решение по делу о предоставлении жилого помещения



Дело №2-2425/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

00.00.2010 года Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., при секретаре Онучкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.А.А. к Администрации города Нижнего Новгорода, Правительству Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения,

Установил:

Истец Б.А.А. обратилась в суд с иском к Администрации г.Н.Новгорода о предоставлении жилого помещения, в обосновании своих требований указала, что с 1996 года она имеет статус ребенок-сирота, поскольку родители умерли. До 00.00.2008 года ее опекуном являлась ее бабушка Б.А.А.. С 1996 года она зарегистрирована на жилой площади своего опекуна, общая площадь занимаемого жилого помещения 35,5 кв.м., жилая- 22,37 кв.м. Закрепленного за ней жилого помещения не имеется. В квартире кроме нее зарегистрировано еще 4 человека. С 00.00.2005 года на основании решения Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. В нарушение норм ЖК РФ ответчик до настоящего времени не предоставил истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, чем грубо нарушили ее жилищные права.

На основании вышеизложенного, истец просит суд обязать ответчика предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма в виде квартиры, являющейся недвижимым имуществом и пригодной для постоянного проживания граждан, отвечающую санитарным и техническим правилам, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм.

Судом к участию в деле с согласия истца в качестве соответчиков были привлечены Министерство социальной политики Нижегородской области и Правительство Нижегородской области.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения по существу иска.

Представитель ответчика Администрации города Нижнего Новгорода по доверенности Мурзина О.В. в судебном заседании исковые требования истца не признала, по основаниям изложенным в возражениях на исковое заявление.

Представитель ответчика Правительства Нижегородской области по доверенности Горячкина Т.А. в судебном заседании исковые требования истца не признала, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, приобщенных судом к материалам дела.

Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области, по доверенности Марков С.А. исковые требования истца не признал, пояснил, что истец включена в сводный список на 2010 год.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Согласно ст. 46 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Судом установлено, что Б.А.А. с 00.00.1997 года являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, а затем ребенком сиротой.

Постановлением Главы администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода от 00.00.1997 года № над несовершеннолетней Б.А. была установлена опека, ее опекуном была назначена Б.А.А..

Таким образом, судом установлено, что Б.А. сначала как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в последующем, как ребенок сирота, была выявлена и поставлена на учет в органах опеки и попечительства 00.00.1997 года.

Судом установлено, что решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 00.00.2008 года по иску Прокурора города Нижнего Новгорода в защиту законных интересов Б.А.А. к Администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, установлено, что Б.А.А. не имеет закрепленного за ней жилого помещения ни в городе Нижнем Новгороде, ни в селе Омелон Билибинского района Чукотского Автономного Округа (материалы жилищного дела), где ранее проживали и где проживали ее скончавшиеся родители.

В судебном заседании установлено, что данные обстоятельства не изменились и на настоящее время.

Судом установлено, что Б.А.А. состоит на регистрационном учете и проживает в квартире своего опекуна по адресу: г.Н.Новгород, ул. ----, дом №, квартира №.

Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 00.00.2008 года установлено, что Распоряжением главы администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода № от 00.00.1997 года Б.А.А. с семьей в составе 5 человек, в которую входила и Б.А., была поставлена на учет по улучшению жилищных условий, в очередь инвалидов 1 и 2 группы, так как Б.А. является ребенком инвалидом-детства.

Судом установлено, что вышеуказанным решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 00.00.2008 года исковые требования прокурора были удовлетворены частично, а именно на Администрацию Нижегородского района г.Н.Новгорода была возложена обязанность поставить Б.А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, как ребенка-сироту, с 00.00.2005 года.

Судом установлено, что на основании сформированных в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области списков «детей-сирот» в «Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2010 год», утвержденный приказом Министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области от 05.05.2009 г. № 28, по городскому округу город Нижний Новгород истец включена в сводный список.

Б.А.А. включена в «Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2010 год», утвержденный приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 5 мая 2009 года № 28.

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

В статью 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г. были внесены изменения, согласно которым «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ».

Таким образом, дополнительные гарантии истца на жилое помещение регулируются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 15 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области, предоставляемые по договорам социального найма, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области.

Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 года № 460 уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. № 116-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - «дети-сироты»), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.2 ст.5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления (далее - «дети сироты»), обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно.

В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций по реализации Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-3, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 16 марта 2009 года № 117, площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения должна быть не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышать норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьей 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области».

Согласно пункту 3 Методических рекомендаций жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенным в сводный список «детей-сирот» на соответствующий финансовый год.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 г. № 566 «Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области» сводный список «детей-сирот» составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков «детей-сирот», формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

Полномочия по обеспечению жильем «детей-сирот», нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенных в Сводный список «детей-сирот» по городскому округу город Нижний Новгород, с 01 января 2010 года возлагаются на Министерство социальной политики Нижегородской области в связи с принятием Закона Нижегородской области от 30.09.2009 г. № 192-3 «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений».

Таким образом, жилое помещение Б.А.А. должно быть предоставлено Министерством социальной политики Нижегородской области.

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ «2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас».

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно Постановлению Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 16.03.2005 года № 14 на территории г. Нижнего Новгорода установлены: учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях – в размере 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – в размере 13 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям г. Нижнего Новгорода и расположенное в черте г. Нижнего Новгорода жилое помещение не менее 13 квадратных метров общей площади.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено предоставление лишь жилого помещения.

В силу ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение детям сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность предоставить истцу Б.А.А. по договору социального найма благоустроенное, изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение в черте г. Нижнего Новгорода общей площадью не менее 13 кв.м..

В удовлетворении исковых требований к Администрации города Нижнего Новгорода, Правительству Нижегородской области отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Б.А.А. удовлетворить.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области вне очереди предоставить по договору социального найма Б.А.А. жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 13 квадратных метров.

В удовлетворении исковых требований Б.А.А. к Администрации города Нижнего Новгорода, Правительству Нижегородской области, отказать.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода.

Судья: Е.П.Рахманикина