Дело № 2-1410/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 00.00.2010 года Нижегородский районный суд г. Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., с участием прокурора Кокуриной Р.В., при секретаре Онучкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Нижегородского района г. Н.Новгорода в интересах Зайцева Д.А. к ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет», Министерству финансов РФ, Министерству образования РФ, Федеральному агентству по образованию РФ о взыскании стипендии, оплаты за обучение, компенсационных выплат УСТАНОВИЛ: Прокурор Нижегородского района г. Н.Новгорода обратился в суд с иском в интересах Зайцева Д.А. к ответчикам, мотивируя тем, что в соответствии с договором № от 00.00.2004г., Зайцев Д.А. обучался по очной форме в ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет» по специальности «Социально - культурный сервис и туризм» с оплатой стоимости обучения, 00.00.2009г. Зайцев Д.А. был отчислен из ННГАСУ в связи с окончанием обучения и выдачей диплома. 00.00.2006г. у Зайцева Д.А. умерла мать – Зайцева С.Н.. Согласно представленной справки о рождении №, сведения об отце Зайцева Д.А. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Зайцев Д.А. неоднократно обращался к руководству ННГАСУ: 00.00.2006г. с заявлением перевести его на полное государственное обеспечение в связи с тем, что он остался без попечения родителей и тяжелым материальным положением; 00.00.2007г. с заявлением о снижении оплаты за обучение в связи с тяжелым материальным положением, остался без попечения родителей; 00.00.2008г. с заявлением о снижении оплаты за обучение в связи с тяжелым материальным и семейным положением; 00.00.2009г. с заявлением о переводе на место, финансируемое из федерального бюджета в связи с тяжелым материальным и семейным положением. Приказом от 00.00.2009г. № Зайцев Д.А.- студент 5 курса ННГАСУ был переведен на место, финансируемое из федерального бюджета с 00.00.2009г. до издания приказа об отчислении. Приказом от 00.00.2009г. № «О социальной поддержке студентов университета» Зайцев Д.А. отнесен к обучающимся, потерявшим в период обучения в ННГАСУ обоих или единственного родителя в возрасте от 18 до 23 лет и ему с 00.00.2009г. назначены следующие выплаты: компенсация оплаты стоимости питания и ежегодная денежная компенсация, всего выплачено за период с 00.00.2009г. по 00.00.2009г. - 35559,74 руб.. В соответствии с п. 3,5 ст.6 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Зайцев Д.А. относится к данной категории и с 00.00.2006г. должен был быть зачислен на полное государственное обеспечение до окончания им данного образовательного учреждения, имел право на получение стипендии и обучения без взимания платы. Согласно расчетам, представленным ННГАСУ, задолженность перед Зайцевым Д.А. составила 343535,29 рублей. В связи, с чем прокурор обратился в суд с иском. Просит суд взыскать с ответчиков в пользу Зайцева Д.А. компенсацию за полное государственное обеспечение с мм.2006 года по мм.2009 года, оплату стоимости обучения с мм.2006 года по мм.2009 года, выплаты стипендии с мм.2006 года по мм.2009 года, всего 343535 руб. 00 коп.. В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования, просит суд взыскать с ответчика ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» в пользу Зайцева Д.А. оплату стоимости обучения за период с мм.2006 года по мм.2009 года в размере 61600 руб. 00коп.. С министерства финансов РФ компенсацию за полное государственное обеспечение за период с мм.2006 года по мм.2009 года в размере 243085 руб. 29 коп., выплаты стипендии за период с мм.2006 года по мм.2009 года в размере 38850 руб. 00 коп.. Судом по ходатайству прокурора, истца к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство образования РФ, Федеральное агентству по образованию РФ. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала. Истец Зайцев Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дал объяснения по существу иска. Представитель ответчика ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно - строительный университет» Либеров М.В. иск не признал, суду пояснил, что ННГАСУ осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г., ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996г., Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). С момента начала предоставления университетом услуг по обучению по специальности «Социально- культурный сервис и туризм» и по настоящее время обучение по данной специальности производится исключительно на платной основе, что подтверждается контрольными цифрами приема на 2004-2009г.г., поэтому обучение Зайцева Д.А. осуществлялось на платной основе. Зайцев Д.А. неоднократно обращался с просьбой снизить плату за обучение в связи с тяжелым материальным и семейным положением или перевести его на место, финансируемое из средств федерального бюджета. Учитывая, его трудное материального положение и тот факт, что его мама в 70-х годах работала в ННГАСУ, стоимость обучения Зайцеву Д.А. была снижена на 25%-50%. В качестве тяжелого материального положения Зайцев Д.А. предоставлял справки из больницы, с места работы, о составе семьи и т.д., при этом прилагалось свидетельство о рождении с указанием Ф.И.О. отца и матери. В мм.2009г. Зайцев Д.А. обратился с заявлением перевести его с платного обучения на место, финансируемое из средств федерального бюджета и дополнительно им была приложена справка о рождении, с указанием, что сведения об отце внесены на основании заявления матери. Решением аттестационно - квалификационной комиссии с 00.00.2009г. Зайцев Д.А. был переведен на место, финансируемое из средств федерального бюджета. Дополнительным соглашением к договору № договор на платное обучение был расторгнут. Одновременно приказом № от 00.00.2009г. Зайцев Д.А. был переведен на место, финансируемое из средств федерального бюджета. Вместе с тем, данное решение не соответствует действующему законодательству, однако ущерба финансовым интересам Российской Федерации причинено не было, поскольку фактически Зайцев Д.