назначении пенсии незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области восстановить Капустиной В.А. выплату пенсии по старости с *** года, включив в трудовой стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии период ее работы в должности <данные изъяты> в период с *** года по *** года в <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 24 декабря 2010 года

Председательствующий М.А. Белошицкая

Решение суда вступило в законную силу 08 апреля 2011 года.