№ 2-9240 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 00.00.2010 года Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Мироновой Н. В. при секретаре Шаминой Е. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лысяк Е.А. об оспаривании действий Министерства регионального развития РФ, Правительства Нижегородской области, УСТАНОВИЛ: Лысяк Е.А. обратилась в суд с заявлением, указывая на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на получение жилья в 2010 году. Распоряжением Правительства Нижегородской области № от 00.00.2010 года ей была выделена единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения в размере 1188000 рублей. Она не согласна с указанным распоряжением, а также с действиями заинтересованных лиц, так как считает, что выделенная ей единовременная денежная выплата, заведомо занижена, не соответствует фактической рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья в Нижегородском районе г. Н. Новгорода, то есть стоимости жилья в месте, которое она выбрала для постоянного проживания. Считает, что орган исполнительной власти не может произвольно устанавливать рыночную стоимость 1 кв. м. общей площади жилья, а обязан основываться на объективных данных и использовать механизм определения соответствующего норматива, который не приводит к изменению или искажению существа закрепленного в федеральном законе условий. Заявитель считает, что Правительство Нижегородской области предоставляет неполные, искаженные сведения Министерству регионального развития РФ, что повлекло неправильное определение средней рыночной стоимости жилья для Лысяк Е.А. в Нижегородском районе г. Н. Новгорода. Поэтому она не может реализовать свое право на приобретение жилья в данном месте – Нижегородском районе г. Н. Новгорода. Заявительница просит: 1) Признать незаконным Распоряжение Правительства Нижегородской области от 02 апреля 2010 года № 595-Р «О предоставлении единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома) ветеранам Великой Отечественной войны (размер выплаты составляет 1188000 рублей), в части Лысяк Е. А., в части недостаточности единовременной выплаты для приобретения жилья в Нижегородском районе г. Н. Новгорода.; 2) Обязать Правительство Нижегородской области выполнить обязательства государства – Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов) относительно определения фактического размера (норматива) рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья в г. Н. Новгороде на момент получения жилищного сертификата (единовременной социальной выплаты) Лысяк Е.А.; 3) Обязать Министерство регионального развития РФ, Правительство Нижегородской области утвердить фактический норматив для приобретения жилого помещения Лысяк Е. А. по средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади в пределах своих полномочий и с соблюдением норм федерального закона.; 4) Обязать Министерство регионального развития РФ, Правительство Нижегородской области выделить необходимый размер социальной выплаты Лысяк Е.А. за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения из расчета 36 кв. м. в размере и согласно проведенной экспертизе стоимости 1 кв. м. жилья в Нижегородском районе г. Н. Новгорода. Заявитель Лысяк Е.А., ее представитель в судебном заседании требования, изложенные в заявлении поддержала, дала пояснения по существу предъявленного заявления. Заинтересованное лицо Министерство Регионального развития РФ в судебном заседании не присутствовало, о дне и месте его проведения извещено надлежащим образом, при таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие данного заинтересованного лица. Министерство Регионального Развития РФ представило в суд отзыв, из которого следует, что оно с заявлением не согласно, считает, что требования заявительницы не основаны на законе. Заинтересованное лицо Правительство Нижегородской области в судебном заседании не присутствовало, о дне и месте его проведения извещено надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, при таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие данного заинтересованного лица. Правительство Нижегородской области представило в суд отзыв на заявление, из которого следует, что оно с заявлением не согласно, считает, что оспариваемое распоряжение Правительства соответствует как Указу Президнета РФ от 07 мая 2008 года № 714, так и ФЗ «О ветеранах». Считает, что расчет единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья для Лысяк Е. А. рассчитан верно. Правительством Нижегородской области заявлено о пропуске Лысяк Е. А. трехмесячного срока на обращение в суд. Суд, выслушав заявителя Лысяк Е.А., ее представителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Лысяк Е.А. является женой умершего участника Великой Отечественной войны, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма с 00.00.2002 года. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 02 апреля 2010 года № 595-р «О предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) ветеранам Великой Отечественной войны», утвержден список ветеранов Великой Отечественной войны получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В указанный выше список под номером № была включена Лысяк Е.А., как член семьи погибшего (умершего) инвалида (участника Великой Отечественной войны), и ей была выделена единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения в размере 1188000 рублей.. Заявительница не согласна с данным распоряжением в части размера единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в сумме - 1 188 000 рублей, которая была ей назначена, считает, что средняя рыночная стоимость 1 кв. м. в Нижегородском районе г. Н. Новгорода определена неверно, занижена, в связи с чем, обратилась в суд. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ: «гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему». Согласно ст. 255 ГПК РФ: «к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности». В соответствии со ст.13 ГК РФ: «ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными». Из смысла приведенных норм права следует, что для признания нормативно-правового акта незаконным необходимо установить ряд условий в их совокупности, это: несоответствие закону оспариваемого акта, и нарушение прав и законных интересов гражданина в результате его издания. Правоотношения по вопросу о предоставления единовременной выплаты на приобретения жилья для ветеранов Великой Отечественной войны регламентируется нормами ФЗ «О ветеранах», иными нормативными актами РФ и субъекта РФ. В соответствии со ст. 15 ФЗ «О ветеранах» - участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пункт 6 ст. 23. 2 указанного выше закона устанавливает, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Во исполнение предписаний федерального законодателя, Правительство Нижегородской области приняло закон «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в нижегородской области», в соответствии со ст. 2 которого - по письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома). В соответствии с п. 3 п.п. 2 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. В соответствии со ст. 4 Закона Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в нижегородской области» размер единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) определяется исходя из нормы общей площади жилья 36 квадратных метров на одного человека и размера средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Нижегородской области, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, для следующих категорий граждан: 5) членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войны. Из смысла приведенных норм права субъекта РФ и РФ следует, что размер единовременной субсидии на приобретение жилья рассчитывается, в том числе, в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 кв. м. общей площади жилья в субъекте РФ, а не в отдельно взятом районе г. Н. Новгорода, на что указывает истица, органом исполнительной власти РФ, уполномоченным Правительством РФ. Пункт 3 п.п. «а» постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» устанавливает, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, предоставляемых гражданам - участникам подпрограммы, указанной в пункте 1 настоящего Постановления, является Министерство регионального развития Российской Федерации. Определение указанных показателей производится в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. Таким образом, Правительство Российской Федерации предусмотрело, что Министерство регионального развития Российской Федерации при утверждении методики должно исходить из информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. В соответствии с п. 1. методики определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по РФ и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам РФ» установлено, что методика определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации (далее именуется методика) предназначена для определения Министерством регионального развития Российской Федерации норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемой при расчете субсидий за счет средств федерального бюджета, направленных на приобретение жилых помещений категориями граждан, установленных федеральным законодательством, которая включает в себя 4 этапа. Определение средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на планируемый квартал по каждому субъекту Российской Федерации, предусмотренное пунктом 2.2 Методики, производится на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. В соответствии с пунктом 2.2 Методики размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по каждому субъекту Российской Федерации определяется ежеквартально по формуле: РПС = ((Цп.р. + Цв.р. + СМ) x 0,92 x 0,85 + Сстр.) / n4 x Кдефл., где: РПС - расчетный показатель средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на планируемый квартал по каждому субъекту Российской Федерации; Цп.р. - средняя цена типового жилья на первичном рынке в соответствующем субъекте Российской Федерации; Цв.р. - средняя цена типового жилья на вторичном рынке в соответствующем субъекте Российской Федерации; СМ - сведения мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на дату отчетного периода, предшествующую расчетному периоду, определяемые Министерством регионального развития Российской Федерации по каждому субъекту Российской Федерации; Сстр. - стоимость строительства в соответствующем субъекте Российской Федерации; n4 - количество показателей, использованных при расчете (Цп.р., Цв.р., СМ, Сстр.); Кдефл. - прогнозируемый коэффициент-дефлятор на период времени от отчетного до определяемого квартала. «0,92» - коэффициент, учитывающий долю затрат покупателя, направленную на оплату услуг риэлторов, нотариусов, государственных пошлин и других затрат, связанных с государственной регистрацией сделок с недвижимостью; «0,85» - коэффициент, определенный как соотношение рыночных цен на жилье в районных городах, поселках и сельской местности к рыночным ценам на жилье в областных центрах. Как указано в заявлении Лысык Е.