решение по делу о взыскании суммы недоплаты пенсии



Дело №

РЕШЕНИЕ

                          ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

00.00.2010г. Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода, в составе председательствующего судьи Байковой О.В., при секретаре Степанюк Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лепешкина В.И. к военному комиссариату Нижегородской области о взыскании суммы недоплаты пенсии,

Установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику Военному комиссариату Нижегородской области, просит взыскать с Военного комиссариата Нижегородской области недополученную пенсию за период с 00.00.2000г. по 00.00.2000г. с учетом повышения в 2000г. стоимости продовольственного пайка на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000г." с учетом инфляции. Просит взыскать 20 041,58 руб.

В обоснование своих требований истец указал, что ответчик нарушил его право на пересчет пенсии, не принял во внимание размер компенсации стоимости продовольственного пайка установленный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.1999 г. N 227-ФЗ в сумме 608 руб. 33 коп. в месяц, что привело к недоплате пенсии. Свои требования истец основывает и на положениях ст. 43, 49 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", п. 11 Постановления МС РФ N 941, которые предусматривают, что гражданин, уволенный с военной службы вправе получать пенсию с учетом месячной стоимости общевойскового продовольственного пайка, изменение его стоимости влечет обязательный пересмотр пенсии.

 В суд истец не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

 Представитель ответчика исковые требования истца не признал. Ответчик не отрицает того факта, что ФЗ «О федеральном бюджете на 2000г.» была установлена компенсация за продовольственный паек в размере 608, 33 руб. в месяц. Однако данный ФЗ РФ не устанавливал механизма, порядка и сроков исчисления данной компенсации, он лишь устанавливал факт, т.е. размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка. На основании данного закона были приняты соответствующие разъяснения, поступившие в ВКНО 1 ноября 2000 года. Согласно им, денежная компенсация за продовольственный паек подлежала выплате пенсионерам МО РФ именно с 1 декабря 2000 года, что было осуществлено ЦСО ВКНО.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:

 Истец является пенсионером Министерства обороны РФ. Размер продовольственного пайка, установленный ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2000 год» в размере 20 руб. в день, при расчете его пенсии был применен ВКНО с 1 декабря 2000 года.

Пенсия ему назначена и выплачивается на основе Федерального закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993 г. N 4468-1 (далее - Закон).

Согласно ст. 14 Закона пенсия за выслугу лет категории граждан, к которым относится истец, устанавливается в следующих размерах:

а) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

Предыдущие редакции данной статьи также предусматривали зависимость размера пенсии от выслуги и предполагали процент от соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 Закона, т.е. от всех сумм. Данная статья не предусматривает, что размер пенсии складывается из оклада по должности, званию, процентов за выслугу лет в процентном соотношении, а месячная стоимость пайка берется в полном объеме независимо от выслуги.

Поскольку, как следует из ст. 43 Закона, месячная стоимость пайка входит в денежное довольствие, то, в силу ст. 14 Закона, она также должна при исчислении пенсии браться в процентном соотношении от выслуги лет.

В силу ст. 49 Закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2008 г.) порядок пересмотра пенсий лицам, которым пенсии назначались в соответствии с вышеназванным Законом, определялся Правительством РФ. Указанный порядок устанавливался постановлением Совета Министров Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет».

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2001 г. N КАС01-370 отменено решение Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2001 г. и признаны незаконными п. 8, п. "б" п. 9, п. "б" п. 14 постановления СМ РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

В силу ч. 3 ст. 239-8 ГПК РСФСР (действовавшей на момент вынесения определения от 04.10.2001 г.) нормативный акт или отдельная его часть, признанные незаконными решением суда, считались недействующими с момента вступления этого решения в законную силу.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 г. разъяснено, что пункт 8, п. "б" пункта 9, п. "б" пункта 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" признаны незаконными и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу. Кассационное определение вступило в силу с момента его вынесения (ст. 367 ГПК РФ, ст. 312 ГПК РСФСР, действовавшая во время вынесения кассационного определения от 04.10.2001 г.).

По смыслу ст. 125 Конституции Российской Федерации, и правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 16.06.1998 г., от 11.04.2000 г., от 18.07.2003 г., от 27.01.2004 г., решение Верховного Суда Российской Федерации, которым акт Правительства Российской Федерации (если его проверка судом общей юрисдикции допустима) признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта Правительства РФ, его отмены самим судом, тем более, лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание недействующим, и, следовательно, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в силу.

Таким образом, признание п. 8, п. "б" п. 9, п. "б" п. 14 постановления Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 недействующими с 4 октября 2001 г. и утрата в связи с этим вышеназванными нормами силы означает, что они не могут применяться с момента вынесения определения Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Признав названные правовые нормы недействующими с момента вынесения кассационного определения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, тем самым, допустила действие этих норм до момента вынесения определения от 4 октября 2001 г. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" с последующими изменениями вступившие в законную силу постановления, в частности, федеральных судов, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Исходя из изложенного, пенсии лицам, проходившим военную службу, за период до 4 октября 2001 г. в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка (с учетом определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N КАС01-370) не могут быть пересчитаны, проиндексированы и взысканы в их пользу (в данном случае в пользу истца).

Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

                                                       РЕШИЛ:

Отказать в полном объеме Лепешкину В.И. в иске к военному комиссариату Нижегородской области о взыскании задолженности по пенсии за 2000 год с учетом инфляции.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода.

Судья О.В.Байкова