решение по делу о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы



Дело Номер обезличен

                                                 РЕШЕНИЕ

                                  Именем Российской Федерации

00.00.2010 года ... суд города Н.Новгорода в составе: председательствующего FIO3, при секретаре FIO2, с участием прокурора FIO1, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Н.Новгороде гражданское дело по иску FIO0 к FIO4 собранию ... о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы, восстановлении срока гражданской службы, выплате единовременного поощрения, взыскании денежной компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

                                                 установил:

Истец FIO0 обратился в суд с иском к председателю FIO4 собрания ... о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы, восстановлении срока гражданской службы, выплате единовременного поощрения, взыскании денежной компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В порядке статьи 41 ГПК РФ с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим, к участию в деле в качестве ответчика привлечено FIO4 собрание ....

     Истец FIO0 свои требования обосновывает следующим: распоряжением председателя FIO4 собрания ... от 00.00.2009 года Номер обезличенон освобожден от должности заместителя начальника отдела межпаралментских связей и взаимодействия с органами местного самоуправления организационного управления аппарата FIO4 собрания ... в связи с её сокращением и уволен с гражданской службы 00.00.2009 года. Увольнение является незаконным, поскольку истец является членом избирательной комиссии ... правом решающего голоса, а в соответствии с пунктом 19 статьи 29 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу. Также нарушено положение пункта 1 ч. 1 ст. 31 FIO9 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которым государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

      Поскольку истец считает, что увольнение является незаконным. Поэтому он должен быть восстановлен в прежней должности, а также должно быть восстановлено исчисление стажа государственной службы со дня увольнения и взыскана оплата за время вынужденного прогула.

     Также истец считает, что ему должно быть выплачено единовременное поощрение, предусмотренное частью 2 статьи 24 FIO9 ... «О государственной гражданской службе ...». При увольнении, также позднее при его обращении такое поощрение не выплачивалось.

     Незаконным увольнением и нарушением охраняемых трудовых прав истцу причинен моральный вред, компенсацию которого истец просит взыскать с ответчика. Также от истца поступило ходатайство о восстановлении процессуального срока обращения в суд, предусмотренного статьей 392 ТК РФ.

     В судебном заседании истец FIO0 исковые требования поддержал, дал объяснения по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что при увольнении не учитывался его статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, от предложенной должности консультанта отдела межпарламентских связей и взаимодействия с органами местного самоуправления в аппарате FIO4 области отказался, других должностей ему не было предложено, также и не предлагалась гражданская служба в другом органе. Считает, что право на поощрение у него возникло, поскольку ему была назначена пенсия, он достиг после увольнения 60 летнего возраста. Срок пропущен в связи с тем, что у него возникли проблемы в семье, ухаживал за тещей.

     Представитель ответчика FIO4 области по доверенности FIO5 в судебном заседании исковые требования не признала, считает их необоснованными, письменные возражения приобщены к материалам дела. Также ответчиком заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд по исковым требованиям. Оснований для восстановления срока не имеется. Представитель ответчика не оспаривает, что в период увольнения истца имелись другие вакансии, но они были нижестоящие должности по отношению к предложенной должности консультанта, поэтому они истцу не предлагались. Также не выяснялось о наличии вакансий в других государственных органах.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора FIO1, полагавшей в удовлетворении исковых требований отказать, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

     FIO7 установлено, что истец FIO0 проходил государственную гражданскую службу и замещал должность государственной гражданской службы ... в FIO4 области заместителя начальника отдела государственного и муниципального права правового управления с 00.00.2007 года, а с 00.00.2007 года замещал должность государственной гражданской службы- заместителя начальника отдела межпарламентских связей и взаимодействия с органами местного самоуправления организационного управления.

     Распоряжением FIO6 области от Дата обезличена года Номер обезличен лс «Об утверждении штатного расписания контрольно-счетной палаты и аппарата FIO4 области на 2009 год» с Дата обезличена года была сокращена должность заместителя начальника отдела межпарламентских связей и взаимодействия с органами местного самоуправления организационного управления.

     FIO0 был уведомлен о сокращении должности 00.00.2009 года, и ему была предложена вакантная должность консультанта отдела межпарламентских связей и взаимодействия с органами местного самоуправления организационного управления аппарата FIO4 области.

      От предложенной должности FIO0 отказался, что подтверждается его заявлением от 00.00.2009 года.

     Распоряжением FIO6 FIO4 области от 00.00.2009 года Номер обезличенFIO0 освобожден от занимаемой должности, уволен на основании пункта 6 статьи 33 Федерального закона Номер обезличенФЗ (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной подготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы) 00.00.2009 года.

    С данным распоряжением 00.00.2009 года FIO0 был ознакомлен, трудовую книжку получил при увольнении. Данное обстоятельство подтверждено истцом в судебном заседании.

