решение по делу об обязании ведения журнала учета проверок по типовой форме



Дело № 2-1942/11

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

00.00.2011 года Нижегородский районный суд Г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Заварихиной С.И., с участием прокурора Кокуриной Р.В., при секретаре Медведевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кстовского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Индивидуальному предпринимателю Суворовой Т.Б. об обязании ведения журнала учета проверок по типовой форме,

У С Т А Н О В И Л:

Кстовский городской прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Суворовой Т.Б. об обязании ведения журнала учета проверок по типовой форме, в обоснование которого указал следующее.

Кстовской городской прокуратурой проведена проверка исполнения
законодательства, регламентирующего отношения в области организации и
осуществления государственного контроля (надзора) муниципального
контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.05.2008г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства, Правительству РФ указано на необходимость в месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих усилении гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Во исполнение Указа Президента РФ Государственной Думой РФ принят Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с ч.ч.7,8 ст. 16 Федерального закона, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименование органа муниципального контроля, дата начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых снованиях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч.10 ст. 16 Федерального закона).

Уполномоченным по установлению типовой формы журнала проверок в соответствии с п.п. 5.2.28.42 - 5.2.28.52 Положения о Министерстве экономического развития РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. № 437 в ред. от 30.04.2009г. № 387) определено Министерство экономического развития РФ.

Типовая форма журнала учета проверок юридического лица,
индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля утверждена Приложением №4 к Приказу Минэкономразвития РФ от 30.04.2009г. № 141, вступившим в силу с 25.05.2009г..

В ходе проведенной проверки установлено, что в ИП Суворова Т.Б. журнал учета проверок по установленной форме не ведется, что подтверждается актом проверки от 00.00.2010 года.

Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются, в соответствии со ст. 3 Федерального закона, в том числе, недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, ответственность органов государственного контроля(надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля надзора), муниципального контроля.

Согласно ст. 13 Федерального закона, срок проведения документарной и выездной проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В


отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микро-предприятия в год. В силу ст. 15 Федерального закона, при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, не вправе превышать такие сроки.

Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, типовая форма которого утверждена 00.00.2009, предусматривает графы, в которых должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по окончании проверки должны быть указаны даты начала и окончания проверки, время проведения проверки в часах.

Таким образом, ведение такого журнала служит обеспечению соблюдения принципов защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, позволяет выявить факты нарушения должностными лицами органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля законодательства РФ и привлечь виновное лицо к установленному виду ответственности. Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом требований ст. 16 Федерального закона о ведении журнала учета проверок нарушает интересы Российской Федерации, заключающейся в верховенстве закона, единства и укрепления законности.

В качестве защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу ч.1 ст. 11 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязательств в натуре.

Просит суд обязать ИП Суворова Т.Б. исполнить предусмотренное ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» требование о ведении журнала учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом, извещение, направленное ответчику по его юридическому адресу, было возвращено в суд в связи с неполучением.

Суд с учетом письменного согласия прокурора считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав мнение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

00.00.2008 г. был принят Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с ч.ч.7,8 ст. 16 Федерального закона, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименование органа муниципального контроля, дата начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых снованиях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч.10 ст. 16 Федерального закона).

Типовая форма журнала учета проверок юридического лица,
индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля утверждена Приложением №4 к Приказу Минэкономразвития РФ от 30.04.2009г. № 141, вступившим в силу с 25.05.2009 г..

В ходе проведенной проверки установлено, что ИП Суворова Т.Б. журнал учета проверок по установленной форме не ведется, что подтверждается актом проверки от 00.00.2010 года.

Таким образом, суд считает, что ведение такого журнала служит обеспечению соблюдения принципов защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, позволяет выявить факты нарушения должностными лицами органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля законодательства РФ и привлечь виновное лицо к установленному виду ответственности.

Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом требований ст. 16 Федерального закона о ведении журнала учета проверок нарушает интересы Российской Федерации, заключающейся в верховенстве закона, единства и укрепления законности. Следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199,233,237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Индивидуального предпринимателя Суворова Т.Б. исполнить предусмотренное ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» требование о ведении журнала учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Ответчик в течение 7 дней после получения копии решения вправе подать в Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода заявление об его отмене.

Заочное решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в течение 10 дней, по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья С.И.Заварихина