Дело №2-3306/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Байковой О.В., с участием старшего помощника прокурора Нижегородского района города Нижнего Новгорода Кокуриной Р.В., при секретаре Степанюк Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Борского района Нижегородской области в интересах Ф.И.О.3 к Правительству Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области о предоставлении жилого помещения,
Установил:
Прокурор Борского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах Ф.И.О.3 к ответчикам Правительству Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области о предоставлении жилого помещения, в обосновании своих требований указав, что Ф.И.О.3, [ 00.00.0000 ] года рождения, остался без попечения родителей: матери Ф.И.О.1 и отца Ф.И.О.2, лишенных родительских прав решением Борского городского суда Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] .
Распоряжением администрации Борского района Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] над несовершеннолетним Ф.И.О.3 было установлено попечительство, попечителем назначена Ф.И.О.5, за Ф.И.О.3 закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: [ адрес ] до его совершеннолетия.
Распоряжением администрации Борского района Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] внесены изменения в распоряжение администрации Борского района от [ 00.00.0000 ] [ № ], Ф.И.О.3 гарантировано предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
[ 00.00.0000 ] Ф.И.О.3 окончил службу в Вооруженных силах Российской Федерации.
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Борского района от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.3 принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
Таким образом, у него наступило право на получение вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм. Однако до настоящего времени жилого помещения Ф.И.О.3 не предоставлено.
На основании изложенного, прокурор просит обязать министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Ф.И.О.3, жилое площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет средств областного бюджета Нижегородской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кокурина Р.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец Ф.И.О.3 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Ф.И.О.3
Представитель ответчика Правительства Нижегородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Правительства Нижегородской области.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области Ф.И.О.7, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика Министерства финансов Нижегородской области Ф.И.О.8, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что министерство финансов Нижегородской области является по делу ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица администрации Борского района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Согласно ст. 46 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Судом установлено, что Ф.И.О.3, [ 00.00.0000 ] года рождения, остался без попечения родителей: матери Ф.И.О.1 и отца Ф.И.О.2, лишенных родительских прав решением Борского городского суда Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] .
Распоряжением администрации Борского района Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] над несовершеннолетним Ф.И.О.3 было установлено попечительство, попечителем назначена Ф.И.О.5, за Ф.И.О.3 закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: [ адрес ] до его совершеннолетия.
Распоряжением администрации Борского района Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] внесены изменения в распоряжение администрации Борского района от [ 00.00.0000 ] [ № ], Ф.И.О.3 гарантировано предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
[ 00.00.0000 ] Ф.И.О.3 окончил службу в Вооруженных силах Российской Федерации.
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации Борского района от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.3 принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
Таким образом, судом установлено, что истец Ф.И.О.3[ 00.00.0000 ] года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ф.И.О.3 не включен в Сводный список на 2011 год, утвержденный приказом Министерства от [ 00.00.0000 ] [ № ], так как на был заявлен администрацией Борского района для включения в указанные Сводные списки, поскольку распоряжение администрации Борского района от [ 00.00.0000 ] [ № ] о закреплении за Ф.И.О.3 жилого помещения, расположенного по адресу: [ адрес ] отменено только [ 00.00.0000 ] отменено только [ 00.00.0000 ] распоряжением администрации Борского района [ № ].
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Борского района от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.3 принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ф.И.О.3 заявлен администрацией Борского района на включение в Сводный список на 2012 год, который будет формироваться министерством в срок до [ 00.00.0000 ] .
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от [ 00.00.0000 ] № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от [ 00.00.0000 ] № 159-ФЗ детям-сиротам и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
В статью 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФЗ № 122-ФЗ от [ 00.00.0000 ] были внесены изменения, согласно которым «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, … обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ».
Таким образом, дополнительные гарантии истца на жилое помещение регулируются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст. 15 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляемые по договорам социального найма, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области.
Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 года № 460 уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. № 116-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - «дети-сироты»), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.2 ст.5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления (далее - «дети сироты»), обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно.
В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций по реализации Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-3, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 16 марта 2009 года № 117, площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения должна быть не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышать норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьей 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области».
Согласно пункту 3 Методических рекомендаций жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенным в сводный список «детей-сирот» на соответствующий финансовый год.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 г. № 566 «Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области» сводный список «детей-сирот» составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков «детей-сирот», формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Полномочия по обеспечению жильем «детей-сирот», нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенных в Сводный список «детей-сирот» с 01 января 2010 года возлагаются на Министерство социальной политики Нижегородской области в связи с принятием Закона Нижегородской области от 30.09.2009 г. № 192-3 «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений».
Таким образом, жилое помещение Ф.И.О.3 должно быть предоставлено Министерством социальной политики Нижегородской области.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ «2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас».
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ «2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас».
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 г. № 315 утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета
Согласно п. 1.2 Положения обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем:
а) строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области;
б) приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области.
В соответствии с п. 1.3 указанного Положения жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного бюджета и субсидий из федерального бюджета, оформляются в собственность Нижегородской области и предоставляются детям-сиротам по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 1.4 Положения предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется министерством социальной политики Нижегородской области.
В соответствии со ст.12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-З «О жилищной политике в нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданам по договорам социального найма (далее также - жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма) в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере:
1) не менее 33 кв. метров - для одиноко проживающих граждан;
2) не менее 42 кв. метров - на семью из 2 человек;
3) не менее 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.
Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из числа заселяемых в него граждан и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не может быть меньше величины, указанной в абзаце первом настоящей части, и не может превышать указанную величину более чем на 50 процентов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), иметь площадь не менее нормы предоставления и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Таким образом, в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям г. Бор Нижегородской области и расположенное в черте г. Бор Нижегородской области жилое помещение не менее 33 квадратных метров общей площади.
В силу ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение детям сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное, изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение в черте г. Бор Нижегородской области, общей площадью не менее 33 кв. метров в течение 2012 года.
В удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения с учетом интересов четырех несовершеннолетних, а также требований к Правительству Нижегородской области, Министерству Финансов Нижегородской области должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области вне очереди в 2012году предоставить по договору социального найма Ф.И.О.3 жилое помещение в черте города Бор Нижегородской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В иске Борскому городскому прокурору к Министерству финансов Нижегородской области, Правительству Нижегородской области о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через районный суд.
Судья: подпись Байкова О.В.