решение по делу об обязании выполнить требования ФЗ в сфере пожарной безопасности



Дело № 2-398/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РФ

00.00.2011 г. Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Хохловой Н.Г. при секретаре Рязановой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Нижегородского района г. Н. Новгорода к Администрации г. Н. Новгорода, Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода, ОАО «Нижегородский водоканал» об обязании выполнить требования ФЗ в сфере пожарной безопасности,

Установил:

Прокурор Нижегородского района г. Н. Новгорода обратился в суд с иском к Администрации г. Н. Новгорода об обязании исполнить требования пожарной безопасности. В обоснование требований ссылается на то, что в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 №123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

- реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

- разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

- обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту
пожара.

Механизм реализации полномочий установлен в Правилах пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 08.06.2003 № 313 (далее ППБ 01-03) которым предусмотрено, в частности, обязанности органов местного самоуправления иметь запасы воды для целей пожаротушения, по направлению движения к водоисточникам должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с указанием расстояния до водоисточника.

Как следует из положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава гор. Нижнего Новгорода (в редакции постановлений Городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.12.2006 № 95, от 30.01.2008 № 2, от 18.02.2009 №13, от 27.05.2009 №54, 25.11.2009 №120) муниципальное образование «город Нижний Новгород» является городским округом, городом областного значения. Администрация города Нижнего Новгорода является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом города Нижнего Новгорода собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Нижегородской области (п.1 ст.7 Устава). В области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан организует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п.4 ст. 10 Устава).

Указанные требования закона администрацией г. Нижнего Новгорода на территории Нижегородского района исполняются не в полном объеме.

Так, в пос. Б., где находится 110 частных жилых домов, противопожарное водоснабжение отсутствует, имеются недостроенный водовод и недействующий, требующий чистки и устройства водоем.

На территории пос. З. имеется 11 пожарных гидрантов (далее - ПГ), к которым отсутствуют надлежащим образом оборудованные подъездные пути, что может повлечь трудности при их использовании: ГГГ-2 между остановками ВЦСПС и 2-ая территория; ПГ-3 остановка 2-ая территория; ПГ-5, 6, 7, 8 у забора детского оздоровительного лагеря (далее -ДОЛ) «Чайка»; ПГ-12, 13 остановка «Зеленый город»; ПГ-20 у бывшего КБО ДОЛ им. Никонова; ПГ 23, 24 около дома отдыха «Красное Сормово».

Ненадлежащее исполнение администрацией гор. Нижнего Новгорода требований Федеральных законов от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» нарушает права Российской Федерации и граждан (неопределенного круга лиц) в сфере пожарной безопасности. Поселки Зеленый город и Березовый клин располагаются в лесном массиве, там же располагается значительное количество мест отдыха граждан (санатории, детские лагеря). Ненадлежащее обеспечение условий для тушения возможных пожаров может повлечь негативные последствия тля жизни и здоровья людей, для лесного хозяйства.

Часть 2 ст. 4 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Часть 2 ст. 15 Конституции РФ обязывает граждан и должностных лиц соблюдать Конституцию и законы. Данное заявление направлено в защиту интересов РФ. Ненадлежащее исполнение администрацией г. Нижнего Новгорода требований Федеральных законов от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» нарушает интересы РФ, заключающиеся в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности.

Просит обязать администрацию гор. Нижнего Новгорода выполнить работы по обеспечению надлежащего противопожарного водоснабжения в пос. Б. Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, выполнить работы по оборудованию надлежащим образом подъездных путей к 11 пожарным гидрантам на территории пос. З. Нижегородского района г. Нижнего Новгорода (ПГ-2 между остановками ВЦСПС и 2-ая территория; ПГ-3 остановка 2-аятерритория; ПГ-5, 6, 7, 8 у забора детского оздоровительного лагеря (далее – ДОЛ) «Чайка»; ПГ-12, 13 остановка «Зеленый город»; ПГ-20 у бывшего КБО ДОЛ им. Никонова; ПГ-23, 24 около дома отдыха «Красное Сормово».

