решение по делу о предоставлении жилого помещения



Дело№2-2126/2010

Р Е Ш Е Н И Я

Именем Российской Федерации

00.00.2010 года Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Байковой О.В., при секретаре Степанюк Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимовой А.А. к Администрации города Нижнего Новгорода, Администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода, Правительству Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения,

Установил:

Истец Максимова А.А. обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации города Нижнего Новгорода, Администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода, Правительству Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения, в обосновании своих требований указав, что она является сиротой, выпускницей Нижегородского детского дома № города Нижнего Новгорода. Статус ребенка сироты она получила на основании решения Советского районного суда от 00.00.1995 года. Ее мать К.Л.И. была лишена родительских прав. До направления в детское сиротское учреждение истец проживала с матерью в общежитии №6 ТТП, которое было ей предоставлено на время работы в ТТП. После окончания детского дома № истец была направлена в Нижегородский политехнический колледж, затем перевелась в Работкинский аграрный колледж. Администрацией города Нижнего Новгорода истцу было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: город Нижний Новгород ул. Тургенева д. №, ком. №, где проживает еще три человека. Истец неоднократно обращалась в Администрацию Нижегородского района города Нижнего Новгорода, с просьбой о постановки ее на очередь на получение жилья как сироты. Однако в положительном решении данного вопроса ей было отказано, т.к. на данный момент ей исполнилось 23 года, и она лишилась своего права на внеочередное получение жилья. Истец с данным отказом не согласилась, в связи с чем, обратилась в суд, просит суд обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода не менее установленной нормы жилого помещения в Нижегородской области 13 кв.м.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации города Нижнего Новгорода Потехин Д.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям указанным в возражениях на исковое заявление.

Представитель ответчика Правительства Нижегородской области Горячкина Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям указанным в возражениях на исковое заявление, указала, что Правительство Нижегородской области, является по настоящему делу ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области Марков С.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что истец Максимова А.А. не включена в «Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2010 год». Кроме того, истцу уже исполнилось 23 года, в связи с чем, она утратила свое право на внеочередное получение жилья.

Представитель ответчика Администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода.

Представитель третьего лица Администрации Советского района города Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица представителя Администрации Советского района города Нижнего Новгорода.

Представитель третьего лица Администрации Приокского района города Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Администрации Приокского района города Нижнего Новгорода.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Согласно ст. 46 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Судом установлено, что решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода, вступившим в законную силу 00.00.1995 года К.Л.И. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Максимовой А.А., 1986 года рождения.

Отец Максимов А.Е. умер 00.00.1991 года.

Согласно распоряжения главы администрации Советского района города Нижнего Новгорода № от 00.00.1995 года Максимова А.А., 00.00.1986 года рождения была определена в государственное детское учреждение.

Таким образом, судом установлено, что истец Максимова А.А., 00.00.1986 года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что до 1995 года истец Максимова А.А. проживала с матерью в общежитии №6 ТТП в комнате 10кв.м..

После окончания детского дома № истец была направлена в Нижегородский политехнический колледж, затем перевелась в Работкинский аграрный колледж. Администрацией города Нижнего Новгорода истцу было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: город Нижний Новгород ул.Тургенева д. №, ком. №. Иного жилья истцу не предоставлялась, жилого помещения в собственности истец не имеет.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

В статью 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г. были внесены изменения, согласно которым «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ».

Таким образом, дополнительные гарантии истца на жилое помещение регулируются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 15 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области, предоставляемые по договорам социального найма, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области.

Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 года № 460 уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. № 116-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - «дети-сироты»), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.2 ст.5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления (далее - «дети сироты»), обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно.

В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций по реализации Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-3, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 16 марта 2009 года № 117, площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения должна быть не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышать норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьей 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области».

Согласно пункту 3 Методических рекомендаций жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенным в сводный список «детей-сирот» на соответствующий финансовый год.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 г. № 566 «Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области» сводный список «детей-сирот» составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков «детей-сирот», формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

Полномочия по обеспечению жильем «детей-сирот», нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенных в Сводный список «детей-сирот» по городскому округу город Нижний Новгород, с 01 января 2010 года возлагаются на Министерство социальной политики Нижегородской области в связи с принятием Закона Нижегородской области от 30.09.2009 г. № 192-3 «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений».

Таким образом, жилое помещение Максимовой А.А. должно быть предоставлено Министерством социальной политики Нижегородской области.

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ «2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас».

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно Постановлению Городской Думы г.Нижнего Новгорода от 16.03.2005 года № 14 на территории г. Нижнего Новгорода установлены: учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях – в размере 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – в размере 13 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям г. Нижнего Новгорода и расположенное в черте г. Нижнего Новгорода жилое помещение не менее 13 квадратных метров общей площади.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено предоставление лишь жилого помещения.

В силу ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение детям сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению.

Доводы представителя Министерства социальной политики Нижегородской области о том, что истец не включена в «Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2010 год», а также достигла возраста 23 лет, в связи с чем, она утратила свое право на внеочередное получение жилья, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец, обращалась в администрацию Нижегородского района города Н.Новгорода с заявлением о включении её в списки нуждающихся в получении жилого помещения в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Оснований не доверять объяснениям истца у суда не имеется.

Ответчики доказательств, опровергающих доводы истца, суду не представили, в связи с чем, суд в качестве доказательств, на которых основывает свои доводы, принимает объяснения истца.

Однако в нарушение действующего ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Нижегородской области от 10.12.2004 г. № 147-ФЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» истец Максимова А.А. не была учтена, как лицо, нуждающееся в получении жилья.

С учетом изложенного суд считает, что истец незаконно не была включена в «Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2010 год».

Судом также не принимаются во внимание доводы ответчика о том, что в настоящее время истец достигла 23-хлетнего возраста, а поэтому на неё не распространяется ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как следует из ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантированная социальная поддержка лицам, указанным в названном законе, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа до выше указанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Достижение лицом 23-хлетнего возраста лицом, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права.

Истец Максимова А.А., имея, закрепленное указанным законом право на внеочередное получение жилого помещения, не реализовала его до достижения 23 летнего возраста. Ее вины в данном случае не имеется.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность предоставить истцу Максимовой А.А. по договору социального найма благоустроенное, изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение в черте г.Нижнего Новгорода общей площадью не менее 13 кв.м..

В удовлетворении исковых требований к Администрации города Нижнего Новгорода, Администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода, Правительству Нижегородской области следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области вне очереди предоставить по договору социального найма Максимовой А.А. жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 13 квадратных метров.

В удовлетворении исковых требований Максимовой А.А. к Администрации города Нижнего Новгорода, Администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода, Правительству Нижегородской области, отказать.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода.

Судья: подпись Байкова О.В.