Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и г. Железногорск-Илимский 19 июля 2011 года Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе судьи Кужель О.А.(единолично), рассмотрев в судебном заседании жалобу директора МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4» на постановление мирового судьи 72-го судебного участка Нижнеилимского района Иркутской области от *** года об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4», У С Т А Н О В И Л : Постановлением мирового судьи 72-го судебного участка Нижнеилимского района Иркутской области от *** года юридическое лицо - МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному штрафу в размере 50 000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4», в лице директора К.., действующей на основании прав по должности обратилось в Нижнеилимский районный суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить и прекратить производство по делу из-за его малозначительности. В обоснование доводов жалобы указано, что *** г. Службой по контролю и надзору в сфере образования *** области при проведении проверки деятельности общеобразовательных учреждений был составлен протокол об административном правонарушении в отношении МОУ «Железногорская COШ № 4». В протоколе было указано, что в школе 2010-2011 учебном году не реализуется программа по предмету «Информатика» в 9 классе. Однако, предмет «Информатики» в школе не велся по причине отсутствия педагога соответствующей квалификации. Администрация МОУ «Железногорская СОШ № 4» обращалась по данному вопросу в различные инстанции, в Центр занятости населения *** района, но педагога по предмету «Информатика» найдено не было. По мнению директора СОШ № 4 - суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального и процессуального права, а именно: не учёл тот факт, что данное административное правонарушение явилось следствием объективных причин и поэтому вины администрации МОУ «Железногорская СОШ № 4», в виде действия или бездействия, не было, в результате данного административного правонарушения вредных последствий не наступило, что должно было быть признано обстоятельством смягчающим ответственность. Кроме того, МОУ «Железногорская СОШ № 4» является муниципальным учреждением, финансируемым из бюджета и штраф в размере 50 000 рублей будет для школы обременительным. Суд был бы вправе, по мнению директора СОШ № 4, с учётом всех обстоятельств дела освободить МОУ «Железногорская СОШ № 4» от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, но не сделал этого. В связи с чем, просит суд второй инстанции отменить постановление мирового судьи 72 судебного участка Нижнеилимского района Иркутской области от *** года о признании виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в отношении МОУ «Железногорская СОШ № 4», производство по делу прекратить в связи с его малозначительностью. В судебное заседание представитель МОУ «Железногорская СОШ № 4» не явился, был надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении в суд не направил. Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему: Свидетельство серии *** № *** о внесении записи в ЕГРЮЛ от *** свидетельствует о том, что МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4» зарегистрирована в качестве юридического лица в ИМНС России по Нижнеилимскому, поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения, что также подтверждается свидетельством серии *** № ***, выданным МИФНС России № *** по *** области *** Пунктом п. *** Устава МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4» установлено, что основным предметом деятельности Учреждения является реализация образовательных программ начального общего, общего и среднего (полного) общего образования, программ начального профессионального образования (при наличии лицензии). Деятельность учреждения направлена, в том числе и на формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ. В соответствии с лицензией от *** года, регистрационный №***, МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. Как следует из Приложения № *** к лицензии *** № *** МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4» имеет право ведения образовательной деятельности: начальное общее образование; основное общее образование; среднее (полное) общее образование. В силу положений статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 (с последующими изменениями) право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Пунктом 5 ст.14 вышеуказанного закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами. Согласно ч. 2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения отнесены также разработка и утверждение учебных планов. Приказом Минобразования РФ от 19.05.1998г. № 1236 «Об утверждении Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» утверждены временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, к которым отнесены: филология (русский язык, как государственный; русский язык, как родной; литература; иностранные языки); математика; обществознание (история, обществознание, география); естествознание (физика, химия, биология); искусство (изобразительное искусство, музыка); физическая культура (физическая культура, основы безопасности и жизни деятельности); технология (технология, трудовое обучение, черчение). Согласно Учебного плана МОУ «Железногорская СОШ № 4» на 2010-2011г.г., Учреждение взяло на себя обязательство по преподаванию информатики в 9 классе. В соответствии с приказом службы по контролю и надзору в сфере образования *** области от *** года № *** с *** года по *** года проведена плановая проверка контроля качества образования в части подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4», расположенного по адресу: Россия, *** область, г. ***, квартал ***, дом ***. В результате проверки было установлено, что МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4» в 2010-2011 учебном году не реализуется программа по предмету инвариантной части учебного плана «Информатика и ИКТ» в 9-х классах. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействиях) МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По результатам проверки был составлен протокол № *** об административном правонарушении от ***, с которым была ознакомлена представитель МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4» - К. Согласно объяснениям К., приложенным к протоколу об административном правонарушении от *** года, последняя является директором МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4». Программа по предмету «Информатика и ИКТ» не реализуется в МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4» в 9 классах по причине отсутствия преподавателя информатики. Вакансия подавалась в центр занятости населения и заявка - в департамент образования. Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса предусмотрена частью 2 статьи 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Частью 2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Сведений о том, что у руководства МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4» имелась реальная возможность на реализацию учебного плана в полном объеме, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению- материалы административного дела не содержат. Не представлено таких доказательств и в судебное заседание. Более того, как усматривается из объяснений директора школы К. - руководством МОУ «Железногорская СОШ № 4» принимались меры, направленные на реализацию школой учебного плана в полном объеме - направлялась заявка в Департамент образования на педагогические кадры, в том числе и учителя информатики, о чем свидетельствует заявка начальника департамента П. в ГУ Центр занятости населения на 2010-2011 г.г. Согласно сведениям, представленным ГУ Центр занятости населения *** района - *** года МОУ «Железногорская СОШ № 4» подана заявка на вакантную должность - учитель информатики, при этом - в базе данных подходящих кандидатур нет. При таких обстоятельствах, вывод мирового судьи о наличии в действиях МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4» состава административного правонарушения - нельзя признать обоснованным, юридическое лицо - МОУ «Железногорская СОШ № 4» привлечено к административной ответственности за невиновные действия. Таким образом, постановление мирового судьи 72 судебного участка Нижнеилимского района Иркутской области, вынесенное *** года в отношении юридического лица - МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4», которым последнее было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.30 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях незаконно и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении- прекращению на основании п. 2 ч. 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения. На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд Р Е Ш И Л : Постановление мирового судьи 72-го судебного участка Нижнеилимского района Иркутской области от *** года о назначении административного наказания, вынесенное в отношении юридического лица - муниципального образовательного учреждения «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - муниципального образовательного учреждения «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4» прекратить по основаниям ст. 24.5 ч. 1 п. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данное решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в порядке надзора. Судья Нижнеилимского районного суда О.А. Кужель