№ 2-2274/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 00.00.2011 года Нижегородский районный суд города Н. Новгорода в составе: председательствующего Баженовой Т.П. при секретаре Антошиной Х.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Н.Новгороде гражданское дело по иску Капустиной Т.А. к Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, у с т а н о в и л: Истец обратилась в суд с вышеназванным иском. В суд не явилась, ее интересы по доверенности представлял Лагунов А.А.. Он поддержал исковые требования истца, обосновал их следующим: Истец 00.00.1989 года рождения. Ее родители решением Московского районного суда г.Н.Новгорода Капустина В.Н. и Капустин А.А. в отношении истца были лишены родительских прав. Распоряжением Администрации Приокского района г.Н.Новгорода № от 00.00.2003 года истец была определена в государственное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. На полном государственном обеспечении она находилась с 2003 года по 2005 год, в это время она обучалась в МОУ «Санаторно-зеленая школа». После окончания данного учебного заведения она была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Распоряжением главы администрации Приокского района г.Н.Новгорода №» 441-р от 28 марта 2005 года в соответствии с Постановлением главы администрации г.Н.Новгорода «Об утверждении порядка учета и предоставления жилой площади детям сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, и граждан из их числа» от 11 августа 2003 года № 88. После окончания школы истцу было выделено жилое помещение, находящее в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты жилой площадью 17, 3 кв.м, располагающееся по адресу г.Н.Новгород ул.Бекетова дом № кв. № на условиях кратковременного найма жилого помещения. Из справки, выданной администрацией Приокского района г.Н.Новгорода, следует, что истец состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и по единому списку на 15 декабря 2010 года номер ее очереди 1453. Согласно положения областной целевой межведомственной программы «Дети-сироты» на 2006-2010 годы обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, возложено на Министерств социальной политики Нижегородской области. В связи с этим, истец просит суд обязать Министерство социальной политики предоставить ей жилое помещение вне очереди. Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области на основании доверенности Марков С.А. иск не признал, что и пояснил, что Капустина Т.А.включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета и Нижегородской области на 2011 год, утвержденный приказом Министерства от 28.04.2011 года № 186. В соответствии с Законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-З жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения. Жилое помещен по договору социального найма Капустиной Т.А. будет предоставлено до 00.00.2011 года после приобретения и регистрации права государственной собственности Нижегородской области на жилые помещения, которые планируется в 2011 году приобрести за счет государственных средства на 123057000 руб. Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему: В соответствии со ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Судом установлено, что истец имеет возраст до 23 лет, она родилась 00.00.1989 года. Ее родители решением Московского районного суда г.Н.Новгорода от 00.00.2004 года были лишены родительских прав в отношении истца. Распоряжением Администрации Приокского района г.Н.Новгорода № от 00.00.2003 года Капустина Т.А., оставшаяся без попечения родителей, была определена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением № от 00.00.2005 года она поставлена на учет для получения жилья. Ее очередь по единому списку на 00.00.2010 года №). Проживает она в настоящее время по договору краткосрочного найма в комнате № квартиры № дома № пор ул.Бекетова г.Н.Новгорода. Из установленных юридически-значимых обстоятельств по делу следует, что истец Капустина Т.А. имеет статус ребенка оставшегося без попечения родителей, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на нее распространятся положения ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года. В соответствии со статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. В статью 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г. были внесены изменения, согласно которым «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, … обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ». Таким образом, дополнительные гарантии истца на жилое помещение регулируются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 15 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляемые по договорам социального найма, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области. Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 года № 460 уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено министерство социальной политики Нижегородской области. Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. № 116-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - «дети-сироты»), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.2 ст.5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления (далее - «дети сироты»), обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно. В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций по реализации Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-3, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 16 марта 2009 года № 117, площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения должна быть не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышать норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьей 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области». Согласно пункту 3 Методических рекомендаций жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенным в сводный список «детей-сирот» на соответствующий финансовый год. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 г. № 566 «Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области» сводный список «детей-сирот» составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков «детей-сирот», формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Полномочия по обеспечению жильем «детей-сирот», нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенных в Сводный список «детей-сирот» по городскому округу город Нижний Новгород, с 01 января 2010 года возлагаются на Министерство социальной политики Нижегородской области в связи с принятием Закона Нижегородской области от 30.09.2009 г. № 192-3 «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений». Таким образом, жилое помещение Капустиной Т.А. должно быть предоставлено Министерством социальной политики Нижегородской области. Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ «2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). 5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас». В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно Постановлению Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 16.03.2005 года № 14 на территории г. Нижнего Новгорода установлены: учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях – в размере 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – в размере 13 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям г. Нижнего Новгорода и расположенное в черте г. Нижнего Новгорода жилое помещение не менее 13 квадратных метров общей площади. В силу ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение детям сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению. Из предоставленных ответчиком данных следует, что истец включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на 2011 год. С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное, изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение в черте г. Нижнего Новгорода общей площадью не менее 13 кв. метров. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд р е ш и л: Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области вне очереди предоставить по договору социального найма Капустиной Т.А. благоустроенное жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 13 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной путем подачи кассационной жалобы через районный суд в течение 10 дней. Судья Т.П.Баженова