     Согласно статье 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

     Частью 4 данной нормы предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

     При этом при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

     В соответствии со статьей 33 этого же закона общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

«6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона)».

      Анализ приведенных выше норм показывает, что при увольнении гражданского служащего в связи с сокращением в государственном органе должности, увольняемому должна быть предложена не только должность гражданского служащего с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности в том же государственном органе, но и должна быть предоставлена возможность замещения иной должности гражданской службы в другом государственном органе.

Из объяснений сторон следует, что кроме должности консультанта в отделе, в котором истец работал, никакие другие должности ему не предлагались, хотя вакансии по нижестоящим должностям имелись. Также судом установлено, что ответчиком не устанавливалось в другом государственном органе наличие вакансий по должности гражданского служащего с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, которая могла быть предложена истцу.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком было допущено нарушение законодательства при увольнении истца.

     Доводы истца FIO0 о нарушении ответчиком при увольнении положений пункта 19 статьи 29 ФЗ от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об
основных гарантиях избирательных прав и   права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

     Статьей 73 Федерального закона Номер обезличенФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовое акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, содержащие норма трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом Номер обезличенФЗ.

      Отношения, связанные с гражданской службой при сокращении должностей гражданской службы регулируются статьей 31 Федерального закона Номер обезличенФЗ.

     Частью 1 статьи 31 Федерального закона Номер обезличенФЗ при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

     Согласно части 4 указанной статьи Федерального закона Номер обезличенФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 данного Федерального закона.

     Кроме того, Федеральный закон Номер обезличенФЗ предусматривает случаи расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Часть 3 статьи 37 устанавливает, что гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего или в период его пребывания в отпуске.

     Других правовых оснований, которые бы запрещали расторгать служебный контракт с гражданским служащим, Федеральный закон Номер обезличенФЗ, не содержит.

     Постановлением FIO4 области от Дата обезличена года Номер обезличенГУ «О назначении членов избирательной комиссии ...» FIO0 назначен членом избирательной комиссии ....

     При решении вопроса о расторжении служебного контракта с FIO0 по основаниям сокращения должности государственной службы вопрос о законности и обоснованности перевода FIO0 на должность консультанта обсуждался с представителями избирательной комиссией .... Данное обстоятельство подтверждается объяснениями ответчика в судебном заседании.

     FIO4 области исходило из того, что сокращение должности заместителя начальника отдела межпарламентских связей и взаимодействия с органами местного самоуправления организационного управления аппарата FIO4 области и предложение FIO0 занять должность консультанта этого же отдела, не является переводом на другую работу, а является процедурой назначения на другую вакантную должность гражданской службы.

     Норма пункта 19 ст. 29 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливая запрет увольнения члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, обеспечивает повышенную охрану законом членов избирательных комиссий в силу осуществления ими публично-значимых полномочий, ограждая их тем самым от необоснованных преследований и способствуя беспрепятственной деятельности избирательных комиссий, их самостоятельности и независимости.

     Указанная гарантия для члена избирательной комиссии не является их личной привилегией, а служит публичным интересам.

     В период расторжения служебного контракта с FIO0 не производилось никаких действий по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти ..., а также областного референдума.

     Поэтому обстоятельств, свидетельствующих об оказании давления на FIO0, как на лицо, исполняющего публично-значимые функции члена избирательной комиссии, не было.

      Таким образом, расторжение служебного контракта с FIO0 никак не связано с осуществлением им полномочий члена избирательной комиссии ....

      Согласно определению Конституционного FIO7 от Дата обезличена Номер обезличенО-П положение пункта 19 статьи 29 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в системе действующего правового регулирования не исключает возможность увольнения по инициативе работодателя лица, исполняющего полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, в случае, если увольнение не являлось результатом преследования лица за исполнение на него публично-значимых функций.

      Увольнение FIO0 связано с принятием решения о сокращении 7 должностей гражданской службы в 2009 году (в том числе, и должности, которую замещал истец) и не является результатом преследования лица за исполнение на него публично-значимых функций.

Несмотря на то, что судом установлено нарушение законодательства при увольнении истца FIO0 (указанное выше), суд считает, что в удовлетворении исковых требований о восстановлении в прежней должности должно быть отказано, поскольку истцом пропущен срок обращения в суд, установленный законодательством.

Ответчик заявляет о пропуске истцом срока на обращение в суд за судебной защитой.

     В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

       FIO7 установлено, что FIO0 был уволен 00.00.2009 года, в суд с иском обратился 00.00.2010 года, что подтверждается штампом регистрации на исковом заявлении. Таким образом, истцом пропущен срок обращения в суд с требованием о восстановлении в прежней должности.

Истцом заявлено о восстановлении срока на обращение в суд.

