решение по делу о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский капитал, о признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал



Дело№2-5971/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

00.00.2010 года Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Заварихиной С.И., при секретаре Фельбуше И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вечкановой Е.В. к ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе г. Н. Новгорода о признании незаконным решения, о выдаче государственного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Вечканова Е.В. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе г. Н. Новгорода о признании незаконным решения о выдаче государственного сертификата. В обосновании своих требований указала, что она обратилась в ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе г. Н.Новгорода с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. К заявлению приложила паспорт гражданина РФ; справку о рождении № от 00.00.2010 г.. Вечканова Р.С., умершего на первой недели жизни; свидетельство о смерти Вечканова Р.С., дата рождения 00.00.2010, умер 00.00.2010 г. № выдано 00.00.2010 г., отделом ЗАГС Нижегородского района г. Н.Новгорода; свидетельство о рождении Борисова С.Г. 00.00.2002 г.р. № выдано 00.00.2002 г. Отделом ЗАГС Нижегородского р-на г. Н.Новгорода; свидетельство о заключении брака № от 00.00.2003 г., выдано г. Н.Новгород Дом бракосочетания. 00.00.2010 года на заявление истица получила письменный ответ от 00.00.2010 г. за № из ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе г.Н.Новгорода, в котором указано, что документом, удостоверяющим факт государственной регистрации рождения, является свидетельство о рождении, которое представляется одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. На основании вышеизложенного комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе г. Н.Новгорода решила отказать истице в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, так как не было представлено свидетельство о рождении первого ребенка. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 29.12.06 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» истица, родив 02.03.2010 первого ребенка, приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Статья 4 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, очередность рождения, гражданство. Как следует из приведенных норм Федерального закона, правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, в том числе второго. Что касается регистрации рождения первого ребенка, то такая регистрация в отношении ребенка, умершего на первой недели жизни, может быть не произведена, и в этом случае на основании составленных записей о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. В силу п.5 Правил, подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873 заявление о выдаче государственного сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей. Поэтому доводы комиссии об отсутствии свидетельства о рождении ребенка, при наличии других доказательств рождении первого ребенка являются, по мнению истицы, необоснованными. Кроме того, данное обстоятельство как основание отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в п.6 ст.5 ФЗ № 256-ФЗ не указано. Истица считает данный отказ незаконным, просит суд признать решение ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода № от 00.00.2010 года об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, признать за ней право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязать ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода выдать истице государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В судебном заседании представитель истца Гуляйкин А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.

Истица в судебное заседание не явилась, о дате слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе г. Н. Новгорода в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

Суд с учетом мнения представителя истца считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

В соответствии со ст.45 Конституции РФ: «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Согласно ст.46 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Согласно Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1.7 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Постановлением Правительства РФ №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» 30 декабря 2006 года были утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В соответствие с пунктом 5 Указанных Правил, заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), удостоверяющих личность, место жительства лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, подтверждающих принадлежность к гражданству РФ лиц, указанных п.п. «а» и «в» пункта 3 настоящих Правил, подтверждающих рождение (усыновление) детей.

В соответствии с п.1ст.2 Федерального закона от 20 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.

При этом согласно преамбуле Федерального закона № 256-ФЗ, его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь.

Раскрывая основные понятия, используемые в названном законе для целей его применения, законодатель в пунктах 1,2 статьи 2 Закона указал, что предусмотренные дополнительные меры государственной поддержки в виде средств федерального бюджета предусмотрены для семей, имеющих детей.

Из смысла вышеуказанного следует, что Закон предусматривает материальную поддержку семьям, имеющим несколько детей. В данном случае законодатель предполагает наличие детей, а не факт их рождения.

Данный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.

Судом установлено, что 00.00.2010 истица родила ребенка Вечканова Р.С., который умер на первой недели жизни, о чем была составлена запись № от 00.00.2010 года и выдана справка о рождении.

Истица также имеет ребенка – Борисова С.Г., 00.00.2002 года рождения.

Истица обратилась в ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал с приложением, в том числе справки о рождении Вечканова Р.С..

00.00.2010 года ГУ УПФ РФ Нижегородского района города Нижнего Новгорода было вынесено решение в отношении истицы об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с тем, что истицей не было представлено свидетельство о рождении на Вечканова Р.С..

В соответствии со ст. 20 ФЗ РФ от 15ноября1997года N143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.

На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни». Свидетельство о рождении ребенка, умершего на первой неделе после рождения, не выдается. Таким образом, свидетельство о рождении выдается родившимся детям, прожившим более одной недели. Отсутствие свидетельства о рождении ребенка, свидетельствует, что он не прожил недели после своего рождения.

На день обращения истицы к ответчику за выдачей ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал как лицу, родившему двоих детей, она имела в семье одного ребенка, который у нее родился в 2002 году. Непредоставление истицей свидетельства о рождении первого ребенка, а только справки о его рождении и свидетельства о его смерти, говорило о том, что ребенок умер на первой неделе после рождения и на день обращения истицы за выдачей ей сертификата на материнский (семейный) капитал она в семье имеет одного ребенка.

Ссылаясь на то, что истица не предоставила для выдачи сертификата свидетельство о рождении первого ребенка, ответчик отказал ей в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по причине того, что в ее семье на момент обращения за выдачей сертификата воспитывался один ребенок. После рождения первого ребенка она его воспитанием, содержанием не занималась, так как он скончался на первой недели жизни. В связи с этим, суд считает, что ответчик отказал в выдаче истцу сертификата на материнский капитал законно, так как из самого названия ФЗ РФ № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что речь в данном законе идет о льготах семьям, в которых воспитывается несколько детей, минимум двое.

В соответствии п.п.1 п.6 ст. 5 ФЗ РФ № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является, в том числе, отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим ФЗ РФ.

Поскольку истица не предоставила ответчику свидетельства о рождении своего первого ребенка Вечканова Р.С., а предоставила только справку о его рождении, она тем самым подтвердила, что в семье истицы на день обращения ее за выдачей ей государственного сертификата на материнский капитал воспитывается один ребенок, поэтому, суд считает, что отказ в выдаче истице государственного сертификата на материнский капитал обоснован, оснований отменять, признавать незаконным решение ответчика от 00.00.2010 года, а также возлагать обязанность по выдаче государственного сертификата на материнский капитал не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Вечкановой Е.В. в иске к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе г.Н.Новгорода о признании незаконным решения от 00.00.2010 года № ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе г.Н.Новгорода об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, о возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода.

Судья С.И.Заварихина