А. она не оспаривает формулу-методику определения норматива стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по РФ и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по субъекту РФ, а считает необходимым определить фактическую стоимость общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в субъекте РФ – Нижегородской области, городе Н. Новгороде, Нижегородском районе, предоставляемой непосредственно Лысяк Е.А.. Из всех приведенных выше норм права следует, что при расчете единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам Великой Отечественной войны в расчет принимается средняя рыночная стоимость 1 кв. м. по субъекту РФ, а не в конкретной районе субъекта РФ, и не для конкретного гражданина. В соответствии со ст. 1 Устава Нижегородской области - Нижегородская область (далее - Нижегородская область, область) - субъект Российской Федерации, статус которого определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом. В соответствии со ст. 6 Устава г. Н. Новгорода - город Нижний Новгород имеет следующее административно-территориальное деление: 5) Нижегородский район, в состав которого входят деревня Новая, слобода Подновье, курортный поселок Зеленый Город. Из приведенных выше нормативно-правовых актов следует, что субъектом РФ является Нижегородская область в целом, Нижегородский район г. Н. Новгорода является – административным районом г. Н. Новгорода, и не является субъектом РФ. Следовательно, определение средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади в Нижегородском районе г. Н. Новгорода, для расчета размера единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для Лысяк Е.А. противоречит закону. Согласно приказу Минрегиона России от 31 марта 2010 года № 145 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2010 года» средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по Нижегородской области во втором квартале 2010 года установлена в 33 000 рублей. При указанном нормативе общей площади жилья в 36 кв. м. размер социальной выплаты во втором квартале 2010 года по Нижегородской области составляет 1 188 000 рублей. Таким образом, в соответствии с действующим порядком определения размера указанной социальной выплаты ее размер во втором квартале 2010 года по Нижегородской области исчислен верно. Оснований для применения иного порядка исчисления указанной социальной выплаты не усматривается. Следовательно, оспариваемое распоряжение Правительства Нижегородской области соответствует требованиям Закона и не нарушает каких-либо прав заявителя. Более того, как указал в своем определении Конституционный Суд РФ № 679-О-О «В условиях рыночной экономики размер безвозмездной субсидии из средств федерального бюджета на приобретение в собственность жилого помещения может составлять как полный эквивалент его рыночной стоимости, так и усредненную расчетную величину денежных средств, позволяющую гражданину в зависимости от особенностей избранного им места жительства приобрести жилье в собственность либо полностью из этих средств, либо добавив собственные (заемные) средства. Оспариваемое И.А. Ковалевым правовое регулирование не предполагает какое-либо произвольное, не основанное на объективных данных установление Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета средств федерального бюджета на приобретение гражданами жилых помещений средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в конкретном субъекте Российской Федерации. В частности, подпункт «а» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 предписывает определять ее в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья». Оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения не имеется. Из материалов дела следует, что оспариваемое распоряжение Правительства Нижегородской области было принято 00.00.2010 года. Судом установлено, что об оспариваемом распоряжении заявительнице стало известно 00.00.2010 года. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Заявительнице стало известно о нарушении ее прав 00.00.2010 года, с заявлением в суд она обратилась 00.00.2010 года (согласно почтовому штемпелю), то есть по истечению 3-х месяцев с момента получении информации о нарушении ее прав. Следовательно, в удовлетворении заявления Лысяк Е.А. следует отказать и по данному основанию. Выше в решении установлено, что Министерство Регионального развития РФ, в соответствии с действующим законодательством утвердило стоимость 1 кв. м. общей площади жилого помещения в Нижегородской области, в том числе и для Лысяк Е.А., поэтому возлагать на Министерство обязанность по утверждению фактического норматива для приобретения жилого помещения Лысяк Е.А. не имеется. Судом установлено, что необходимый (соответствующий закону) размер социальной выплаты Лысяк Е.А. Министерство регионального развития РФ выделило, возлагать указанную обязанность на него повторно не имеется. Что касается требований заявителя к Правительству Нижегородской области об определения фактического норматива средней рыночной стоимости жилья, то эти обязанности не входят в полномочия данного органа исполнительной власти. Следовательно, заявление Лысяк Е.А. не подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать Лысяк Е.А. в удовлетворении заявления об оспаривании распоряжения, о понуждении к исполнению обязанностей в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через районный суд. Судья Н. В. Миронова