Дело № 2-6016/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., при секретаре Онучкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной политики <адрес> к ФИО1, ФИО2, ФИО3 об изъятии жилого помещения и определении выкупной цены, встречному иску ФИО2, действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО3 к Министерству социальной политики <адрес> о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : Истец обратился в суд с иском к ответчикам с иском об изъятии из долевой собственности жилого помещения по адресу: г. Н.Новгород, <адрес>, определении выкупной цены долей в праве общей долевой собственности указанного жилого помещения, и взыскании судебных расходов, мотивируя тем, что ответчикам принадлежит по 95/888 доли в праве собственности квартиры по адресу: г. Н.Новгород, <адрес>, остальная доля принадлежит ФИО5 (48/269 доли) и ФИО6 (153/296 доли). <адрес> также является собственником жилых помещений в данном многоквартирном доме, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. В соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию находящегося в собственности <адрес> помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный <адрес> г. Н.Новгорода, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и основании. Распоряжением <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ ответчикам вручено требование № от ДД.ММ.ГГГГ о сносе, в котором ответчикам предлагалось до ДД.ММ.ГГГГ явиться в Министерство жилищной политики и жилищного фонда <адрес> для определения размера и порядка оплаты работ по сносу дома. При этом указывалось, что неявка будет расцениваться как отказ от осуществления сноса и будет основанием для обращения в суд с целью изъятия жилого помещения. Кроме того, предлагалось рассмотреть вопрос о передачи принадлежащих им долей за выкупную цену. В установленный срок ответчики в Министерство не явились. Неурегулирование данного вопроса препятствует исполнению распоряжения <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем жилое помещение подлежит изъятию в порядке, предусмотренном ч. 1-3,5-9 ст. 32 ЖК РФ. В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования, просит суд изъять из общей долевой собственности ответчиков, принадлежащие им доли, путем выкупа <адрес>ю, определить выкупную цену изымаевых долей. Ответчики ФИО1 обратились в суд со встречными исковыми требованиями к Министерству социальной политики о предоставлении им благоустроенного жилого помещения. Просят суд в случае удовлетворения требований о предоставлении благоустроенного жилого помещения, изъять из их собственности 95/888 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г.Н.Новгород <адрес>, путем предоставления им другого жилого помещения, и прекратить право собственности на вышеуказанные доли. В судебном заседании представитель истца Министерства социальной политики <адрес>, по доверенности ФИО8 исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения по существу иска. Пояснила, что в настоящее время имеется 2 квартиры, которые могут быть предоставлены ответчиком, расположенные в Советском и <адрес> г.Н.Новгорода. Ответчик ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3- 2005 года рождения и ФИО4- 2008 года рождения встречные исковые требования поддержала, пояснила, что согласна на изъятие принадлежащих им долей в праве собственности на квартиру по адресу: г. Н.Новгород, <адрес>, путем предоставления ей и детям на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждому квартиры, расположенной по адресу: г. Н.Новгород, <адрес>. От квартиры по адресу: г. Н.Новгород, <адрес> отказалась. Ответчик ФИО1, третьи лица ФИО5 и ФИО6, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещались надлежащим образом, в связи с чем суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, выслушав объяснения представителя истца, ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующему. Судом установлено, что ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4 являются собственниками 95/888 долей каждый в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Н.Новгород, <адрес>, 48/269 доли указанной квартиры принадлежат ФИО5, 48/269 доли - ФИО6, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16). <адрес> также является собственником жилых помещений в данном многоквартирном доме, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.11). Статья 32 ЖК РФ определяет порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Частью 1 данной статьи установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение (часть 6 статьи 32 ЖК РФ). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Жилищный ФИО9 Российской Федерации не регулирует порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения в иных случаях, при признании дома аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Исходя из этого при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома по основаниям, установленным Жилищным ФИО9 Российской Федерации, следует руководствоваться положениями статьи 32 ЖК РФ. Следовательно, если часть жилых помещений в подлежащем сносу доме принадлежит гражданам на праве собственности, то при изъятии у собственника жилого помещения и решении вопроса о предоставлении собственнику иного жилого помещения следует руководствоваться положениями статьи 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, ФИО10 в судебной практике при применении Жилищного ФИО9 Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. В соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию находящегося в собственности <адрес> помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный <адрес> г. Н.