Дело №2-198\11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
00.00.2011 года Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Железнова Д.С. при секретаре Артюхиной А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Троицкого В.Н. к Администрации г.Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Троицкий В.Н. обратился в суд с иском к администрации г.Н.Новгорода о предоставлении ему на семью из 3-х человек отдельной квартиры по договору социального найма как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.
Заявленные требования обосновал тем, что с 2001 года по настоящее время состоит в должности участкового уполномоченного милиции.
Решением жилищно-бытовой комиссии № от 00.00.2001г. УВД по Канавинскому району г.Н.Новгорода капитан милиции Троицкий В.Н. был поставлен в очередь на получение жилья под №.
На основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета и комитета завода от 00.00.2001 года и ордера № от 00.00.2001 года Троицкому В.Н., а также бывшим членам его семьи – Троицкой Н.А., брак с которой расторгнут, и дочери Троицкой А.В. 00.00.2004 года рождения, была предоставлена вся комната в данном общежитии общей площадью24,1 кв.и., жилой площадью 11,3 кв.м.
00.00.2007 г. Троицкий В.Н. вступил в повторный зарегистрированный брак, прекратив с 00.00.2008 года проживание в комнате общежития.
В настоящее время истец со своей второй женой и ребенком от второго брака постоянно проживаетпо месту жительства его новой жены- г.Н.Новгород ул.Московское шоссе д. № кв. №.
. Истец полагает, что квартира ему должна быть предоставлена в соответствии с положениями ст. 30 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», согласно которой участковым инспекторам милиции квартира предоставляется не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность, т.е. в первоочередном порядке.
Истец в судебное заседание не явился извещался надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца адвокат Курашвили Г.О. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дал объяснения по их существу.
Представитель Администрации г.Н.Новгорода извещенный надлежащим образом в суд не явился.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области Рабеж Д.И., в судебном заседании пояснил что не является надлежащим ответчиком по делу, просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУВД по Нижегородской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, посчитал возможным рассмотреть настоящее дело в силу ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, установив юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования Троицкого В.Н. подлежат удовлетворению.
К данному выводу суд приходит на основании следующего.
В соответствии со ст.45 Конституции РФ: «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
Согласно ст.46 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Судом установлено, что с 2001 года по настоящее время состоит в должности участкового уполномоченного милиции.
Решением жилищно-бытовой комиссии № от 00.00.2001г. УВД по Канавинскому району г.Н.Новгорода капитан милиции Троицкий В.Н. был поставлен в очередь на получение жилья под №.
На основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета и комитета завода от 00.00.2001 года и ордера № от 00.00.2001 года Троицкому В.Н., а также бывшим членам его семьи – Троицкой Н.А., брак с которой расторгнут, и дочери Троицкой А.В. 00.00.2004 года рождения, была предоставлена вся комната в данном общежитии общей площадью24,1 кв.и., жилой площадью 11,3 кв.м.
00.00.2007 г. Троицкий В.Н. вступил в повторный зарегистрированный брак, прекратив с 00.00.2008 года проживание в комнате общежития.
В настоящее время истец со своей второй женой и ребенком от второго брака постоянно проживает по месту жительства его новой жены- г.Н.Новгород ул.Московское шоссе д. № кв. №.
Своего места жительства не имеет.
В соответствии со ст. 6 п. 2 ФЗ РФ от 29декабря2004года N189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ст.30 Закона РФ от 18апреля1991года N1026-1
«О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями): «Сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность».
Судом установлено, что истец не обеспечен жильем в срок, установленный в Законе РФ «О милиции».
В соответствии с п.п.3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, федеральными законами РФ может быть предусмотрен иной порядок обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями.
Согласно ст.ст.30, 35 Закона РФ "О милиции", сотрудникам милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Однако названный законодательный акт устанавливает лишь исполнителей по предоставлению жилых помещений, но не регулирует порядок финансирования возникших у исполнителей расходов по предоставлению жилья.
Согласно ст.132 Конституции РФ: «1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».
Как закреплено в ст.133 Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».
Возложение обязанности на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции по смыслу статей 132 и 133 Конституции РФ предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.
Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса РФ.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации г. Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой ст. 30 Закона Российской Федерации "О милиции", компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
В данном случае, оспариваемая норма, из которой вытекает обязанность органов местного самоуправления предоставлять сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь в течение трех лет по установленным законодательством нормам, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления, а следовательно, - как противоречащая Конституции Российской Федерации. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Именно такой порядок предусмотрен применительно к судьям Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 19) и к прокурорам и следователям - Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 4 статьи 44). Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом. Часть первая статьи 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на часть первую статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью, которая, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащая Конституции Российской Федерации.
В свою очередь, в соответствии с положениями Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться соответственно материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных государственных полномочий.
Исходя из того, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством и руководствуясь определениями Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней, финансирование должно осуществляться за счет федерального бюджета.
Таким образом, суд считает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, своевременно не исполненная органом местного самоуправления, подлежит исполнению в настоящее время именно Администрацией г.Н.Новгорода.
В силу вышеизложенного, данная обязанность подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст.50 ЖК РФ: «1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления».
В соответствии с постановлением городской Думы г. Н. Новгорода от 16.04.2005 года №14 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в г. Н. Новгороде» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – в размере 13,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом при определении площади квартиры, полагающейся истцу, применяется именно вышеуказанный нормативный акт, а не Закон Нижегородской области «О жилищной политике», поскольку Закон регулирует отношения по предоставлению жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области, а обязанность по предоставлению жилого помещения лежит на муниципалитете – администрации г. Н. Новгорода.
Согласно ст. 15 ЖК РФ: «Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
В соответствии с п. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Соответственно Троицкому В.Н. на семью из 3-х человек подлежит предоставлению изолированное жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 39 квадратных метров
В силу ст.103 ГПК РФ с Администрации г. Н. Новгорода в государственный доход подлежит взысканию государственная пошлина в размере 100 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Троицкого В.Н. удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Нижнего Новгорода предоставить за счет средств федерального бюджета на основании договора социального найма Троицкому В.Н. на семью из трех человек: Троицкую Ю.В., Троицкую Э.В. изолированное жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 39 квадратных метров.
Взыскать с администрации г. Н. Новгорода в государственный доход госпошлину в сумме 100 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода.
Судья (подпись) Железнов Д.С.