2-11563\10 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 00.00.2010 года Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Мироновой Н. В. при секретаре Шаминой Е. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Агафоновой И.С. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: В суд обратилась Агафонова И.С. с заявлением о признании незаконным и нарушающим права бездействие органа местного самоуправления – администрации г.Н.Новгорода, выразившееся в неисполнении п.7 ст. 36 ЗК РФ, о возложении обязанности по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка домовладения по ул.А. г.Н.Новгород на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В обоснование требований указала следующее. Ей как собственнику помещения № в многоквартирном доме по ул.А. г.Н.Новгород, принадлежит земельный участок, на котором расположен дом, на праве общей долевой собственности. 00.00.2010 года она обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка указанного домовладения и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане квартала. Однако в течение месяца, определенного ст. 36 ЗК РФ, указанные требования не были выполнены, что нарушает ее права и препятствует оформлению прав на земельный участок. Заявитель просит: 1) признать незаконным и нарушающим ее права бездействие органа местного самоуправления – администрации г.Н.Новгорода, выразившееся в неисполнении п.7 ст. 36 ЗК РФ, 2) обязать Администрацию г. Н. Новгорода утвердить и выдать схему расположения земельного участка домовладения по ул.А. г.Н.Новгород на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, с учетом абзаца 7 ст. 36 ЗК РФ, а именно: определить местоположение границ земельного участка и его площадь с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. 3) обратить решение суда к немедленному исполнению, взыскать судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 15000 руб., с оплатой госпошлины в размере 200 руб.. Заявитель в судебном заседании не присутствовала, о дне и месте его проведения извещена надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя, при таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель заявителя на основании доверенности Сперанская Т.Ю. в судебном заседании требования заявления поддержала, настаивала на их удовлетворении, дала пояснения по существу заявленных требований. Представитель заинтересованного лица администрации г.Н.Новгорода на основании доверенности Тетюшина А.Ф. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что в соответствии с графиком работы по формированию земельных участков, утвержденных постановлением главы администрации города, в границах улиц С., Б., В. были включены в 3-ю очередь и разрабатывались в 2010 году, на основании постановления главы администрации г.Н.Новгорода от 31.03.2010 года №1739. Постановление главы г.Н.Новгорода от 02.07.2010 года №76-п на 27.07.2010 года были назначены публичные слушания, по результатам которых комиссией было принято заключение об утверждении указанного проекта. Постановлением главы администрации г.Н.Новгорода от 14.09.2010 года №5221 «об утверждении проекта межевания территории в границах улиц Студеная, Белинского, Ванеева в Советском районе г.Н.Новгорода» проект межевания под многоквартирными домами в границах указанных улиц был утвержден. Многоквартирный дом по ул.А. г.Н.Новгород расположен в границах вышеуказанной территории. Границы земельного участка для данного дома в составе проекта разработаны и утверждены. В настоящее время все документы необходимые для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, занимаемого по ул.А. г.Н.Новгород сданы в ФГУП «Земельная кадастровая плата» по Нижегородской области. Срок получения кадастрового паспорта такого земельного участка 00.00.2011 года. Таким образом, бездействия администрацией г.Н.Новгорода допущено не было. На день рассмотрения дела, и обращения заявителя в администрацию города земельный участок на кадастровый учет поставлен не был. Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, приходит к следующему. Агафоновой И.С. на праве собственности принадлежит кв. №, д. № по ул.А. г.Н.Новгород. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г.Н.Новгород, ул.А., д.№ от 00.00.2010 года решено уполномоченным лицом для формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с последующей регистрацией права общей долевой собственности кв.№ Агафонову И.С.. Судом установлено, что 00.00.2010 года Агафонова И.С. обратилась в администрацию г. Н.Новгорода с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка домовладения по ул.А. г.Н.Новгород на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. 00.00.2010 года администрацией г. Н. Новгорода в адрес Агафоновой И. С. было направлено письмо, в котором сообщалось последней об отсутствии необходимости в подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала, в связи выполнением и утверждением администрацией г. Н. Новгорода проекта межевания территории, и наличия межевых планов земельных участков. Не согласившись с данным ответом заявитель обратилась в суд. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ: «Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему». В силу ст. 255 ГПК РФ: «К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности». В соответствии со ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»: «в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. 3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. 4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. 5. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме». Из объяснений участников процесса, материалов дела судом установлено, что на момент обращения Агафоновой И.С. с заявлением о формировании земельного участка домовладения № по ул. А. г. Н. Новгорода, последний не был сформирован, на кадастровый учет не был поставлен. В соответствии со ст. 36 п. 7 ЗК РФ: «В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Так как на 00.00.2010 года земельный участок домовладения по ул. А. Советского района г. Н. Новгорода не был сформирован и не был поставлен на кадастровый учет, следовательно, в силу прямого указания закона (ст. 36 п. 7 ЗК РФ) администрация г. Н. Новгорода обязана была в месячный срок со дня поступления заявления утвердить и выдать Агафоновой И. С. схему расположения земельного участка домовладения по ул. А. г. Н. Новгорода на кадастровом плане или кадастровой карте. Однако, этого не сделала, следовательно, бездействовала незаконно. Суд не может согласиться с доводами администрации г. Н. Новгорода о том, что орган местного самоуправления не бездействовал в отношении заявителя, по ниже приведенным основаниям. Ниже приведенными нормами права определен порядок формирования земельного участка и проведение кадастрового учета земельных участков, расположенных под многоквартирными домами, самими органами публичной власти, в данном случае органами местного самоуправления. Согласно ст. 36 ЖК РФ: «Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности». В соответствии со ст. 46 ГК РФ: «Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории». Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. В силу положений ст. 6 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» - До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий. Судом установлено, что постановлением главы администрации г. Н. Новгорода от 15 ноября 2007 года № 5388 утвержден график работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. В соответствии с данным графиком работы по формированию земельных участков в границах улиц Студеная, Белинского, Ванеева были включены в 3-ю очередь и разрабатывались в 2010 году, на основании постановления главы администрации г. Н. Новгорода от 31 марта 2010 года № 1739. Из материалов дела следует, что постановлением главы города Н. Н. Новгорода от 02 июля 2010 года № 76-п «О проведении публичных слушаний» публичные слушания была назначены на 27 июля 2010 года. По результатам публичных слушаний комиссией по землепользованию и застройке в городе Н. Новгороде было принято заключение об утверждении указанного проекта. Постановлением главы администрации г. Н. Новгорода от 14 сентября 2010 года № 5221 «Об утверждении проекта межевания территории в границах улиц Студеная, Белинского, Ванеева в Советском районе г. Н. Новгорода» проект межевания под многоквартирными домами в границах указанных улиц был утвержден. Из материалов дела следует, что 00.00.2010 года все документы необходимые для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, занимаемого домом по ул. А. сданы в ФГУП «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области. Приведенные доказательства свидетельствуют только об одном – об исполнении обязанности по формированию и проведению кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами органами местного самоуправления, которые обязаны осуществлять соответствующие функции. Однако, осуществление указанных выше юридических действий органами местного самоуправления, по формированию границ земельного участка под многоквартирным домом № по ул. А. г. Н. Новгорода, само по себе, не исключает их обязанность по заявлению гражданина (собственника помещения в многоквартирном доме) утвердить и выдать ему схему земельного участка на кадастровой карте или плане. Исполнение обязанностей, предусмотренных п. 7 ст. 36 ЗК РФ существует у органа местного самоуправления до тех пор, пока не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, вне зависимости от исполнения ими сами действий по формированию земельного участка и проведения кадастрового учета в соответствии с нормами ГрК РФ, ФЗ «О введении в действие ГК РФ». Данные выводы суда основаны на указаниях, которые содержатся в пункте 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ № 12-П от 28 мая 2010 года «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», частей 1 и 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова», в котором указано, что положение части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 Конституции Российской Федерации. Это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция. Как на момент обращения Агафоновой И.С. с заявлением 00.00.2010 года, так и на момент постановки решения, земельный участок под многоквартирным домом № по ул. А. г. Н. Новгорода на кадастровом учете не стоял, и сведения о нем отсутствовали в государственном кадастре недвижимости. Следовательно, администрация города обязана была выполнить требования Агафоновой И.С., изложенные в заявлении от 00.00.2010 года. Таким образом, администрация г. Н. Новгорода нарушила права Агафоновой Е.С., предусмотренные ст. 36 п. 7 ЗК РФ, ст. 16 п. 3 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ», а поэтому ее бездействие является незаконным. Так как до настоящего времени земельный участок на кадастровый учет не поставлен, то в качестве восстановления нарушенного права суд полагает возможным возложить на Администрацию г. Н. Новгорода обязанность по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка домовладения по ул. А. г. Н. Новгорода. Заявитель просит привести решение к немедленному исполнению. В соответствии со ст. 211 ГПК РФ: «немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума». Статья 211 ГПК РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые подлежат приведению к немедленному исполнению. Следовательно, оснований для приведения решения суда о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложению обязанностей по составлению схемы земельного участка на кадастровой карте или плане, к немедленному исполнению не имеется. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Статья 94 ГПК РФ к судебным издержкам относит расходы на оплату услуг представителей. В силу ст. 98 ГПК РФ: «стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано». В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В судебном заседании представитель заявителя Сперанская Т. Ю. заявила ходатайство о возмещении Агафоновой И.С. расходов на представителя. Судом установлено, что 00.00.2010 года между Агафоновой И. С. и ООО «Нижегородское правозащитное агенство» был заключен договор № об оказании юридических услуг, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя оказание юридических услуг по представлению интересов заказчика в Нижегородском районном суде по заявлению заказчика к администрации г. Н. Новгорода о признании незаконным бездействия администрации города. Заказчик Агафонова И.С. прияла на себя обязательства оформить заблаговременно, до начала судебных разбирательств доверенность на Сперанских Т.Ю. и С.Б., представителей исполнителя, а также произвести оплату услуг в размере 15000 рублей, из них предоплата – 10000 рублей. В соответствии с квитанцией к приходному кассовому ордеру и кассовому чеку Агафонова И.С. внесла 10000 рублей по указанному выше договору. С учетом выполненной работы представителем: оформление заявление, участие в подготовке дела к судебному заседанию, участие в судебном заседании, суд полагает возможным взыскать с администрации города в пользу заявителя расходы на представителя в размере – 3000 рублей. Так же с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина, оплаченная при предъявлении заявления в суд в размере 200 рублей. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным и нарушающим права Агафоновой И.С. бездействие органа местного самоуправления – администрации г.Н.Новгорода, выразившееся в неисполнении п.7 ст. 36 ЗК РФ. Обязать Администрацию г. Н. Новгорода утвердить и выдать схему расположения земельного участка домовладения по ул.А. г.Н.Новгород на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, с учетом абзаца 7 ст. 36 ЗК РФ, а именно: определить местоположение границ земельного участка и его площадь с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. Взыскать с администрации г. Н. Новгорода в пользу Агафоновой И.С. судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителей – 3000 рублей, судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины – 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в течение 10 дней. Судья Н. В. Миронова