Дело 2-90/2012



Дело № 2-90

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Нижнедевицк 09 апреля 2012 года

Нижнедевицкий районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Тищенко Е.А.

при секретаре Просветовой А.А.,

истца – Ю.Т.П,

ответчика – представителя КУ ВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» по доверенности К.С.Н,

3-его лица – представителя филиала КУ ВО «Управление социальной защиты населения ...» ... по доверенности К.С.Н,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ю.Т.П к КУ ВО «Управление социальной защиты населения ...» по доверенности К.С.Н о признании несоответствующим закону отказ в предоставлении мер социальной поддержки и обязании КУ ВО «Управление социальной защиты населения ...» предоставить меры социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Ю.Т.П обратилась в филиал КУ ВО «Управление социальной защиты населения ...» ... с заявлением с просьбой поставить ее на учет и назначить ежемесячную денежную компенсацию по категории «медицинский работник». Ей было отказано в назначении денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, поскольку она не проживает на территории Воронежской области.

Считая отказ не основанным на законе Ю.Т.П обратилась в суд с иском к КУ ВО «Управление социальной защиты населения ...» о признании несоответствующим закону отказ в предоставлении мер социальной поддержки и обязании КУ ВО «Управление социальной защиты населения ...» предоставить меры социальной поддержки.

Обосновывая свои требования, в заявлении истица указывает, что с # она работает в должности заведующей-акушерки в фельдшерско-акушерском пункте .... А проживает она в ... .... Согласно закону ... от # «О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» и закону ... от # «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в ...» она, как медицинский работник, имеет право на получение различных видов социальной поддержки, в том числе и на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. До июля 2011 года она получала социальную поддержку в виде денежных сумм по месту работы. Бухгалтерией Нижнедевицкой ЦРБ денежные суммы перечислялись ей на сберкнижку. С июля 2011 года выплаты прекратились, поскольку обязанность социальных выплат возложена на отделы социальной защиты населения. Она обратилась с заявлением о предоставлении ей социальных льгот в отдел ОКУ «Центр социальных выплат ...» по месту ее жительства, который отказал ей в предоставлении социальных льгот на том основании, что компенсационные выплаты по жилищно-коммунальным услугам в ... предоставляются медицинским работникам медицинскими учреждениями. Она обратилась в орган социальной защиты населения по месту работы в ..., но ей было отказано в удовлетворении на том основании, что она не проживает и не имеет регистрации на территории .... В настоящее время она не может получить меры социальной поддержки ни по месту работы, ни по месту проживания.

Считая отказ филиала казенного учреждения ... «Управление социальной защиты населения ...» ... не соответствующим закону, истица обратилась в суд с иском о признании несоответствующим закону отказ в предоставлении мер социальной поддержки и обязании КУ ВО «Управление социальной защиты населения ...» предоставить меры социальной поддержки, на том основании, что профессиональную деятельность она осуществляет на территории ..., поскольку ... «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в ...» обязательным условием для предоставления социальной поддержки является осуществление ими профессиональной деятельности.

В судебном заседании истица Ю.Т.П иск поддержала полностью, добавив к вышеизложенному то, что она осуществляет свою профессиональную деятельность на территории ..., оказывая медицинскую помощь жителям данной области. Мер социальной поддержки на территории ... она не получает. ... ограничивает ее право в выборе места жительства, поэтому она просит признавать несоответствующим закону отказ в предоставлении мер социальной поддержки и обязать КУ ВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» предоставить меры социальной поддержки с #.

Ответчик - представитель КУ ВО «Управление социальной защиты населения ...» по доверенности К.С.Н, с иском Ю.Т.П не согласна на том основании, что в соответствии с ст.... - ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в ...» на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим законом имеют право граждане Российской Федерации, указанные в разделе II данного закона, постоянно или временно проживающим на территории .... # прият ... -ОЗ «О внесении изменений в ... «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в ...», согласно которому с # предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским, фармацевтическим и педагогическим работникам областных организаций здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности, будет осуществляться в форме ежемесячной денежной компенсации органами социальной защиты населения по месту жительства гражданина. В связи с чем, с # предоставление ежемесячных денежных выплат медицинским (ЕДВ по месту работы), фармацевтическим и педагогическим работникам (ЕДВ через органы социальной защиты) областных организаций здравоохранения, проживающим в сельской местности, прекращено.

# был принят ... -ОЗ «О внесение изменений в Закон Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в ...», согласно которому медицинские, фармацевтические и педагогические работники муниципальных организаций здравоохранения работающие и проживающие в сельской местности, с# имеют право на получение денежной компенсации за счет средств областного бюджета в размере 100 процентов расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (услуг по теплоснабжению (отоплению) и освещению). Статьей 15 закона ... от # определено, что получатели осуществляют оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в полном объеме с последующим получением денежной компенсации по месту жительства. Ю.Т.П на территории ... не проживает, поэтому ей было отказано в предоставлении мер социальной защиты.