Определением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 00.00.2010 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Нижегородского района г. Н. Новгорода.

Определением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 00.00.2010 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «Нижегородский водоканал».

В судебном заседании пом. Прокурора Нижегородского района г. Н. Новгорода Кокурина Р.В. поддержала требования прокурора в полном объеме.

Представитель Администрации г. Н. Новгорода (по доверенности) Силоненко А.И. исковые требования не признала в соответствии с доводами, изложенными в отзыве на исковое заявление.

Представители Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода, ОАО «Нижегородский водоканал» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ранее представили отзывы, в которых считают себя ненадлежащими ответчиками по делу.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, установив значимые по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из писем Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода от 00.00.2010 г. №, от 00.00.2010 г. №, от 00.00.2010 г. №, направленных в адрес прокуратуры Нижегородского района г. Н. Новгорода, Администрации г. Н. Новгорода, ОАО «Нижегородский водоканал» следует, что в п. Б. отсутствуют источники пожаротушения, ближайший гидрант находится в пос. С. района на расстоянии 1 км. В 1997 г. для пос. Б. от магистрального водопровода в районе дома-интерната «Нижегородский» было начато строительство водопровода, которое не закончено из-за отсутствия финансовых средств.

Из письма начальника 13-ОГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области следует, что в к.п. З. расположен пос. Б. с численностью 263 человека, 110 частных домов. Указанный поселок относится к категории поселков не обеспеченных водоисточниками для нужд пожаротушения, в поселке имеется недостроенный водопровод и естественный заброшенный водоем, к которому отсутствуют подъездные пути и пирс для забора воды. Кроме того, на территории к.п. Зеленый город имеются неисправные ПГ.

Из письма ОАО «Нижегородский водоканал» от 00.00.2010 г., направленного в адрес Администрации г. Н. Новгорода следует, что в п. Б. водопроводных сетей, находящихся в аренде ОАО «Нижегородский водоканал» нет.

Согласно предписанию № от 00.00.2010 г. ГУ МЧС России по Нижегородской области выданного в адрес Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода, выявлены нарушения в виде отсутствия подъездных путей с твердым покрытием к ПГ и Администрация Нижегородского района г. Н. Новгорода в срок до 00.00.2011 г. обязана устранить данные нарушения, а именно выполнить подъездные пути с твердым покрытием к следующим пожарным гидрантам: ПГ-2 между остановками ВЦСПС и 2-ая территория; ПГ-3 остановка 2-ая территория; ПГ-5, 6, 7, 8 у забора детского оздоровительного лагеря (далее – ДОЛ) «Чайка»; ПГ-12, 13 остановка «Зеленый город»; ПГ-20 у бывшего КБО ДОЛ им. Никонова; ПГ-23, 24 около дома отдыха «Красное Сормово».

Из письма Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Н. Новгорода от 00.00.2010 г. следует, что указанные выше ПГ числятся в реестре муниципального имущества, включены в состав имущества Муниципальной имущественной казны г. Н. Новгорода и переданы по договору аренды ОАО «Нижегородский водоканал».

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 №123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

- реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

- разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

- обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту
пожара.

Механизм реализации полномочий установлен в Правилах пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 08.06.2003 № 313 (далее ППБ 01-03) которым предусмотрено, в частности, обязанности органов местного самоуправления иметь запасы воды для целей пожаротушения, по направлению движения к водоисточникам должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с указанием расстояния до водоисточника.

Как следует из положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава гор. Нижнего Новгорода (в редакции постановлений Городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.12.2006 № 95, от 30.01.2008 № 2, от 18.02.2009 №13, от 27.05.2009 №54, 25.11.2009 №120) муниципальное образование «город Нижний Новгород» является городским округом, городом областного значения. Администрация города Нижнего Новгорода является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом города Нижнего Новгорода собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Нижегородской области (п.1 ст.7 Устава). В области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан организует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п.4 ст. 10 Устава).

Указанные требования закона администрацией г. Нижнего Новгорода на территории Нижегородского района исполняются не в полном объеме.