Новгорода, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и основании. (л.д.7-9). Распоряжением <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ ответчикам вручено требование № от ДД.ММ.ГГГГ о сносе, в котором ответчикам предлагалось до ДД.ММ.ГГГГ явиться в Министерство жилищной политики и жилищного фонда <адрес> для определения размера и порядка оплаты работ по сносу дома. При этом указывалось, что неявка будет расцениваться как отказ от осуществления сноса и будет основанием для обращения в суд с целью изъятия жилого помещения. Кроме того, предлагалось рассмотреть вопрос о передаче принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение за выкупную цену (л.д. 13-14). В указанный срок ответчики не явились, порядок сноса дома сособственниками не определен, предложение о выкупной цене ответчиками оставлено без рассмотрения. Данные обстоятельства препятствуют исполнению Распоряжения <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем <адрес> в г. Н.Новгороде подлежит изъятию. В соответствии с экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость жилого помещения по адресу: г. Н.Новгород, <адрес> на дату выдачи заключения, составляет 1 823 000 руб. (л.д. 18-31). Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ФИО10 СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», следует, что а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения; б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного ФИО9 Российской Федерации); в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного ФИО9 Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления. Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений); г) соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ). При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения. Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения; д) иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения; е) если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний или в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства (пункт 2 статьи 37, пункт 4 статьи 292 ГК РФ, статья 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Для выявления наличия такого согласия и защиты прав и законных интересов указанных категорий граждан суду необходимо привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи заключения по делу о соответствии соглашения о выкупе жилого помещения (или предоставляемого жилого помещения взамен изымаемого) правам и законным интересам несовершеннолетних или подопечных (статья 47 ГПК РФ); ж) принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм части 3 статьи 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор; з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению. Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (статья 79 ГПК РФ); и) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения); к) выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником уведомления о предстоящем изъятии жилого помещения допускается в силу части 4 статьи 32 ЖК РФ только с согласия собственника; л) резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ). 21. Судам надлежит иметь в виду, что государственная регистрация решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд не ограничивает правомочий собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться данным жилым помещением и не снимает с собственника обязанности нести бремя содержания жилого помещения (статья 209 ГК РФ, части 2 - 4 статьи 30, часть 5 статьи 32 ЖК РФ). 22. Судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным ФИО9 Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. В судебном заседании представитель истца пояснила, что в собственности <адрес> имеется жилое помещение, <адрес>, расположенная по адресу: г.Н.Новгород <адрес>, общей площадью 34,4, которая по своим характеристикам может быть предоставлена ответчикам, взамен изымаемого жилого помещения. Ответчик ФИО2, действующая в своих интересах, и интересах несовершеннолетних детей согласна на предоставление им данного жилого помещении, что подтверждается письменным заявлением ответчика. Поскольку в судебном заседании между сторонами достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения, взамен изымаемого, суд считает, что требования сторон подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Изъять из собственности ФИО2, ФИО3, ФИО4, принадлежащим им на праве собственности каждому 95/888 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, квартиру №, расположенную по адресу: г.Н.Новгород ул. Ильинская №, в пользу Нижегородской области, путем предоставления каждому в собственность 1/3 доли в праве долевой собственности на жилое помещение кв. № расположенное по адресу: г.Н.Новгород ул. Усилова д.№ корп.№, общей площадью 30,4 кв.м, принадлежащую на праве собственности Нижегородской области. Прекратить право собственности ФИО2, ФИО3, ФИО4 на изымаемые 95/888 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г.Н.Новгород ул. Ильинская д.№ квартира №, с момента приобретения ФИО2, ФИО3, ФИО4 право долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г.Н.Новгород ул. Усилова д.№ корп.№, квартира №. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Нижегородский областной суд, в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода. Судья Е.П. Рахманкина
прокурор, извещенный надлежащим образом, о дне слушания дела, в судебное заседание не явился, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора.