решение по делу о признании действий противоречащими закону, о возложении обязанности внести изменения в договор социального найма



Дело № 2-3673/10 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

00.00.2010 года Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе

председательствующего судьи Баженовой Т.П.,

при секретаре Моксиной И.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Прокурора Нижегородского района в интересах Тищенко И.А. к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании действий противоречащими закону, о возложении обязанности внести изменения в договор социального найма,

установил

Прокурор Нижегородского района обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании противоречащими закону действия Министерства социальной политики Нижегородской области по внесению изменений в пункт 3 договора социального найма № от 00.00.2007г. «Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: не вселяются», просит суд обязать Министерство социальной политики Нижегородской области внести изменения в пункт 3 договора социального найма № от 00.00.2007г. «Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Тищенко И.А.».

В суде прокурор свои требования поддержал, обосновал их следующим:

Прокуратурой Нижегородского района проведена проверка по обращению Тищенко И.А. о нарушении ее жилищных прав, выразившихся во внесении изменений в договор социального найма № от 00.00.2007г., заключенный между Министерством жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области и Мироновым О.В..

В ходе проверки установлено, что Миронову О.В. на основании договора социального найма № от 00.00.2007г. была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 34,6 кв.м, расположенная по адресу г.Н.Новгород, ул. Бринского д. №.

На момент заключения договора социального найма Миронов О.В. состоял в браке с Тищенко И.А. В указанном договоре социального найма Тищенко И.А. была указана в качестве члена семьи нанимателя, вселяемого совместно с нанимателем в указанное жилое помещение.

Впоследствии Тищенко И.А. была зарегистрирована по указанному адресу.

В мм.2009 года брак между Мироновым О.В. и Тищенко И.А. был расторгнут.

Указом Губернатора Нижегородской области от 30.12.2008 № 62 изменена структура исполнительной власти Нижегородской области с 01.03.2009, создано Министерство социальной политики Нижегородской области, которое стало правопреемником министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области.

Миронов О.В. обратился в Министерство социальной политики Нижегородской области и в договор социального найма были внесены изменения - в пункте 3 данного договора прописано: «Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: не вселяются».

Спор о правомерности вселения Тищенко И.А. и ее последующей регистрации разрешен в судебном порядке. Решением Нижегородского районного суда от 00.00.2009 года исковые требования Миронова О.В. к Тищенко И.А., УФМС России по Нижегородской области о признании Тищенко И.А. не приобретшей право на жилую площадь в квартире № дома № кор. № по ул. Бринского, признании регистрации по месту жительства недействительной, снятии с регистрационного учета оставлены без удовлетворения.

00.00.2010 года Тищенко И.А. обратилась в Министерство социальной политики Нижегородской области с просьбой внести изменения в пункт 3 договора социального найма в части указания ее, как члена семьи нанимателя, вселенного в жилое помещение. Заявление Тищенко удовлетворено не было. Из Министерства социальной политики Нижегородской области получен ответ, из которого следует, что изменения можно внести на основании заявления нанимателя, заключив дополнительное соглашение к договору социального найма.

В соответствии со ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним, в т.ч. его супруг. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

Прокурор полагает, что внесение изменений в пункт 3 договора социального найма № от 00.00.2007г. «Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: не вселяются» противоречит действующему законодательству и нарушает жилищные права Тищенко И.А..

Тищенко И.А. поддержала требования прокурора. Пояснила суду, что проживает в спорной квартире, так как имеет на это право, однако с ней не заключают договор социального найма, не включают в него, так как против этого Миронов О.В.. Пояснила, что была включена при заселении в квартиру в договор социального найма на нее, однако в последствие узнала, что п.3 данного договора, который указывал на вселение ее в квартиру в качестве члена семьи нанимателя был изменен. Изменен он без ее ведома.

Миронов О.В. полагает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению. Пояснил суду, что квартира № дома № по ул. Бринского г.Н.Новгорода предоставлялась семье его родителей и ему, в связи с расселением их квартиры. Она не выделялась на Тищенко И.А.. Если бы при расселении их квартиры учитывались и интересы Тишенко И.А., то расселявшие должны были выделить большую жилую площадь, а не ту которую выделили на расселение квартиры его родителей. Он считает, что Тищенко И.А. не имеет прав на квартиру № дома № по ул.Бринского, он не согласен в решением Нижегородского районного суда от 00.00.2009 года которым за Тищенко И.А. признано право на эту квартиру. Не отрицает того факта, что изменения в договор социального найма о том, что он вселился в квартиру № дома № по ул.Бринского без кого-либо из членов его семьи внесены были работниками Министерства социальной политики Нижегородской области по его просьбе, так как первоначальное указание в договоре социального найма, что вместе с ним в данную квартиру вселяется в качестве члена его семьи Тищенко И.А., по его мнению, было ошибочное.

