решение по делу о признании решения незаконным, обязании выдать сертификат на материнский капитал



Дело № 2-4431/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РФ

00.00.2010 г. Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Хохловой Н.Г. при секретаре Крыловой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Нижегородского района г. Н. Новгорода в интересах несовершеннолетнего Кормакова Н.Д., Кормаковой М.А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородского районе г. Н. Новгорода о признании решения незаконным, обязании выдать сертификат на материнский капитал,

установил:

Прокурор Нижегородского района г.Н.Новгорода обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Кормакова Н.Д., Кормаковой М.А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородского районе г. Н. Новгорода о признании решения незаконным, обязании выдать сертификат на материнский капитал. В обоснование исковых требований указал, что в Прокуратуру Нижегородского района г.Н.Новгорода обратилась Кормакова М.А. о признании незаконным решения ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Нижегородском районе г.Н.Новгорода об отказе в выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с отсутствием свидетельства о рождении первого ребенка. В ходе проверки было установлено, что Кормакова М.А. 00.00.2004 г. родила первого ребенка мертвым, что подтверждается справкой о рождении Кормакова № от 00.00.2004 г..

00.00.2007 г. Кормакова М.А. родила второго ребенка – сына Кормакова Н.Д. (свидетельство о рождении № от 00.00.2007 г.), после чего обратилась в Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе г.Н.Новгорода для оформления государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Однако ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе г.Н.Новгорода было отказано Кормаковой М.А. в выдаче данного сертификата, поскольку не было представлено свидетельство о рождении первого ребенка.

С указанным решением не согласны, поскольку документом, подтверждающим рождение ребенка, умершего на первой неделе жизни, является справка о рождении ребенка по форме № 26, выданная органом записи актов гражданского состояния на основании справки о рождении, предоставленной медицинским учреждением. Указанная справка в установленном законом порядке наделяет Кормакову М.А. как мать ребенка, умершего на первой неделе жизни, соответствующими правами и обязанностями.

Прокурор Нижегородского района г.Н.Новгорода просит суд, признать незаконным решение комиссии Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Нижегородском районе г.Н.Новгорода № от 00.00.2009 г., обязать ответчика выдать Кормаковой М.А. сертификат на материнский капитал, как женщине, родившей второго ребенка после 00.00.2007 г..

В судебном заседании помощник прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода исковые требования поддержала.

Кормакова М.А. в защиту интересов которой, предъявлен иск, требования Прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода поддержала.

Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородском районе г.Н.Новгорода Каскевич С.А., действующая на основании доверенности, исковые требования посчитала не обоснованными, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что право на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, возникает у женщин, родивших второго ребенка, начиная с 00.00.2007 года. У истицы отсутствует свидетельство о рождении первого ребенка, ребенок родился мертвым, поэтому ей было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, установив значимые по делу обстоятельства, приходит к следующему.

Федеральный закон N 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установил дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, для создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Согласно ст. 3 ч. 1 указанного выше Закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин - граждан РФ независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года.

Постановлением Правительства РФ N 873 от 30.12.2006 г. «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» были утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, которые предусматривают подачу заявления с предъявлением документов, удостоверяющих личность, место жительства лиц имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и в том числе, документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.

Федеральный закон N 256-ФЗ от 29.12.2006 года предусматривает ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, который содержит информацию об этих лицах, сведения о детях - фамилия, имя, отчество, пол, дату, и место рождения, реквизиты свидетельства о рождении, очередность рождения, гражданство.

Закон «Об актах гражданского состояния» предусматривает регистрацию действий граждан или событий влияющих на возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей, а также характеризующих правовое состояние граждан. Рождение человека подлежит государственной регистрации.

Судом установлено, что 00.00.2004 г. Кормакова М.А. родила первого ребенка мертвым, что подтверждается справкой о рождении Кормакова № от 00.00.2004 г., выданной Нижегородским отделом ЗАГСа г.Н.Новгорода.

00.00.2007 г. Кормакова М.А. родила второго ребенка – сына Кормакова Н.Д. в отношении, которого 00.00.2007 г. выдано свидетельство о рождении №.

В связи с рождением сына Кормакова Никиты, Кормакова М.А. обратилась к ответчику с целью получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Согласно уведомлению от 00.00.2009 г. № по результатам рассмотрения заявления ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе г.Н.Новгорода Кормаковой М.А. было отказано в выдаче сертификата на материнский капитал, в связи с отсутствием свидетельства о рождении первого ребенка.

Суд приходит к выводу, что указанное решение ГУ УПФ в Нижегородском районе г.Н.Новгорода является законным и обоснованным, поскольку в качестве формального основания для возникновения права на получение дополнительных мер государственной поддержки законодатель называет рождение (усыновление) ребенка (детей). Определяя рождение ребенка в качестве основания возникновения предоставленных законом прав, законодатель, вместе с тем, не включает в Закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" специальной оговорки относительно того, что должно быть взято за критерий определяющий момент рождения. Момент рождения определяется не юридическими, а медицинскими критериями, в соответствии с которыми рождением признается физиологический процесс появления человека на свет и определяется моментом начала им самостоятельного дыхания.

Как указано выше, согласно справке о рождении № от 00.00.2004 года, ребенок у истицы родился 00.00.2004 года мертвым, о чем составлена запись акта о рождении ребенка, родившегося мертвым.

В то же время, буквальный анализ положений Федерального закона от 29.12.2006 года N 256-ФЗ, определяющих процедуру реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, позволяет определиться, что формально возникновение права на материнский (семейный) капитал возникает даже не с момента рождения, определенного по медицинским критериям, а с момента регистрации данного факта с соблюдением установленной процедуры, т.е. целям реализации предоставляемого законодателем права служит не медицинский, а юридический критерий рождения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации рождения является:

документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, в которой происходили роды, независимо от ее организационно-правовой формы;

документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой, - при родах вне медицинской организации.

Получение медицинской документации, удостоверяющей рождение ребенка, осуществляется при подтверждении медицинским работником, оказывающим помощь при родах, условий жизнеспособности. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ и Госкомстата России от 4 декабря 1992 г. N 380/190 «Об утверждении Инструкции об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода» к признакам живорождения относятся дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента. Жизнеспособными и подлежащими регистрации в качестве живорожденных признаются дети с массой тела 1000 г и более (или, если масса при рождении неизвестна, длиной тела 35 см и более или сроком беременности 28 недель и более), включая новорожденных с массой тела менее 1000 г - при многоплодных родах, а также с массой тела с 500 до 999 г в тех случаях, если они прожили более 168 часов после рождения (7 суток). Форма медицинского свидетельства и требования к его заполнению установлены приказом Минздрава России от 7 августа 1998 г. N 241 «О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти, в связи с переходом на МКБ-Х».

Процедура государственной регистрации рождения определена ст. 17, 18 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». В удостоверение факта государственной регистрации рождения ребенка выдается свидетельство о рождении установленного образца. Форма бланка свидетельства о рождении утверждена постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния». В свидетельстве о рождении в обязательном порядке должны быть отражены следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка;

фамилия, имя, отчество, гражданство родителей (одного из родителей);

дата составления и номер записи рождения (наименование органа записи актов гражданского состояния); акта о рождении;

место государственной регистрации

дата выдачи свидетельства о рождении.

Таким образом, одним из юридических фактов, с которыми законодатель связывает предоставление дополнительных мер государственной поддержки, является рождение ребенка, появление на свет которого зарегистрировано в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.

Время рождения ребенка как одно из оснований предоставления дополнительных мер государственной поддержки определяется на основании медицинских критериев рождения, в основу которых положен первый вздох новорожденного, чего не произошло 00.00.2004 года с ребенком истицы.

Ввиду изложенного, суд приходит к выводу о том, что мертворожденный ребенок истицы не может учитываться при решении вопроса о ее праве на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи, с чем отказывает в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нижегородского района г. Н. Новгорода в интересах несовершеннолетнего Кормакова Н.Д., Кормаковой М.А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Нижегородского районе г. Н. Новгорода о признании решения от 00.00.2009 г. № незаконным, обязании выдать Кормаковой М.А. сертификат на материнский капитал оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней.

Судья: Н.Г. Хохлова