решение по делу о перерасчете пенсии, взыскании задолженности по пенсии



Дело 2-2945/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

00.00.2010 года Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., при секретаре Онучкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, в городе Нижнем Новгороде, гражданское дело по иску Смелова А.Н. к Военному комиссариату Нижегородской области о перерасчете пенсии, взыскании задолженности по пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Смелов А.Н. обратился в суд с иском к военному комиссариату Нижегородской области о перерасчете пенсии и взыскании недоплаченной пенсии с учетом индексации, ссылаясь на то, что является пенсионером Министерства обороны РФ с 00.00.1986 года и получает пенсию, в состав которой входит месячная стоимость продовольственного пайка. По мнению истца, военный комиссариат Нижегородской области неправильно выплачивает ему пенсию в период с 00.00.2000 года по настоящее время, что привело к недоплате ему пенсии. Истец считает, что расчет пенсии ему необходимо производить из реальной стоимости продовольственного пайка на основании данных ЦПУ МО РФ, а не из денежной компенсации в фиксированном размере.

К данному выводу истец приходит, основываясь на статьях 43, 49 ФЗ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, и считает, что увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе и стоимости продовольственного пайка, должно повлечь пересмотр пенсии одновременно с увеличением составляющей. Верховным судом РФ 04 октября 2001 года признаны незаконными п. 8, подпункт «б» пункта 9, подпункт «б» пункта 14 Постановления Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 года № 941, в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка. Пунктом 1 ст. 14 ФЗ «О статусе военнослужащих» порядок продовольственного обеспечения военнослужащих определяется МО РФ. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1992 года № 479-28 стоимость продовольственных пайков и размеры денежной компенсации определяется Министерством обороны РФ.

Истец просит: обязать ответчика произвести перерасчет пенсии истцу с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 00.00.2000 года по настоящее время на основании данных ЦПУ.

В судебном заседание истец исковые требования поддержал в полном объеме, дал объяснение по существу иска.

Представитель ответчика ВК НО на основании доверенности Додонова Л.П. в судебном заседании исковые требования истца не признал, о основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является пенсионером МО РФ с 00.00.1986 года. В период с 00.00.1986 года по настоящее время пенсию получает в Военном комиссариате Нижегородской области. При исчислении и выплате ему пенсии учтена не стоимость продовольственного пайка, а денежная компенсация взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей. В связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка пенсия ему пересчитывалась.

Согласно ст. 43 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава (в редакциях Федеральных законов от 28.11.1995 N 186-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.06.2002 N 78-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ).

При увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (пункт «б» статьи 49 этого Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ, в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.

Статьей 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Одним из оснований пересмотра пенсии указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам рядового, начальствующего состава. Пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (пп. «б» п. 1 ст. 49).

При этом порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 49).

Названный порядок установлен пп. «б» п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», согласно которому в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с пп. «а» п. 14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом.

Как следует из п. 11 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 94 месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной по продовольственному пайку для военнослужащих по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсий. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12.

В определениях от 14 декабря 2004 года N 429-О, от 15 февраля 2005 года N 18-О, от 15 февраля 2005 года N 57-О, от 9 июня 2005 года N 220-О, от 2 февраля 2006 года N 33-О и от 20 июня 2006 года N 164-О Конституционный Суд Российской Федерации изложил правовую позицию, согласно которой правила исчисления и пересмотра пенсий лицам, проходившим военную службу, прямо предусматривающие включение в денежное довольствие месячной стоимости продовольственного пайка, не изменялись; положения бюджетного законодательства, относящиеся в системе действовавшего до 1 января 2005 года нормативного регулирования к порядку реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на такую форму продовольственного обеспечения, как денежная компенсация взамен продовольственного пайка, не предполагали изменение (приостановление) порядка исчисления и пересмотра пенсий военным пенсионерам в соответствии со статьями 43 и 49 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; положения этих статей, закрепляющие право военнослужащих на исчисление пенсий исходя из денежного довольствия с учетом месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, а также на увеличение их размеров при повышении стоимости продовольственного пайка, по своему смыслу предполагают обязанность органов государственной власти обеспечить надлежащие условия для реализации этого права, в том числе определить стоимость продовольственного пайка в нормативном правовом акте.

В п. 11 Постановления Совета Министров - Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в РФ» от 22 сентября 1993 г. N 941 закреплена лишь методика определения месячной стоимости продовольственного пайка, но порядок его формирования, его стоимость не определена. Это подтверждено и определением Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 года, в нем указано, что законодательная регламентация порядка формирования и стоимости продовольственного пайка отсутствует.

Установление размера и стоимости продовольственного пайка не относится к компетенции суда. Суды не наделены законодательной инициативой, являются правоприменительным органом. Согласно, вышеприведенному Законодательству формирование и стоимость продовольственного пайка военнослужащих обязанность Правительства РФ и органов пенсионного обеспечения военнослужащих Министерства Обороны РФ. Законом - ст.ст. 43 и 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» обязанность по исчислению и пересмотру пенсии военным пенсионерам, в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка, возложена на органы пенсионного обеспечения, законность этих норм Закона подтвердил Конституционный суд определениями от 14 декабря 2004года, от 15 февраля 2005г. № 18-0, Верховный Суд РФ определением от 4.10.2001 года № КАС 01-370.

Кроме этого, учитывая, что положения, закрепленные в приведенных выше федеральных законах, Постановлениях Правительства РФ являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Указание истца на, то что при расчете пенсии должен приниматься размер пайка по расчету Продовольственного управления МО не может быть принято во внимание, так как согласно приведенных выше законодательных Актов и определений Конституционного Суда РФ следует, что размер продовольственного пайка, который должен быть положен в основу перерасчета пенсии военным пенсионерам, устанавливается Правительством РФ. В связи с изложенным не подлежат удовлетворению требования истца о перерасчете и взыскании задолженности по пенсии за период с 00.00.2000 года по настоящее время.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Смелова А.Н. к Военному комиссариату Нижегородской области о перерасчете пенсии, взыскании задолженности по пенсии, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Нижегородский районный суд.

Судья Е.П.Рахманкина