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в суд не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства социальной политики Нижегородской области.

Заслушав прокурора, третьих лиц, суд пришел к следующему:

Согласно ст. 49 ЖК РФ «1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда». В соответствии со ст. 60 ЖК РФ «1. По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом».

На основании ст. 63 ЖК РФ «1. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования».

Статья 67 ЖК РФ допускает, что «1. Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке:

1) вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц»;

В соответствии со ст.69 ЖК РФ «1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

2. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

4. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма».

Согласно ст. 70 ЖК РФ «2. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя».

Как указали третьи лица Тищенко И.А. и Миронов О.В., как следует из материалов дела первоначально пункт 3 договора социального найма, выданный Миронову О.В. как нанимателю на квартиру № дома № по ул.Бринского г.Н.Новгорода № от 00.00.2007 года был следующего содержания «Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Тищенко И.А.. Затем, Министерством социальной политики Нижегородской области был изготовлен еще один экземпляр Договора социального найма № от 00.00.2007 года, который разнится от предыдущего договора содержанием п.3, он в данном договоре следующего содержания: «Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: не вселяются». Третье лицо Миронов О.В. не отрицает того факта, что данное исправление было произведено сотрудниками Министерства социальной политики Нижегородской области по его устному заявлению, так как он их убедил, что первоначально данный пункт договора был заполнен ошибочно. Оба экземпляра договора социального найма № от 00.00.2007 года подписаны сторонами данного договора. Из опроса сотрудника Министерства социальной политики Нижегородской области Ким Е.Ю. следует, что в учетном деле Миронова О.В. отсутствуют какие-либо заявления о вселении членов семьи, в том числе Тищенко И.А. в квартиру № дома № по ул.Бринского, так же отсутствуют в данном учетном деле и заявления Миронова О.В. об исключении из членов его семьи Тищенко И.А..

Решением Нижегородского районного суда от 00.00.2009 года установлено, что квартира № дома № по ул.Бринского г.Н.Новгорода была предоставлена Миронову О.В. и членам его семьи по распоряжению Правительства Нижегородской области от 00.00.2008 года №.

00.00.2008 года в данную квартиру была зарегистрирована Тищенко И.А., в качестве основания для регистрации ее в данной квартире указан Договор социального найма № от 00.00.2007 года. На данный период времени Тищенко И.А. и Миронов О.В. состояли в браке. Тищенко И.А. вселиоась в спорную квартиру и проживала в ней в качестве члена семьи Миронова О.В. нанимателя данной квартиры. Брак они расторгли 00.00.2009 года. Решением суда от 00.00.2009 года Миронову О.В. отказано в иске к Тищенко И.А. о признании ее неприобретшей право на квартиру № дома № по ул. Бринского, в признании недействительной ее регистрации в данной квартире.

Таким образом, установлено, что Тищенко И.А. приобрела право на проживание в квартире № дома № по ул. Бринского, как член семьи нанимателя данной квартиры Миронова О.В., в договор социального найма была внесена как член семьи нанимателя. У нее в силу положений ст. 69 ЖК РФ, как у члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма возникли равные с нанимателем права и обязанности в отношении квартиры. В соответствии с ч.4 данной статьи и после того, как она перестала быть членом семьи нанимателя, за ней сохранились такие же права, какие имеет наниматель и члены его семьи.

Статья 63 ЖК РФ говорит о том, что договор социального найма должен быть заключен в письменной форме.

На данный вид договора распространяются положения ст.452 ГК РФ, согласной которой «1. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное». Спорный договор заключен в письменной форме. Поэтому все изменения в него должны были быть внесены с письменного согласия Тищенко И.А. имеющей, в силу ст. 69 ЖК РФ, равные с Мироновым О.В.- нанимателем квартиры, права и обязанности в отношении квартиры № дома № по ул. Бринского г.Н.Новгорода. Данные права Тищенко И.А. были нарушены Министерством социальной политики по Нижегородской области при исключении ее из договора социального найма без ее на то согласия. В связи с изложенным, исковые требования прокурора законны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Признать противоречащими закону действия Министерства социальной политики Нижегородской области по внесению изменений в пункт 3 договора социального найма № от 00.00.2007г. «Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: не вселяются».

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области внести изменения в пункт 3 договора социального найма № от 00.00.2007г. «Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Тищенко И.А.».

Решение в течение 10 дней может быть подана жалоба в Нижегородский областной суд, путем подачи жалоб через Нижегородский районный суд.

Судья Т.П.Баженова