3-е лицо - представитель филиала КУ ВО «Управление социальной защиты населения ...» ... по доверенности К.С.Н, с иском Ю.Т.П не согласна, отказ в предоставлении мер социальной защиты основан на законе.

Представитель департамента труда и социального развития ... по доверенности Б.Ю.С в судебное заседание не явилась, в заявлении просит дела рассмотреть в ее отсутствии, в иске Ю.Т.П отказать на том основании, что согласно ст.5 закона ... «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим законом, имеют право граждане постоянно или временно проживающие на территории Воронежской области. Истица зарегистрирована и проживает на территории Курской области, поэтому отказ вынесен в соответствии с действующим законодательством.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав истицу, представителей ответчика и 3-его лица, находит иск Ю.Т.П обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от # "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу #). Пунктом 10 этого постановления квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.

# вступили в силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от # N 5487-1.

Согласно ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до #, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным законом от # N 122-ФЗ был осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на # для различных категорий граждан. В частности, пунктом 50 ст.35 названного Федерального закона решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения: для медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения меры социальной поддержки устанавливаются Правительством Российской Федерации, для медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а для медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (части четвертая-шестая ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в указанной редакции).

Согласно Закону Воронежской области «О здравоохранении Воронежской области» -ОЗ от 05.04 2011 года меры социальной поддержки социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Данный закон связывает право на получение социальной поддержки с профессиональной деятельностью.

Согласно п.1 ч.1 ст.89. Закона Воронежской области от # -ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан Воронежской области» меры социальной поддержки в соответствии с настоящей главой предоставляются педагогическим и медицинским работникам областных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии с ч.3 ст.90 вышеуказанного закона для всех категорий граждан, указанных в статье 89 настоящего Закона Воронежской области, обязательным условием предоставления мер социальной поддержки является осуществление ими профессиональной деятельности в сельской местности.

Истица Ю.Т.П с # по настоящее время работает в должности заведующей - акушерки фельдшерско-акушерском пункте в ..., что подтверждается справкой, выданной главным врачом Нижнедевицкой ЦРБ (л.д.8).

Согласно справке, выданной заместителем главы администрации Краснознаменского сельсовета ... Ю.Т.П действительно имеет жилой дом. Жилой дом не газифицирован, отопление печное. По Краснознаменскому сельсовету льготами на получение угля не пользуется (л.д.7).

Согласно справке, выданной Нижнедевицкой ЦРБ, Ю.Т.П льготные коммунальные услуги получала по июнь 2011 года включительно (л.д.30).

Ю.Т.П и члены ее семьи в отделе ОКУ «Центр социальных выплат» по ... льготами не пользуются, что подтверждается справкой от # (л.д.31).

Согласно правилам предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с законом ... от # -ЗКО о предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» компенсационные выплаты предоставляются гражданам в заявительном порядке по месту работы в государственном или муниципальном учреждении ... на одно жилое помещение по месту жительства (л.д.32-33).

В соответствии с ст.... - ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим законом имеют право граждане Российской Федерации, указанные в разделе II данного закона, постоянно или временно проживающим на территории Воронежской области.

Само по себе такое правовое регулирование, принятое в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от # N 375-О, от # -О-П, от # -О-П и др., не вступает в противоречие с конституционными предписаниями. При этом, реализуя указанные полномочия, соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления обязаны учитывать, что изменение ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера будут иметь место только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от # -П, от # -П, от # -П, от # -П и др.).

Между принятыми законами Курской и Воронежской областей имеются противоречия о порядке выплаты социальных льгот медицинским работникам, что не соответствует федеральным законам и указанной правовой позиции Конституционного суда о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, Ю.Т.П условия предоставления социальных льгот ухудшены, поскольку она продолжает работать в Воронежской области, однако социальных льгот, как медицинский работник не получает с июля 2011 года.

А в силу абз.3 ч.2 ст.153 Федерального закона от # N 122-ФЗ при изменении после # порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Изложенное в полной мере должно распространяется на медицинских работников, которые проживают в сельской местности и работают на территории Воронежской области, оказывая жителям Воронежской области медицинскую помощь.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы (ст.98 ГПК РФ).

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст.88 ГПК РФ).

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в соответствии со ст.94 ГПК РФ относятся, в том числе: суммы, подлежащие выплаты экспертам, расходы на оплату услуг адвоката.

Факт уплаты истицей государственной пошлины и расходов на оплату услуг адвоката по составлению искового заявления подтверждается имеющимися в деле квитанциями и договором об оказании юридической помощи (л.д.2,3,13.15).

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать несоответствующим закону отказ КУ ВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» в предоставлении Ю.Т.П мер социальной поддержки.

Обязать казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения ...» предоставить Ю.Т.П меру социальной поддержки, установленные Законом «Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в ...» с #.

Взыскать с КУ ВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» в пользу Ю.Т.П возврат госпошлины в размере 200 рублей и расходы на оплату услуг адвоката в размере 2000 рублей, а всего 2200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Нижнедевицкий районный суд.

Председательствующий Е.А. Тищенко

Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2012 года.