Так, в пос. Березовый клин, где находится 110 частных жилых домов, противопожарное водоснабжение отсутствует, имеются недостроенный водовод и недействующий, требующий чистки и устройства водоем.

Соответственно суд считает, что требования прокурора в части обязания Администрации гор. Нижнего Новгорода выполнить работы по обеспечению надлежащего противопожарного водоснабжения в пос. Б. Нижегородского района г. Нижнего Новгорода подлежат удовлетворению.

По указанным требованиям, надлежащим ответчиком будет именно Администрация г. Н. Новгорода, с учетом приведенных выше норм права, соответственно требования прокурора к Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода, ОАО «Нижегородский водоканал» в этой части надлежит оставить без удовлетворения.

На территории пос. З. имеется 11 пожарных гидрантов (далее - ПГ), к которым отсутствуют надлежащим образом оборудованные подъездные пути, что может повлечь трудности при их использовании: ГГГ-2 между остановками ВЦСПС и 2-ая территория; ПГ-3 остановка 2-ая территория; ПГ-5, 6, 7, 8 у забора детского оздоровительного лагеря (далее -ДОЛ) «Чайка»; ПГ-12, 13 остановка «Зеленый город»; ПГ-20 у бывшего КБО ДОЛ им. Никонова; ПГ 23, 24 около дома отдыха «Красное Сормово».

Однако Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода предписанием МЧС России по Нижегородской области уже установлены сроки устранения указанных нарушений, а именно до 00.00.2011 г., которые на день рассмотрения дела по существу не истекли, соответственно на 00.00.2011 г. суд не имеет оснований обязать Администрацию Нижегородского района г. Н. Новгорода, Администрацию г. Н. Новгорода, ОАО «Нижегородский водоканал» выполнить подъездные пути к указанным гидрантам.

Суду не представлено доказательств, что предписание от 00.00.2010 г. оспорено ответчиками по делу.

Таким образом, на день рассмотрения дела, суд не находит оснований для обязания ответчиков выполнить работы по оборудованию надлежащим образом подъездных путей к 11 пожарным гидрантам на территории пос. Зеленый город Нижегородского района г. Нижнего Новгорода (ПГ-2 между остановками ВЦСПС и 2-ая территория; ПГ-3 остановка 2-аятерритория; ПГ-5, 6, 7, 8 у забора детского оздоровительного лагеря (далее – ДОЛ) «Чайка»; ПГ-12, 13 остановка «Зеленый город»; ПГ-20 у бывшего КБО ДОЛ им. Никонова; ПГ-23, 24 около дома отдыха «Красное Сормово», в силу ст. 206 ГПК РФ, поскольку срок выполнения указанных работ установлен полномочным органом по рассмотрению правонарушений в области пожарной безопасности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нижегородского района г. Н. Новгорода об обязании Администрации г. Н. Новгорода, Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода, ОАО «Нижегородский водоканал» выполнить работы по оборудованию надлежащим образом подъездных путей к 11 пожарным гидрантам на территории пос. Зеленый город Нижегородского района г. Нижнего Новгорода (ПГ-2 между остановками ВЦСПС и 2-ая территория; ПГ-3 остановка 2-аятерритория; ПГ-5, 6, 7, 8 у забора детского оздоровительного лагеря (далее – ДОЛ) «Чайка»; ПГ-12, 13 остановка «Зеленый город»; ПГ-20 у бывшего КБО ДОЛ им. Никонова; ПГ-23, 24 около дома отдыха «Красное Сормово» оставить без удовлетворения.

Обязать Администрацию гор. Нижнего Новгорода выполнить работы по обеспечению надлежащего противопожарного водоснабжения в пос. Б. Нижегородского района г. Нижнего Новгорода.

Исковые требования прокурора Нижегородского района г. Н. Новгорода к Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода, ОАО «Нижегородский водоканал» об обязании выполнить работы по обеспечению надлежащего противопожарного водоснабжения в пос. Б. Нижегородского района г. Нижнего Новгорода оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней.

Судья: Н.Г. Хохлова