№ 2-3937/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 00.00.2011 года Нижегородский районный суд города Н.Новгорода в составе: председательствующего Баженовой Т.П. С участием прокурора Кокуриной Р.В., при секретаре Оганесовой Я.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Н. Новгороде гражданское дело по иску Борского городского Прокурора в интересах Девятовой А.О. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Правительству Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области об обязании предоставить жилое помещение за счет средств федерального бюджета, у с т а н о в и л: Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Девятовой А.О.. В судебном заседании прокурор Нижегородского района Кокурина Р.В. исковые требования Борского городского прокурора поддержала в полном объеме, требования обосновал следующим: Девятова А.О. 00.00.1989 года рождения, осталась без попечения родителей, ее мать Девятова С.Н. была лишена родительских прав 00.00.2001 г. решением Борского городского суда, ее отец Девятов О.И. признан безвестно отсутствующим решением Борского городского суда от 00.00.2006 г.. Распоряжением Администрации Борского района Нижегородской области № от 00.00.2001 года Девятова А.О. была определена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ГОУ «Останкинский детский дом», за ней было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу Нижегородская область, Борский район д. Ежово д. 3 до ее совершеннолетия. Распоряжением администрации Борского района от 04.05.2009 г. № 1453 пункт 2 распоряжения № 1850 от 05.09.2001 г. признан утратившим силу. Решением жилищной комиссии администрации Борского района от 00.00.2005г. Девятова А.О. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению прокурора, у Девятовой А.О. в соответствии с положениями ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наступило право на получение вне очереди жилой площади как ребенка сироты. Однако до настоящего времени ей жилое помещение не предоставлено. В связи с этим, истец просит суд обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Девятовой А.О. жилое помещение вне очереди. Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области на основании доверенности Марков С.А. иск не признал, и пояснил, что Девятова А.О. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета и Нижегородской области на 2011 год. Девятова А.О., в интересах которой действует Борский городской прокурор, в судебное заседание не явилась, о дне и месте судебного заседания извещена, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Девятовой А.О.. Представители ответчиков Правительство НО, Министерство финансов НО, представитель третьего лица Администрации городского округа г.Бор в судебное заседание не явились, от представителей Правительства НО, Администрации городского округа г.Бор поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Заслушав мнение прокурора, представителя Министерства социальной политики Нижегородской области, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему: В соответствии со ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Судом установлено, что Девятова А.О. 00.00.1989 года рождения, осталась без попечения родителей, ее мать Девятова С.Н. была лишена родительских прав решением Борского городского суда 00.00.2001 г., ее отец Девятов О.И. признан безвестно отсутствующим решением Борского городского суда от 00.00.2006 г.. Распоряжением Администрации Борского района Нижегородской области № от 00.00.2001 года Девятова А.О. была определена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ГОУ «Останкинский детский дом», за ней было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу Нижегородская область, Борский район д. Ежово д. № до ее совершеннолетия. Распоряжением администрации Борского района от 00.00.2009 г. № пункт № распоряжения № от 00.00.2001г. признан утратившим силу. Решением жилищной комиссии администрации Борского района от 00.00.2005 г. Девятова А.О. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из установленных юридически-значимых обстоятельств по делу следует, что истец Девятова А.О. имеет статус ребенка оставшегося без попечения родителей, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на него распространятся положения ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года. В соответствии со статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. В статью 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г. были внесены изменения, согласно которым «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, … обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ». Таким образом, дополнительные гарантии истца на жилое помещение регулируются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 15 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляемые по договорам социального найма, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области. Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 года № 460 уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено министерство социальной политики Нижегородской области. Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. № 116-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - «дети-сироты»), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.2 ст.5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления (далее - «дети сироты»), обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно. В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций по реализации Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-3, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 16 марта 2009 года № 117, площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения должна быть не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышать норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьей 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области». Согласно пункту 3 Методических рекомендаций жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенным в сводный список «детей-сирот» на соответствующий финансовый год. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 г. № 566 «Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области» сводный список «детей-сирот» составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков «детей-сирот», формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Полномочия по обеспечению жильем «детей-сирот», нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенных в Сводный список «детей-сирот» по городскому округу город Нижний Новгород, с 01 января 2010 года возлагаются на Министерство социальной политики Нижегородской области в связи с принятием Закона Нижегородской области от 30.09.2009 г. № 192-3 «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений». Таким образом, жилое помещение Девятовой А.О. должно быть предоставлено Министерством социальной политики Нижегородской области. Однако, она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на 2011 год. Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ «2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). 5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас». В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно Постановлению Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 16.03.2005 года № 14 на территории г. Нижнего Новгорода установлены: учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях – в размере 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – в размере 13 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям Борского района Нижегородской области и расположенное в черте Борского района Нижегородской области жилое помещение не менее 13 квадратных метров общей площади. В силу ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение детям сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению. Из предоставленных ответчиком данных следует, что истец включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на 2011 год. С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное, изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение в черте Борского района Нижегородской области общей площадью не менее 13 кв. метров. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд р е ш и л: Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области вне очереди предоставить по договору социального найма Девятовой А.О. благоустроенное жилое помещение в черте Борского района Нижегородской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 13 квадратных метров в 2011 г. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной путем подачи кассационной жалобы через районный суд в течение 10 дней. Судья Т.П.Баженова