№ 2-8703/10 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ дд.мм.гггг Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода, в составе: Председательствующего судьи Баженовой Т.П., при секретаре Шутовой С.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О.2, Ф.И.О.3 к ГУВД по Нижегородской области о взыскании единовременного пособия по случаю смерти военнослужащего установил Истцы обратились в суд с иском к ГУВД по Нижегородской области с иском о выплате им единовременного пособия по случаю смерти военнослужащего Ф.И.О.1, наступившей до истечения одного года со дня увольнения его с военной службы. В суде Ф.И.О.2 поддержала свои исковые требования, она представляла по доверенности истца Ф.И.О.3, также поддержала ее исковые требования. Обосновала их следующим: дд.мм.гггг муж Ф.И.О.2, сын Ф.И.О.3 - полковник Ф.И.О.1 был уволен с военной службы по состоянию здоровья, на момент увольнения он имел выслугу лет на военной службе в календарном исчислении -36 лет 4 месяца 27 дней, в льготном исчислении 39 лет 00 месяцев 28 дней. Ф.И.О.1 умер дд.мм.гггг от заболевания - «Рак антрального отдела желудка», данное заболевание в соответствии с заключением Центральной военно-врачебной комиссии внутренних войск МВД России (ЦВВК ВВ МВД России) - «заболевание радиационно обусловленное, получено им при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» (протокол ЦВВК ВВ МВД России от 19.03.2008 г. № 24). В апреле 2008 года истцы обратились в войсковую часть № г. Саров - последнее место военной службы Ф.И.О.1, с заявлением о выплате членам семьи умершего военнослужащего, единовременного пособия по случаю смерти, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы, наступившей вследствие заболевания, полученного им при исполнении обязанностей военной службы, В сентябре 2008 года документы для принятия решения о выплате истцам единовременного пособия были направлены войсковой частью № в ГУВД (исх. № от дд.мм.гггг), однако в выплате им было отказано и документы были возвращены для оформления в связи с тем, что в материалах отсутствовало заключение бюро медико-социальной экспертизы г. Сарова (исх.№ от дд.мм.гггг). От бюро медико-социальной экспертизы г. Сарова на запросы выдать заключение, необходимое для предоставления в ГУВД по Нижегородской области для выплаты единовременного пособия, следовали отрицательные ответы, отказы были обусловлены тем, что не утверждена законодательно форма такой справки, бюро дает подобные заключения о причинах смерти только инвалидов. Ф.И.О.5при жизни не проходил освидетельствование в МСЭ г.Сарова, в том числе и на предмет установления ему группы инвалидности. Смерть Ф.И.О.5 наступила от заболевания, которое является радиационно обусловленнным и было получено им при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, причинная связь заболевания, приведшего к смерти была установлена ЦВВК ВВ МВД России, однако выплата пособия истцам, как членам семьи умершего, до настоящего времени не произведена по причине отсутствия справки МСЭ, получить которую нет возможности в связи с отказом бюро медико-социальной экспертизы в выдаче такой справки. Истцы полагают, что в связи с этим, следует руководствоваться заключением военно-врачебной экспертизы, поскольку в соответствии со статьей 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, раздел IX. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА, статьей 51. «Военно-врачебная экспертиза»: «Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих, в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации. Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.» При установлении данной причинной связи военно-врачебные комиссии используют все законодательные и нормативные акты, касающиеся рассматриваемых правоотношений, в том числе и положения ст.37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Кроме того, пояснил истец, имеется решение Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного Совета № 759 от дд.мм.гггг, согласно которому причина смерти Ф.И.О.1 связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, только данный совет имеет право устанавливать причину смерти лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Представитель ГУВД по Нижегородской области не признал исковые требования истцов. Свою позицию обосновал следующим: В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере. Приказ МВД РФ от 17.07.2003 N 555 "Об утверждении Инструкции о порядке выплаты в системе МВД России единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей» (далее - Инструкция) конкретизирует порядок выплаты данных пособий. Пунктом 3 данного приказа установлено, что назначение единовременных пособий, предусмотренных пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", членам семей граждан, смерть которых наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими комиссиями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией. В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Инструкции единовременное пособие выплачивается в случае смерти граждан, уволенных с военной службы (военных сборов), наступившей до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (военных сборов) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, причинная