Дело №2-3961/10 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 00.00.2010 года Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., при секретаре Онучкиной Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наследниковой М.В. к Государственному Учреждению Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании отказа незаконным, возложении обязанности по оплате проезда к месту лечения, У С Т А Н О В И Л: Истец Наследникова М.В. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно, возложении на ответчика обязаности в дальнейшем при предоставлении истцом соответствующих документов, для лечения в санатории несоциального характера, выдавать ей документы для бесплатного проезда к месту лечения и обратно. В обоснование заявленных требований истец указала, что она является инвалидом 2 группы по общему заболеванию. В соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» ей предоставлено право бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Однако с 2008 года ГУ НРО ФСС отказывает ей в предоставлении талонов или именных направлений на получение проездных документов. Данные действия ответчика истец считает незаконными в связи с чем обратилась в суд с иском. В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения по существу иска. Представитель НРО ФСС по доверенности Паутов А.И., исковые требования истца не признал, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Пояснил суду, что в соответствии с нормами действующего законодательства гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов при получении санаторно-курортной путевки в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения. Ответчик приобретает санаторно-курортную путевку самостоятельно, в связи, с чем ФСС в силу норм действующего законодательства, не может ее обеспечивать проездными талонами к месту лечения и обратно. Кроме того, в 2009 году истец отказалась от получения набора социальных услуг. Все положения норм действующего законодательства истцу были разъяснены в ответе на обращение истца. Представитель ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Приокском районе г.Н.Новгорода по доверенности Пугачев М.С. исковые требования истца не признал, пояснил суду, что действительно истец является инвалидом 2 группы, в связи, с чем получает пенсию по инвалидности. 00.00.2008 года истец отказалась от получения набора социальных услуг в полном объеме. В связи, с чем в 2009 году набор социальных услуг ей не предоставлялся, а выплачивалась ежемесячная денежная компенсация. 00.00.2009 года истец обратилась в пенсионный фонд с заявлением о возобновлении предоставления набора социальных услуг в полном объеме, в связи, с чем в 2010 году истец имеет право на получение набора социальных услуг. Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, третьего лица, установив юридически значимые для дела обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования Наследниковой М.В. не подлежат удовлетворению. К данному выводу суд пришел на основании следующего. Судом установлено, что Наследникова М.В. является инвалидом второй группы. В соответствии с п.6.1 Закона «О государственной социальной помощи» Наследникова М.В. как инвалид имеет право на набор социальных услуг, предусмотренный п.6.2 данного закона, а именно, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Согласно п.6.3 ФЗ, Учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. 2. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. В случае если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг. 3. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона. Федеральным законом от 22.12.2008 N 269-ФЗ установлено, что поданное на 2009 год заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) действует в период с 1 января 2009 года и по 31 декабря 2010 года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). 4. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления. Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий в том числе организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно абзаца 2 п. 1.2 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004г. N 256, в редакции от 9 января 2007г. N 3, медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства. Согласно пункту 1.3 Порядка лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований. В сложных и конфликтных ситуациях по представлению лечащего врача и заведующего отделением заключение о показанности санаторно-курортного лечения выдает ВК лечебно-профилактического учреждения. ВК лечебно-профилактического учреждения по представлению лечащего врача и заведующего отделением выдает заключение о показанности или противопоказанности санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Пунктом 1.5 Порядка определено, что при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме N 070/у-04 с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного. Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для получения путевки выдается на основании заключения ВК лечебно-профилактического учреждения, а инвалидам также при наличии рекомендации санаторно-курортного лечения в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев. В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Согласно пунктам 4.3 и 4.4 указанного Порядка гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов при получении санаторно-курортной путевки в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения, а также путевки, предоставленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Судом установлено, что в 2009 году истец обратилась к ответчику с заявлением по вопросу оплаты проезда к месту санаторно-курортного лечения. Письмом от 00.00.2009 года № истцу было отказано в предоставлении талонов на право бесплатного проезда и возмещении произведенных истцом расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно. Суд считает, что данный отказ является законным и обоснованным, поскольку как установлено в судебном заседании 00.00.2008 года истец отказалась от набора социальных услуг в полном объеме, что подтверждается заявлением истца. Таким образом, поскольку истец отказалась от предоставления ей набора социальных услуг на 2009 год в полном объеме, в связи, с чем она утратила право в 2009 году на предоставление ей бесплатного проезда к месту лечения и обратно. В соответствии с нормами действующего законодательства, вместо предоставления набора социальных услуг истцу выплачивалась ежемесячная денежная выплата. От набора социальных услуг, предусмотренных п.1 ч.1 ст. 6.2ФЗ «О Государственной помощи» истец отказывалась и на 2008 год, что подтверждается заявлением истца, предоставленным в пенсионный фонд. Истец просит суд обязать ответчика в дальнейшем при предоставлении истцом соответствующих документов для лечения в санатории несоциального характера выдать ей документы для бесплатного проезда к месту лечения и обратно. Суд считает, что данные требования истца не основаны на законе и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что в 00.00.2009 года истец обратилась в пенсионный фонд с заявлением о возобновлении предоставления набора социальных услуг, таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства в 2010 году истец имеет право на получение полного набора социальных услуг, предусмотренного п. 6.2 ФЗ « О государственной помощи». Однако истец просит суд обязать ответчика предоставлять ей бесплатный проезд к месту лечения и обратно в любой санаторий, в который истцом будет самостоятельно приобретена путевка, санаторий не социального типа. Согласно п.4 ст. 6 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», Фонд социального страхования РФ осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, со сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - не более 42 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренной ФЗ « О государственной социальной помощи». Судом установлено, что 00.00.2010 года истцу МЛПУ «Городская поликлиника № 1» выдана справка на получение путевки. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий в том числе организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пунктам 4.3 и 4.4 указанного Порядка гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов при получении санаторно-курортной путевки в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения, а также путевки, предоставленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 540-н от 22.07.2009 года утвержден «Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи». Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрено, что обеспечение бесплатными проездными талонами к месту лечения и обратно возможно лишь при получении санаторно-курортной путевки в исполнительных органах Фонда или органах социальной защиты населения, а также путевки, предоставленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. Право бесплатного проезда к месту лечения и обратно, в санатории не социального характера, по путевкам приобретенными самими гражданами, за свой счет, норами действующего законодательства не предусмотрено. На основании изложенного суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Наследниковой М.В. к ГУ Нижегородскому региональному отделению фонда социального страхования РФ о признании отказа незаконным, возложении обязанности по оплате проезда к месту лечения, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд. Судья: Е.П.Рахманкина