Согласно п.5 Постановления FIO8 FIO7от Дата обезличена г. N 63 «О внесении изменений и дополнений в Постановление FIO8 FIO7от Дата обезличенаг. Номер обезличен «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока на обращение в суд за восстановлением своего нарушенного права, истцом не представлено. Из объяснений истца следует, что болезни не было, к врачам истец обращался только за справкой для посещения бассейна. Документов, подтверждающих, что истец осуществлял уход за больным членом семьи, не представлено. Действия истца FIO0, направленные на получение досрочной пенсии в мм.2009 года, на решение вопроса с получением поощрения, свидетельствуют о способности истца обратиться в суд за защитой нарушенного права. Поэтому оснований для восстановления процессуального срока не имеется.

Поскольку судом отказывается в удовлетворении требований о восстановлении в прежней должности, поэтому не имеется оснований для удовлетворения требований о взыскании оплаты за вынужденный прогул и о восстановлении исчисления стажа государственной службы со дня увольнения.

Истцом также заявлены требования о выплате единовременного поощрения, предусмотренного частью 2 статьи 24 FIO9 ... «О государственной гражданской службе ...».

    По данным требованиям установлено следующее.

    Частью 2 статьи 24 FIO9 ... от Дата обезличена
Номер обезличен «О государственной гражданской службе ...»
установлено, что гражданским служащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет и уволенным с гражданской службы области по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, являющимся условием для назначения пенсии за выслугу лет, выплачивается единовременное поощрение с учетом стажа работы государственной службы исходя из установленного должностного оклада на момент увольнения в размере при наличии стажа государственной службы:

     свыше 15 лет - 8 окладов денежных содержаний;

     свыше 20 лет - 10 окладов денежных содержаний;

     свыше 25 лет - 12 окладов денежных содержаний.

     Таким образом, закон устанавливает основания выплаты единовременного поощрения гражданским служащим при наличии следующих условий: 1) наличие у служащего права на пенсию за выслугу лет и 2) увольнение по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, являющимся основанием для назначения пенсии за выслугу лет.

      Основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы ..., порядок ее назначения и выплаты регулируются FIO9 ... от Дата обезличена Номер обезличен «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности ... и должности государственной гражданской службы ..., и пенсии за умершего (погибшего) родителя, замещавшего государственную должность ... либо должность государственной гражданской службы ...».

     Статья 4 указанного FIO9 Номер обезличен предусматривает следующие условия назначения пенсии за выслугу лет: лица, замещавшие должности государственной гражданской службы, имеют право на пенсию за выслугу лет при соблюдении условий, указанных в частях 2 -4 настоящей статьи и уволенные с должности государственной гражданской службы по основаниям, указанным в пунктах 1-7 части 1 настоящей статьи.

     Применительно к должности, замещаемой истцом FIO0, условиями для возникновения права на пенсию за выслугу лет, являются следующие условия: 1) лица, замещавшие должности государственной гражданской службы должны иметь стаж не менее 15 лет государственной службы; 2) уволиться по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 4 FIO9 Номер обезличен;  3) замещать непосредственно перед увольнением не менее 12 полных месяцев должность государственной службы.

      Часть 5 статьи 4 FIO9 Номер обезличен предусматривает, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо к пенсии, досрочно установленной в соответствие с FIO9 «О занятости населения в Российской Федерации».

     FIO0 был уволен по сокращению штата государственного органа, имеет стаж гражданской службы 15 лет, непосредственно перед увольнением замещал должность гражданской службы не менее 12 месяцев.

     Однако право на получение единовременного поощрения у него не возникло, поскольку при увольнении с гражданской службы он не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию (для мужчин 60 лет), и у него не было права на пенсию за выслугу лет.

     Право на пенсию за выслугу лет у него возникло после назначения ему трудовой пенсии в соответствии с FIO9 «О занятости населения в Российской Федерации».

     Кроме этого, суд считает, что FIO0 пропущен срок обращения в суд по данным требованиям.

    Статьей 392 ТК РФ установлен трехмесячный срок обращения в суд по данной категории споров. Ответчиком заявлено о пропуске срока.

     О нарушении своего права истец узнал в момент увольнения, поскольку данное поощрение выплачивается непосредственно при увольнении, то есть 00.00.2009 года. С иском в суд истец обратился 00.00.2010 года. Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска данного срока, суду не представлено.

     Доводы истца о том, что он узнал о нарушении своего права на получение данного поощрения только в мм.2009 года, когда получил ответ с отказом выплаты поощрения, судом не принимаются, поскольку из действий истца, его заявления суд делает вывод о том, что FIO0 знал о невыплате ему поощрения. Согласно указанному выше FIO9 ... поощрение выплачивается в момент увольнения.

      Поскольку судом принимается решение об отказе в удовлетворении требований, суд считает, что не имеется оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.

     Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                     р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований FIO0 к FIO4 собранию ... о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы, восстановлении срока гражданской службы, выплате единовременного поощрения, взыскании денежной компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в ... суд в течение 10 дней через районный суд.

FIO10 FIO3