Дело № 2-1966\10 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 00.00.2010г. Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Cпириной И.В. при секретаре Соколовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Н.Новгорода, администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода о возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной между домами № по ул.Б.Печерская и № по ул.Ульянова г.Н.Новгорода У с т а н о в и л: Прокурор Нижегородского района города Нижнего Новгорода обратился в суд с иском к администрации г. Н.Новгорода, администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода о возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной между домами № по ул.Б.Печерская и № по ул.Ульянова г.Н.Новгорода. Заявленные требования обосновал тем, что Проведенной прокуратурой Нижегородского района Г.Н.Новгорода совместно с Нижегородским отделом Инспекции административно-технического надзора 00.00.2009г. проверкой исполнения органами местного самоуправления законодательства об утилизации отходов производства и потребления, установлено наличие на территории Нижегородского района г.Н.Новгорода, а именно расположенного между домами № по ул.Б.Печерская и № по ул.Ульянова Нижегородского района навалов бытового, строительного, крупногабаритного мусора, веток, т.е. несанкционированной свалки. Данный факт подтверждается актом проверки Инспекции административно-технического надзора № от 00.00.2009г.. В соответствии с действующим законодательством обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям администрации г.Н.Новгорода и осуществляется за счет средств бюджета города. Администрации районов в рамках предоставленных им полномочий и в объемах финансирования, осуществляемого администрацией города, принимают участие в организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов, образующихся на территории соответствующего района. Однако администрацией г.Н.Новгорода, администрацией Нижегородского района г. Н. Новгорода меры, в рамках полномочий, предоставленных им действующим законодательством, по ликвидации несанкционированных свалок, скоплений отходов бытового и строительного мусора на территории Нижегородского района, в том числе, расположенной между домами № по ул.Б.Печерская и № по ул.Ульянова не предпринимаются. Не принятие администрацией г.Н.Новгорода, администрацией Нижегородского района г.Н.Новгорода мер по ликвидации несанкционированных свалок строительного и бытового мусора, свидетельствует о несоблюдении требований действующего законодательства об утилизации отходов производства и потребления и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Наличие указанных несанкционированных свалок на территории Нижегородского района г.Н.Новгорода создает неблагоприятную экологическую обстановку, представляет опасность для здоровья населения и оказывает негативное воздействие на окружающую среду, приводит к ущемлению прав граждан на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания, в связи с чем прокурор в силу ст.45 ГПК РФ, а также положений ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» вынужден обратиться в суд в защиту прав неопределенного круга лицу с указанными выше исковыми требованиями. В судебном заседании прокурор Кокурина Р.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель Администрации г. Н. Новгорода Аристова Д.Н. (по доверенности) исковые требования не признала, указав, что Администрация города свои обязательства выполнила, перечислив администрации Нижегородского района на благоустройство района в 2010г. бюджетных ассигнований в размере 1586000 руб. В дальнейшем заключать муниципальные контракты на уборку, вывоз и утилизацию мусора должна администрация района. Представитель Администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода Князева Т.А. (по доверенности) исковые требования не признала, указав, что в соответствии с действующим законодательством соблюдение санитарных норм и правил, организация сборы, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям администрации г.Н.Новгорода и осуществляется за счет бюджета города. По уборке и вывозу мусора, расположенного между домами № по ул.Б.Печерская и № по ул.Ульянова, администрация района за счет средств бюджета города не финансировалась. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, установив значимые по делу обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает заявленные прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению. К данному выводу суд пришел на основании следующего. Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.45 Конституции РФ «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» Согласно ст.46 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Статьей 45 ГПК РФ определено, что Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судом установлено, что прокурор Нижегородского района г.Н.Новгорода обратился в суд в защиту интересов неопределенно круга лиц, данное обращение в суд вызвано несоблюдением ответчиками требований действующего законодательства об утилизации отходов производства и потребления и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Наличие несанкционированных свалок на территории Нижегородского района г.Н.Новгорода создает неблагоприятную экологическую обстановку, представляет опасность для здоровья населения и оказывает негативное воздействие на окружающую среду, приводит к ущемлению прав граждан на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания, Данные нарушения, по мнению прокурора, могут привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, причинить вред их жизни здоровью. Судом установлено, что проведенной прокуратурой Нижегородского района Г.Н.Новгорода совместно с Нижегородским отделом Инспекции административно-технического надзора 00.00.2009г. проверкой исполнения органами местного самоуправления законодательства об утилизации отходов производства и потребления, установлено наличие на территории Нижегородского района Г.Н. Новгорода, между домами № по ул.Б.Печерская и № по ул.Ульянова навалов бытового, строительного, крупногабаритного мусора, веток, т.е. несанкционированной свалки. Данный факт подтверждается актом проверки Инспекции административно-технического надзора № от 00.00.2009г.. В соответствии со ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации вех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии с ч.2 ст.21 и ч.1 ст.22 указанного закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 14 ст. 15 Закона РФ № 131 ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: 14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Судом установлено, что в рамках данных полномочий администрацией г.Н.Новгорода издано постановление № 893 от 14.03.2007 г. «Об организации работ по сбору и вывозу крупногабаритного мусора на территории города Нижнего Новгорода, в соответствии с которым, администрациям районов г. Н. Новгорода было поручено: «1.1. Определить объемы образования крупногабаритного мусора в районе. 1.2. Определить оптимальное количество и места установки или оборудования площадок для сбора крупногабаритного мусора в районе (за исключением образовательных учреждений, учреждений дошкольного образования, учреждений здравоохранения, торговых предприятий, имеющих собственные контейнерные площадки). 1.3. Составить реестр площадок для сбора крупногабаритного мусора. 1.4. Организовать нанесение мест установки или оборудования площадок для сбора крупногабаритного мусора на электронные карты районов. 1.5. С целью надлежащего сбора и вывоза крупногабаритного мусора с территорий районов города Нижнего Новгорода до 15 июня 2007 года провести конкурс на право вывоза крупногабаритного мусора с включенных в реестр площадок». Согласно ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с п.3.1.5 Правил благоустройства в городе Нижнего Новгорода, утв. постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2007г. №56, администрация города Нижнего Новгорода за счет средств бюджета города обеспечивает содержание (уборку и ремонт) проезжей части улиц, площадей, скверов, парков, остановок общественного транспорта, пешеходных территорий и иных территорий, за исключением территорий, содержание и уборку которых обязаны осуществлять юридические и физические лица в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами; проведение иных мероприятий по благоустройству территории города в соответствии с законодательством и настоящими Правилами. В силу ст.43 Устава города Нижнего Новгорода, к полномочиям администрации города относится обеспечение исполнения вопросов местного значения. В рамках указанных полномочий именно администрация г.Н.Новгорода в соответствии с п.16 ч.4, п.18 ч.7 ст.43 Устава г.Н.Новгорода организует проведение на территории города санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также обеспечивает соблюдение санитарных норм и правил, организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.44 Устава г.Н.Новгорода и положениями об администрациях районов г.Н.Новгорода, утв. постановлением городской Думы г.Н.Новгорода от 25.01.2006 №2, администрации районов г.Н.Новгорода являются территориальными органами администрации города Нижнего Новгорода, организующими реализацию предусмотренных Уставом г.Н.Новгорода, Положением об администрации района задач и полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории района. Администрация района финансируется в соответствии со сметой доходов и расходов в пределах средств, предусмотренные на эти цели в бюджете города. Положениями об администрациях районов города предусмотрено, что администрация района принимает участие в организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям администрации г. Н. Новгорода и осуществляется за счет средств бюджета города. Администрации районов в рамках предоставленных им полномочий и в объемах финансирования, осуществляемого администрацией города, принимают участие в организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов, образующихся на территории соответствующего района. Судом установлено, что нежилые пристроенное помещение № и встроено-пристроенное помещение № дома № по ул.Б.Печерская находятся в муниципальной собственности. Сведения, что дом № по ул.Ульянова г.Н.Новгорода принадлежит МП «Муниципальная недвижимость» на праве собственности, либо на праве хозяйственного ведения, либо данный объект находится в собственности третьих лиц суду не представлены. На день рассмотрения дела в суде несанкционированная свалка мусора, расположенная между домами № по ул.Б.Печерская и № по ул.Ульянова г.Н.Новгорода, не ликвидирована, ответчиками данные обстоятельства не оспариваются. Однако, по мнению суда, Администрацией г.Н. Новгорода меры, в рамках полномочий, предоставленных ей действующим законодательством, по ликвидации несанкционированных свалок на территории Нижегородского района г. Н. Новгорода, в частности, расположенной между домами № по ул.Б.Печерская и № по ул.Ульянова г.Н.Новгорода в полном объеме не предпринимаются. Представленная суду справка о бюджетных ассигнованиях на благоустройство Нижегородского района на 2010г. в размере 1586000 руб. не свидетельствует о принятии администрацией г.Н.Новгорода мер по организации и уборке мусора именно в связи с несанкционированной свалкой, расположенной между домами № по ул.Б.Печерская и № по ул.Ульянова. Ответчиками не оспаривается тот факт, что указанная несанкционированная свалка не включена в перечень, в отношении уборки мусора с данной территории муниципальный контракт не заключался. Объективных доказательств, что денежные средства были предоставлены, том числе, на ликвидацию указанной несанкционированной свалки ответчиками не предоставлено. Таким образом, суду не предоставлено убедительных доказательств надлежащего финансирования Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода с целью ликвидации свалок в районе. С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым обязать Администрацию города Нижнего Новгорода, в соответствии с п. 16 ч. 4, п. 18 ч. 7 ст. 43 Устава г.Н.Новгорода, п. 3.1.5 Правил благоустройства в г. Н. Новгороде организовать собор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, расположенных между домами № по ул.Б.Печерская и № по ул.Ульянова Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода удовлетворить. Обязать Администрацию города Нижнего Новгорода принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной между домами № по ул.Б.Печерская и № по ул.Ульянова г.Н.Новгорода. В удовлетворении исковых требований прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода к администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода. Федеральный судья И.В.Спирина