Дело № 2-2965/10 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 00.00.2010г. Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Спириной И.В. при секретаре Соколовой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вольнова В.В. к ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Н.Новгорода о включении периодов работы в районах Крайнего Севера в трудовой стаж для перерасчета пенсии, у с т а н о в и л: Вольнов В.В. обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что 00.00.1995 г. ему была назначена досрочная трудовая пенсия по старости (за работу во вредных условиях согласно Списку № 1). На дату назначения пенсии его трудовой стаж составлял 42 года 11 месяцев и 4 дня, в том числе по Списку № 1 – 4 года 11 месяцев 11 дней, работа на Крайнем Севере 13 лет 2 месяца 7 дней, служба в армии 6 лет 4 месяца 2 дня). Поскольку не было выписки из приказа командира воинской части, его в трудовой стаж работы на Крайнем Север не бал включен период службы в армии, однако после предоставления указанной справки, в период работы на Крайнем Севере был включен стаж службы в армии, в связи с тем, что стаж работы на КС стал составляет 16 лет 9 месяцев и 5 дней, ему стали выплачивать пенсию по старости за работу в РКС. Данная пенсия ему выплачивалась в течение 11 лет, затем вновь стали выплачивать пенсию по старости за работу в соответствии со Списком № 1, указав, что в отношении истца был ошибочно применен повышающий коэффициент 1.9 вместе 1.2. Считая данные действия ответчика неправомерными, истец неоднократно обращался в учреждения пенсионного Фонда РФ, однако положительно его вопрос решен не был, в связи с чем он вынужден обратиться в суд и просит обязать ответчика восстановить допущенное в отношении его нарушение права, включении периодов службы в армии в стаж работы в районах КС и пере6расчсете назначенной ему пенсии. В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, указав, что на момент назначения его пенсии Российская Федерация являлась правопреемником СССР и РСФСР, признавая нормативные правовые акты СССР и РСФСР, в частности КЗоТ РСФСР и Закон СССР «Об утверждении Основ законодательств СССР и Союзных республик о труде». Поскольку правоотношения (сверхсрочная служба в г. Норильске с 1969 г. по 1973 г.) закончились до вступления в силу нового правового регулирования, отмена льготного порядка исчисления общего трудового стажа означает нарушение конституционных прав истца. Представил письменное обоснование заявленных исковых требований нормами права. Представитель ответчика – УПФ РФ в Советском районе г. Н.Новгорода – Фадеева Е.А. (по доверенности) в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена, представила отзыв на исковое заявление, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд, выслушав объяснения истца, установив юридически значимые для разрешения правового конфликта обстоятельства исследовав и оценив собранные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, считает, что заявленные исковые требования Вольнова В.В. не подлежат удовлетворению. К данному выводу суд пришел на основании следующего. Согласно ст. 39 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.., и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Судом установлено, что Вольнову В.В., 1942 г.р., назначена трудовая пенсия по старости с 00.00.1995 г. за работу во вредных условиях труда по Списку № 1 в соответствии со ст. 12 п. «а» Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990г. № 340-1 с уменьшением возраста в 53 года. На дату назначения пенсии по Списку № 1 трудовой стаж Вольнова В.В. составлял 42 года 11 месяцев 4 дня (в т. ч. по Списку № 1 - 4 года 11 месяцев 11 дней, работа на Крайнем Севере - 13 лет 2 месяца 7 дней, служба в армии - 6 лет 4 месяца 2 дня). Как следует из представленных документов, для определения права на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда стаж, выработанный на Крайнем Севере, учитывался в полуторном размере в соответствии со ст. 94 Закона от 20.11.1990г. № 340-1. Следовательно, 4 года 11 месяцев 11 дней в РКС по Списку № 1 составляет в 1,5 исчислении 7 лет 4 месяца, право на пенсию определено по п. «а» ст. 12 Закона от 20.11.1990г. № 340-1 в 53 года, стаж взят в льготном исчислении. Согласно ст.14 Закона РФ, пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (РКС) либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС) и имеют общий трудовой стаж не менее 25 лет». На момент назначения пенсии по Списку № 1 стажа работы в РКС у Вольнова В.В. было 13 лет 2 месяца 10 дней (при требуемом стаже работы 15 лет). Судом установлено, что в мм.1996 г. Вольнову В.В. зачли в трудовой стаж период службы в армии на Крайнем Севере как работу на Крайнем Севере, и соответственно стаж его работы на Крайнем Севере увеличился и стал составлять 16 лет 9 месяцев 5 дней, хотя фактический стаж работы в РКС - 13 лет 2 месяца 10 дней. Поскольку в силу закона период службы в армии на Крайнем Севере не может быть зачтен в трудовой стаж как стаж работы на Крайнем Севере, данный перерасчет пенсии не соответствует закону. Кроме этого, судом установлено, что в связи с вступлением в силу с 00.00.2002г. Федерального Закона от 17.12.2002г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в соответствии со статьей 30 (оценка пенсионных прав застрахованных лиц) о применении повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной зарплате в РФ Вольнову В.В. ошибочно применили повышенный коэффициент к заработной плате (вместо положенного 1,2 был применен 1,9). Как установлено судом, в мм.2008 г. УПФ РФ в Советском районе г. Н.Новгорода проводилась проверка правильности начисления пенсии, назначенной истцу с 00.00.1995 г., по результатам которой было установлено, что в мм.1996 г. Вольнову В.В. ошибочно был включен в трудовой стаж период службы в армии на Крайнем Севере в качестве работы на Крайнем Севере. Стаж его работы на Крайнем Севере увеличился и стал составлять 16 лет 9 месяцев 5 дней, тогда как фактический стаж работы в районе Крайнего Севера составил 13 лет 2 месяца 10 дней. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12.03.2008 г. № 18. Решением комиссии по рассмотрению пенсионных прав граждан ГУ УПФ Советского района г. Н. Новгорода от 12.03.2008г. № 18 переплата пенсии за период с 00.00.2002г. по 00.00.2008г., возникшая не по вине пенсионера, с Вольнова В.В. не взыскивалась. Истец считает, что действия ответчика по изменению назначенной ему пенсии являются незаконными, нарушают его пенсионные права, в связи с чем, просит суд обязать УПФ РФ в Советском районе включить оспариваемый период в его трудовой стаж, как это было сделано в 1996 г.. Судом установлено, что истец проходил сверхсрочную службу в Советской Армии в период с 00.00.1969 г. по 00.00.1973 г. в г. Норильске Красноярского края. Как видно из материалов дела, на дату назначения пенсии по Списку № 1 трудовой стаж истца составлял 42 года 11 месяцев 4 дня (в т. ч. по Списку № 1 - 4 года 11 месяцев 11 дней, работа на Крайнем Севере - 13 лет 2 месяца 7 дней, служба в армии - 6 лет 4 месяца 2 дня). Согласно ст.14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ»: «пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи. К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 14.01.97 N 19-ФЗ)». В силу ст.12 указанного закона, военная служба не подлежит включению в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера. Согласно ст.90 данного закона, «Служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона». В силу ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»: «При подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере». Таким образом, 4 года 11 месяцев 11 дней в Районах Крайнего Севера по Списку № составляет в полуторном исчислении 7 лет 4 месяца. На момент назначения пенсии по Списку № стажа работы в Районах Крайнего Севера у Вольнова В.В. было 13 лет 2 месяца 7 дней (при требуемом стаже работы 15 лет). Право на пенсию по старости по ст. 14 Закона при стаже 13 лет 2 месяца 7 дней устанавливается в 55 лет 8 месяцев. В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно пункту 1 ч. 1 статьи 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По ранее действовавшему пенсионному законодательству, время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (т. е. работа по Списку № 1). Служба в армии, даже если она проходила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для определения права на пенсию по ст. 14 Закона от 20.11.1990г. № 340-1 в стаж работы в РКС не учитывается (ст. 89,90 Закона от 20.11.1990г. № 340-1), поскольку может быть засчитана только в общий стаж в полуторном размере по статье 94 указанного закона, но не в специальный стаж, как следует из указанных правовых норм. Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В связи с вступлением в силу указанного Федерального закона, в соответствии со статьей 30 (оценка пенсионных прав застрахованных лиц) о применении повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной зарплате в РФ Вольнову В.