А. продолжал обучение на платной основе, т.к. оплатил стоимость обучения еще в мм.2008г. (с учетом 50% снижения стоимости) за весь учебный 2008-2009 год в сумме 21100,00 рублей. Выплаченная университетом в период с мм.2009г. по мм.2009г. стипендия выплачивалась из собственных средств ВУЗа (из-за отсутствия наличия места по данной специальности, финансируемых из средств федерального бюджета, соответственно отсутствовало и стипендиальное финансирование). Считает, что требования прокурора не основаны на действующем законодательстве. Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Захарова Е.А. исковые требования истца не признала, суду пояснила, что считает, что Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку согласно ст. 43 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово- хозяйственную деятельность. Ответчики Министерство образования РФ, Федеральное агентство по образованию РФ в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещались надлежащим образом, о чем свидетельствуют обратные уведомления о вручении судебных извещений, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем суд считает причины неявки неуважительными и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области Рабежу Д.И. исковые требования истца не признал, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Суд, выслушав объяснения истца, представителей ответчиков, третьих лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующему. Судом установлено, что 00.00.2004 года между Зайцевым Д.А. и ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет» был заключен договор на обучение гражданина в ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно - строительный университет» № по специальности «Социально - культурный сервис и туризм» с оплатой стоимости обучения. 00.00.2009г. Зайцев Д.А. был отчислен из ННГАСУ в связи с окончанием обучения и выдачей диплома. 00.00.2006г. у Зайцева Д.А. умерла мать – Зайцева С.Н.. Истец просит суд взыскать с ответчика стоимость за обучения за период с мм.2006 года по мм.2009 года в размере 61600 руб. 00коп., поскольку после смерти матери он остался без попечения родителей, т.е. стал ребенком-сиротой. Суд считает, что данные требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; Согласно статье 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 20.07.2000 N 102-ФЗ) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет принимаются в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Абитуриенты, из числа вышеуказанного контингента, успешно выдержавшие вступительные испытания, принимаются вне конкурса на места, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и зачисляются на полное государственное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Таким образом, из содержания данных норм права следует, что дети-сироты, и дети оставшиеся без попечения родителей имеют право на полное государственное обеспечение и обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования на местах, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. В соответствии с ч. 2,3,8,10 ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании» Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации. Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Согласно ч.1,2 ст. 42 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 27.12.2009)"Об образовании» Получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в пределах федерального государственного образовательного стандарта, образовательного стандарта, устанавливаемого в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, осуществляется в федеральных государственных образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение. Объемы и структура приема обучающихся на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Финансирование образовательной деятельности высших учебных заведений за счет средств соответствующих бюджетов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с контрольными цифрами подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников. Высшие учебные заведения вправе осуществлять в пределах таких контрольных цифр, финансируемых за счет средств учредителя, целевой прием обучающихся Согласно ч.1,2 ст. 29 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности. Платная образовательная деятельность высшего учебного заведения не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Высшее учебное заведение вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которого это высшее учебное заведение находится. Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» Финансовое обеспечение деятельности высшего учебного заведения, в том числе научных исследований, проводимых высшими учебными заведениями, и образовательной деятельности в части реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы с учетом установленных заданий по приему (контрольных цифр) на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на 1 обучающегося и предусмотренных для соответствующих типов и видов образовательных учреждений (п.103). 106. Привлечение высшим учебным заведением дополнительных средств не влечет за собой снижения государственных и местных нормативов финансирования и (или) размеров его финансирования, предусмотренных в соответствующем бюджете. 