связь которых вынесена учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы в редакции: "Военная травма", "Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" либо "Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС". Раздел 2 Инструкции регламентирует порядок оформления документа на выплату единовременных пособий. Пункт 11 данного раздела устанавливает перечень документов, необходимых для определения права членов семей уволенных с военной службы и умерших в течение года после увольнения военнослужащих на получение единовременного пособия, предусмотренного пунктом 6 настоящей Инструкции: заявление от каждого члена семьи погибшего (умерше военнослужащего о выплате единовременного пособия; выписка из приказа командира воинской части об исключении заключение ВВК о причинной связи увечья (ранения, травмы, - копия справки учреждения ГСМСЭ о причинной связи повреждения В адрес командира войсковой части № ГУВД по Нижегородской области неоднократно направлялись письма с просьбой предоставить в адрес ГУВД по Нижегородской области необходимые документы в соответствии с Инструкцией: копию свидетельства о смерти Ф.И.О.1, копию свидетельства о болезни Ф.И.О.1 с заключением ВВК о причинной связи в редакции «Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», копию справки учреждения МСЭ о причинной связи повреждения здоровья, приведшего к смерти уволенного с военной службы военнослужащего, наступившей до истечения одного года со дня его увольнения со службы. Однако, необходимой справки учреждения МСЭ в ГУВД по Нижегородской области предоставлено не было. В связи с этим единовременное пособие по случаю потери кормильца Ф.И.О.2 и Ф.И.О.3 выплачено не было. На основании вышеизложенного, просим суд в удовлетворении исковых требований к ГУВД по Нижегородской области отказать. Представитель ФГУ ГБ МСЭ ФМБА России, организации, привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица, пояснил суду, что согласно п.п. «ж» п.. 5 приказа Минздравсоцразвития РФ от дд.мм.гггг №н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причину смерти инвалида и случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки. Данные функции отражены в уставе Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства», утвержденного приказом Федерального медико-биологического агентства от 12.03.2007 №56. Согласно п. 3.2. Устава, целью деятельности Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства» (в дальнейшем - Учреждение) является (в том числе): - определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки. Таким образом, Учреждение имеет право решать вопрос о причинной связи повреждения здоровья, приведшего к смерти гражданина, уволенного с военной службы (военных сборов), наступившей до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (военных сборов) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания только лишь при установлении факта инвалидности. Ф.И.О.5, не проходил освидетельствование в филиале бюро № 50-Главного-бюро МСЭ ФМЬА России. Документы, подтверждающие факт установления инвалидности Ф.И.О.6 другими федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, отсутствуют. Таким образом, вопрос о причинной связи повреждения здоровья, приведшего к смерти гражданина, уволенного с военной службы (военных сборов), наступившей до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (военных сборов) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания не входит в компетенцию Учреждения. Вопрос об установлении причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов решается Межведомственным экспертным советом по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, положение о котором утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.04,2005 №. Заслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему: В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ. « 2. В случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных, сборов), выплачивается в равных, долях, единовременное пособие в размере: членам семей погибших, (умерших) военнослужащих, проводивших, военную службу по контракту, - 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;» «Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), считаются: супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы; родители военнослужащего; членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.» В соответствии с приказом МВД России от 17 июля 2003 г. N 555 "Об утверждении Инструкции о порядке выплаты в системе МВД России единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей" единовременное пособие выплачивается в случае: в) смерти граждан, уволенных с военной службы (военных сборов), наступившей до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (военных сборов) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, причинная связь которых вынесена учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы*(7) в редакции: "Военная травма", "Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" либо "Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС". Соответственно в соответствии со статьей 11 указанного приказа для определения права членов семей уволенных с военной службы и умерших в течение года после увольнения, на получение единовременного пособия, оформляются ( в том числе) следующие документы: «заключение ВВК о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, приведшего к смерти военнослужащего в редакции: "Военная травма", "Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" либо "Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" (для случаев, указанных в подпункте "б" пункта 6 настоящей Инструкции); копия справки учреждения ГСМСЭ о причинной связи повреждения здоровья, приведшего к смерти уволенного с военной службы военнослужащего, наступившей до истечения одного года со дня его увольнения с военной службы, а также для этой категории лиц - копия свидетельства о болезни с заключением ВВК о причинной связи в редакции: "Военная травма", "Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" либо "Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" (для случаев, указанных в подпункте "в" пункта 6 настоящей Инструкции);» дд.мм.гггг муж Ф.И.О.2, сын Ф.И.О.3 - полковник Ф.И.О.1 был уволен с военной службы по состоянию здоровья, на момент увольнения он имел выслугу лет на военной службе в календарном исчислении -36 лет 4 месяца 27 дней, в льготном исчислении 39 лет 00 месяцев 28 дней Ф.И.О.1 умер дд.мм.гггг от заболевания - . В апреле 2008 года истцы обратились в войсковую часть № г. Саров - последнее место военной службы Ф.И.О.1, с заявлением о выплате членам семьи умершего военнослужащего, единовременного пособия по случаю смерти, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы, наступившей вследствие заболевания, полученного им при исполнении обязанностей военной службы (л.д.30).Документы были направлены в ГУВД по Нижегородской области, пенсионером которого являлся на день смерти умерший. Истцам было отказано в выплате единовременного пособия по тем основаниям, что в предоставленных материалах отсутствует заключение бюро медико-социальной экспертизы г.Сарова. Как установлено судом после увольнения со службы Ф.И.О.1 в МСЭ за установлением ему группы инвалидности не обращался. Специалисты МСЭ его не обследовали, только в связи с этим, не выдали справку о зависимости заболевания умершего, причине смерти Ф.И.О.1 от условий прохождения им военной службы. Пояснениями сторон установлено, что Ф.И.О.1 при прохождении службы участвовал в ликвидации последствий аварии ЧАЭС. В соответствии с заключением Центральной военно-врачебной комиссии внутренних войск МВД России (ЦВВК ВВ МВД России) - «заболевание радиационно обусловленное, получено им при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» (протокол ЦВВК ВВ МВД России от 19.03.2008 г. № 24) Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного Совета ( который на основании Положения о нем, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.04,2005 № 289, имеет полномочия по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов) № 759 от дд.мм.гггг, установлено, что причина смерти Ф.И.О.1 связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, только данный совет имеет право устанавливать причину смерти лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В связи с этим, суд считает установленным факт того, что смерть Ф.И.О.1 наступила в результате наличия у него заболевания радиационно обусловленного, полученного им при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Скончался он в течение года после увольнения из вооруженных сил. Именно данные условия необходимы для выплаты единовременного пособия членам его семьи в связи с его смерть, которые закреплены в положениях ч.2 2 статьи 18 Федерального закона от дд.мм.гггг N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В связи с установленными по делу юридически-значимыми обстоятельствами требования истцов законны и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ РЕШИЛ Взыскать с ГУВД по Нижегородской области в пользу Ф.И.О.9 - вдовы Ф.И.О.5 единовременное пособие по случаю его Взыскать с ГУВД по Нижегородской области в пользу Ф.И.О.3 - матери Ф.И.О.5 единовременное пособие по случаю Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд, путем подачи жалоб через Нижегородский районный суд. Судья Т.П.Баженова
погибшего (умершего) военнослужащего из списков личного состава
воинской части;
контузии) либо заболевания, приведшего к смерти военнослужащего
редакции: "Военная травма", "Заболевание получено при исполнен
обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС
либо "Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении
обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС"
(для случаев, указанных в подпункте "б" пункта 6 настоящей Инструкции);
здоровья, приведшего к смерти уволенного с военной службы
военнослужащего, наступившей до истечения одного года со дня его увольнения. Перечень документов, указанный в пункте 11 Инструкции является обязательным и исчерпывающим.
смерти, наступившей вследствие заболевания, полученного им при исполнении
обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с
военной службы, в размере 60 окладов денежного содержания.
его смерти, наступившей вследствие заболевания, полученного им при исполнении
обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с
военной службы, в размере 60 окладов денежного содержания.