В. ошибочно применили повышенный коэффициент к заработной плате (вместо положенного 1,2 был применен 1,9). В соответствии с Постановлением Конституционного Сулла РФ ОТ 29.01.2004г. №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов государственной думы, а также государственного собрания (ил тумэн) республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» «3.2. В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4). Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии. Следовательно, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила. Кроме того, предусмотренные ею правила соответствуют действовавшим с 1 февраля 1998 года условиям и нормам (в том числе в части, касающейся календарного исчисления трудового стажа), установленным Федеральным законом от 21 июля 1997 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а также статьей 7 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных в нее этим актом. Пенсионер - в тех случаях, когда исчисленный на их основании размер пенсии не достигал размера пенсии, уже получаемой им по Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в прежней редакции, - был вправе выбрать исчисление пенсии в соответствии со старым порядком. Тем самым законодатель, вводя с 1 февраля 1998 года иные условия и нормы пенсионного обеспечения наряду с предусмотренными Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям в пенсионном законодательстве. Что касается лиц, на которых в соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, то в отношении них законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм. Так, пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждено установленное Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав. Кроме того, для указанной категории граждан Федеральным законом от 29 ноября 2003 года «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено применение к размеру базовой части трудовой пенсии районного коэффициента к заработной плате, установленного для соответствующей местности. Таким образом, регулирование, закрепленное в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не противоречит Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 18, 54 (часть 1), 55 (части 1 и 3) и 57, и не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения. Соответственно, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Как следует из представленных ответчиком письменных доказательств, на 00.00.2002 г. пенсия истца при стаже работы 39 лет 1 месяц 22 дня, в том числе: служба в армии 6 лет 4 месяца 2 дня, работа в РКС - 13 лет 2 месяца 10 дней и работа по Списку № 1 - 4 года 11 месяцев 11 дней, рассчитанном для оценки пенсионных прав в календарном порядке (согласно п. 4 ст. 30 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ), составляет 1383 руб. 59 коп., в том числе базовая часть - 450. 00, страховая часть - 933.59. При расчете пенсии учтена справка о заработной плате за период с 00.00.1985 г. по 00.00.1990 г., коэффициент по которой составил 3,458. В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона от 17.12.2002г. № 173—ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается не свыше 1,2. 0,69*1,2*1671=1383,59 0,69 - коэффициент по стажу (55% за - 25 лет+1% за каждый год сверхтребуемых 25 лет (55%+14%=69%)); 1,2 - коэффициент по заработной плате; 1671-средняя зарплата по стране. С учетом всех индексаций и перерасчетов страховой части по заявлениям Вольнова В.В. (от 00.00.2003 г., 00.00.2004 г., 00.00.2006 г., 00.00.2009 г, 00.00.2009 г., 00.00.2010 г.) по состоянию на 00.00.2010 г. его пенсия составляет 7951 руб. 30 коп., в том числе: базовая часть - 2562,00руб. страховая часть - 5389,30руб., сумма валоризации-1304,96руб.. Решением комиссии по рассмотрению пенсионных прав граждан ГУ УПФ Советского района г. Н. Новгорода от 12.03.2008г. № 18 переплата пенсии за период с 00.00.2002г. по 00.00.2008г., возникшая не по вине пенсионера, с Вольнова В.В. не взыскивалась. С учетом изложенного, у суда не имеется оснований к удовлетворению требований истца о включении периода его службы в армии в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку отсутствуют правовые основания к зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периодов прохождения службы в Армии. Руководствуясь ст.ст.104-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Вольнова В.В. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе о восстановлении нарушенных прав, включении периодов военной службы в районах Крайнего Севера в трудовой стаж для перерасчета пенсии отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода. Судья И.В.Спирина