107. Высшее учебное заведение в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом вправе осуществлять сверх установленных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку специалистов соответствующего уровня образования с оплатой стоимости обучения, оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, по договорам, заключенным с юридическими и (или) физическими лицами. Указанные виды деятельности не могут быть оказаны взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Стоимость обучения и размер оплаты предоставляемых дополнительных образовательных услуг устанавливаются ректором с учетом утвержденной сметы расходов. Судом установлено, что ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет» осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. Судом установлено, что факультет, на котором обучался истец, по специальности «Социально- культурный сервис и туризм» был создан в соответствии с Приказом Министерства образования РФ № 3859 от 27.12.2000 года. В 2007 году ННГАСУ повторно прошел процедуру лицензирования по специальностям, по которым имеет право осуществлять обучение, специальность «Социально- культурный сервис и туризм». С момента начала предоставления ВУЗом услуг по обучению, по специальности «Социально- культурный сервис и туризм» и по настоящее время обучение по данной специальности производится исключительно на платной основе, что подтверждается контрольными цифрами приема за 2004-2009г.г.. Государственные задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием (контрольные цифры приема) по специальностям и направлениям ННГАСУ на 2004-2009г.г. не предусматривали наличия мест, финансируемых и средств федерального бюджета по специальности «Социально - культурный сервис и туризм», поэтому обучение по данной специальности ведется только на платной основе. Таким образом, судом установлено, что по данной специальности отсутствовали места, финансированные из федерального бюджета, в связи с чем у ответчика не имелось правовых основания для перевода истца на место, финансируемое из федерального бюджета. Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось истцом в судебном заседании с заявлением о переводе на другую специальность, финансируемую из федерального бюджета, он не обращался, с данной специальности переводиться не хотел. По делу также установлено, что Зайцев Д.А. неоднократно обращался с просьбой снизить плату за обучение в связи с тяжелым материальным и семейным положениями. Данные заявления ответчиком были рассмотрены, и истцу была снижена стоимость обучения на 25%-50%. Зайцев прилагал справки из больницы, с места работы, о составе семьи и свидетельство о рождении с указанием Ф.И.О. отца и матери. Согласно ст. 42 ФЗ «Об образовании», В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам. Судом установлено, что только 00.00.2009г. Зайцев Д.А. обратился с заявлением о переводе его с платного обучения на место, финансируемое из средств федерального бюджета и представил справку о рождении № в которой указано, что сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. В соответствии с нормами действующего законодательства Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично с обязательным приложением подтверждающих документов. Таким образом, предоставление социальной помощи носит заявительный характер и для ее предоставления необходимы документы, подтверждающие право на социальное обеспечение. В судебном заседании установлено, и это не оспаривалось истцом в судебном заседании, что запись акта о рождении, из которой следует, что отец истца был записан со слов матери, им был представлена ответчику ННГСАУ только 00.00.2009 года, до этого момента ему не было известно о данных обстоятельствах. В связи с указанными обстоятельствами ответчику не было и не могло быть известно, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку до данного периода времени истец предоставлял свидетельство о рождении, в котором были указаны и отец и мать. В связи, с чем ответчики не могут нести ответственность за несвоевременное предоставление истцом сведений о том, что он являлся ребенком-сиротой. Согласно ч.3 ст. 16 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» стипендии имеют студенты федеральных государственных вузов, обучающихся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета. Выплачиваемая Зайцеву Д.А. стипендия являлась материальной помощью университета, т.к. выплачивалась из средств ВУЗа. Согласно ст. 42 ФЗ «Об образовании», В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам. В соответствии с Положением о социальной поддержке студентов ННГАСУ из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработанного на базе ФЗ от 21.12.1996г. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и с учетом Постановления Правительства РФ от 07.11.2005г. № 659 «Об утверждении нормы материального обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», типового Положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержке студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» в редакции постановления Правительства РФ от 06.11.2004г. № 605 (с учетом Постановления Правительства РФ от 29.07.2006г. № 469, от 23.08.2007 № 533), Положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов ННГАСУ (утвержденного 09.06.2006г.) на основании Приказа № от 00.00.2009г. с 00.00.2009г. Зайцеву Д.А. выплачивалась компенсация оплаты стоимости питания и ежегодная денежная компенсация для приобретения комплекта одежды и обуви. Таким образом, судом достоверно установлено, что документы, подтверждающие факт, того, что истец остался без попечения родителей, были представлены истцом ответчику только 00.00.2009 года, данное обстоятельство истцом не оспаривалось. С 00.00.2009 года все предусмотренные законом выплаты до окончания обучения ответчиком истцу производились, что также не оспаривалось истцом в судебном заседании. Поскольку ответчик не знал и не мог знать о данных обстоятельствах, до предоставления истцом, подтверждающих документов, на них не может быть возложена обязанность по выплате всех причитающихся истцу денежных сумм, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, за прошлый период, т.е. с момента смерти матери истца по 00.00.2009 года. Предоставление социальной помощи носит заявительный характер. На основании изложенного суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Прокурора Нижегородского района г. Н.Новгорода в интересах Зайцева Д.А. к ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет», Министерству финансов РФ, Министерству образования РФ, Федеральному агентству по образованию РФ о взыскании стипендии, оплаты за обучение, компенсационных выплат, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд.