решение по делу о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-1418/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

00.00.2011 года Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Байковой О.В., при секретаре Степанюк Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гагариной О.Н. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе города Нижнего Новгорода» об отмене решения, о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истица Гагарина О.Н. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе города Нижнего Новгорода об отмене решения, о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование исковых требований истица указала, что она не согласна с решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных граждан при ГУ-УПФ РФ в Советском районе г. Н.Новгорода, № от 00.00.2010 г. об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Просит отменить решение комиссии в части определения ее специального стажа «24 года 00 месяцев 10 дней при требуемом 25 лет» и в части указания периода работы, не включенного в ее специальный стаж: «с 00.00.2009г. по 00.00.2010г. - заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы в МОУ СОШ №, так как не выработана полная ставка...в должности учителя (0,9 ставки за 2009г, 0,7 ставки за 20 Юг)».

Просит включить в ее специальный стаж работу в должности учителя в период с 00.00.2009г. по 00.00.2010г., так как ее нагрузка в должности учителя стала составлять 19 часов (на основании приказа МОУ СОШ № от 00.00.2009г. № «Об организации индивидуального обучения П.Я.»), с 00.00.2009г. нагрузка стала составлять 18 часов (на основании приказа МОУ СОШ № от 00.00.2009г. № «Об изменении нагрузки П.Я.»), и обязать Пенсионный фонд пересчитать ей специальный стаж для начисления досрочной пенсии, так как на 00.00.2010г. он должен составлять 25 лет.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме, дала объяснения по существу иска.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Н.Новгорода Фадеева Е.А., действующая на основании доверенности, представила отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала, в иске просила отказать.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, установив значимые по делу обстоятельства, оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст.39 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Согласно ст. 7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39 Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

Соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает запрет введения различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях.

Применительно к возникшему спору это конституционный принцип следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) медицинского персонала учреждений, независимо от того, в чьей собственности они находятся и независимо от неточностей в наименовании должностей, в которых они работают.

С 01 января 2002 г. вступил в силу ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».

Закрепляя в законе правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.

Следовательно, критерием для определения права на досрочную пенсию является осуществление определенных видов общественно-полезной деятельности, а не наименование должности, учреждения, поскольку данные обстоятельства не зависят от воли конкретного работника.

Статья 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции действовавшей до 31.12.2008 г.) устанавливает, что «Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ, следующим гражданам:

10) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста».

Подпункт 19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции ФЗ от 30.12.2008 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступил в силу со дня его официального опубликования – с 31.12.2008 г.) устанавливает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: 19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Положение подпункта 19 пункта 1 статьи 27 (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ) в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с 3 июня 2004 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное получение пенсии имеют лица, работающие в должности заместитель директор, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом; заведующий учебной частью; преподаватель; учитель в общеобразовательных учреждениях, в том числе в школах всех наименований.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781:

«3. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

4. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В соответствии Постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ: педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении, с дополнительной оплатой; работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации.

00.00.2010г. истец Гагарина О.Н. обратилась с заявлением в ГУ Управление Пенсионного фонда в Советском районе г.Н.Новгорода о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ в Советском районе города Нижнего Новгорода №46 от 00.00.2010 г. истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку всего педагогический стаж истца составляет 24 года 00 месяцев 10 дней при требуемом 25 лет. Правилами исчисления периодов работы не предусмотрен зачет в специальный стаж периодов нахождения в административных и учебных отпусках. Не включены в педагогический стаж истца, дающий право на получение досрочной пенсии следующие периоды работы, которые оспаривает истица:

с 00.00.2003 г. по 00.00.2003 г., 00.00.2003г. по 00.00.2003г. курсы повышения квалификации,

с 00.00.2009г. по 00.00.2009г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ средняя общеобразовательная школа №, так как на лицевом счете не указан код льготной работы,

с 00.00.2009г. по 00.00.2010г. в должности заместителя директора по УВР, учитель русского языка и литературы в МОУ СОШ №, поскольку истицей не выработана полная стайка. В данные периоды истица работала на 0,5 ставки в должности зам.директора и в должности учителя на 0,9 ставки в 2009г., и на 0,7 ставки в 2010 году.

Судом установлено, что истец Гагарина О.Н. была принята на работу на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в школу № 102 Советского района г.Н.Новгорода. В периоды с 00.00.2003г. по 00.00.2003 г., 00.00.2003г. по 00.00.2003г. направлялась на курсы повышения квалификации.

Согласно ст. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течении которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, зачитываемых в страховой стаж.

Согласно ст. 10. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФ РФ.

Из представленных суду документов следует, что истец направлялся на целевые курсы повышения квалификации. Прохождение указанных курсов было неразрывно связано с осуществлением истцом педагогической деятельности, за указанный период нахождения на курсах истцу выплачивалась заработная плата.

Соответственно периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 00.00.2003 г. по 00.00.2003 г., 00.00.2003г. по 00.00.2003г. следует включить в специальный стаж истца.

Судом установлено, что педагогическая нагрузка истца с 00.00.2009г. составляла 0,5 ставки заместителя директора и 16 часов учителя русского языка и литературы.

С 00.00.2009 г. нагрузка истца в должности учителя стала составлять 19 часов (на основании приказа МОУ СОШ № от 00.00.2009г. № «Об организации индивидуального обучения П.Я.»), с 00.00.2009г. нагрузка стала составлять 18 часов (на основании приказа МОУ СОШ № от 00.00.2009г. № «Об изменении нагрузки П.Я.»).

Таким образом, с 00.00.2009г. истец вырабатывала полную ставку в должности учителя.

С 00.00.2010г. нагрузка истца в должности учителя составляет 9 часов, а в должности заместителя директора - 1 ставку (на основании приказов МОУ СОШ № от 00.00.2010г. № «О совмещении должностей Гагариной О.Н.» и № от 00.00.2010 г. «О расширении зоны обслуживания Гагариной О.Н.»).

Данные сведения подтверждаются представленными суду приказами.

Таким образом, из указанных документов следует, что Гагарина О.Н. в период с 00.00.2009г. по 00.00.2009г., с 00.00.2009г. по 00.00.2010 года работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе и также имела педагогическую нагрузку учителя русского языка и литературы.

Также данные обстоятельства подтверждается объяснениями истца, доводами изложенными истцом в исковом заявлении.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) 18 часов в неделю: учителям 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.

В соответствии Постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ: педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении, с дополнительной оплатой; работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации. На штатной должности учителя можно рассматривать только работу, которая выполнялась с педагогической нагрузкой 6 часов в неделю в свободное от основной работы время.

При таких обстоятельствах судом установлено, что Гагарина О.Н. в период с 00.00.2009г. по 00.00.2009г., с 00.00.2009г. по 00.00.2010года выполняла суммарно по должности заместителя директора по учебно-воспитательной работке в МОУ СОШ № и по должности учителя русского языка и литературы норму рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Поэтому указанный период подлежит включению в специальный (педагогический) стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а решение ответчика от 00.00.2010 г. № в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и не включения в специальный стаж Гагариной О.Н. вышеуказанных периодов работы подлежит отмене.

Таким образом, суд приходит к выводу, что пенсия истцу должна быть назначена с 25.10.2010 г., т.е. со дня обращения истица за назначением пенсии в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку на тот день ее стаж работы, с учетом включения спорного периода, был более 25 лет.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гагариной О.Н. удовлетворить.

Отменить решение Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе города Нижнего Новгорода» от 00.00.2010 г. № в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и не включения в специальный стаж Гагариной О.Н. следующих периодов работы:

с 00.00.2003 г. по 00.00.2003 г., 00.00.2003г. по 00.00.2003г. период прохождения курсов повышения квалификации,

с 00.00.2009г. по 00.00.2009г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ средняя общеобразовательная школа №,

с 00.00.2009г. по 00.00.2010 года в должности заместителя директора по УВР, учитель русского языка и литературы в МОУ СОШ №.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фона РФ в Советском районе г. Н. Новгорода включить Гагариной О.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды работы:

с 00.00.2003 г. по 00.00.2003 г., 00.00.2003г. по 00.00.2003г. период прохождения курсов повышения квалификации,

с 00.00.2009г. по 00.00.2009г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ средняя общеобразовательная школа №,

с 00.00.2009г. по 00.00.2010года в должности заместителя директора по УВР, учитель русского языка и литературы в МОУ СОШ №.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фона РФ в Советском районе г. Н. Новгорода назначить Гагариной О.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с 00.00.2010 г.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода

Судья О.В.Байкова