№ 2-80/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода, в составе:
Председательствующего судьи Баженовой Т.П.,
при секретаре Оганесовой Я.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора г.Н.Новгород в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Н.Новгорода, МОУ ДОД ДЮСШ о запрете эксплуатации нежилого здания, ведения образовательной деятельности в данном нежилом помещении
установил
Первоначально прокурор обратился в суд с требованием к ответчикам запретить осуществление МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» образовательной деятельности и эксплуатации нежилого здания общей площадью 1043, 2 кв.м. по адресу г.Н.Новгород [ адрес ] «А»
В процессе рассмотрения иска он изменил свои требования и просит запретить эксплуатацию нежилого здания общей площадью 1043, 2 кв.м по адресу г.Н.Новгород [ адрес ], запретить ведение образовательной деятельности в данном нежилом помещении
В суде представитель прокурора г.Н.Новгорода его требования поддержал, обосновал их следующим:
Прокуратурой г.Н.Новгорода проведена проверка по обращению Инспекции административно-технического надзора [ адрес ] об аварийном состоянии объектов недвижимого имущества, эксплуатируемых МОУ ДОД ДЮСШ «Водник». Проверкой установлено, что на основании Постановления главы администрации г.Н.Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» на праве оперативного управления использует нежилое помещение общей площадью 1043, 2 кв.м по адресу г.Н.Новгород [ адрес ]. Согласно акту комиссионного обследования административного здания МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» расположенного пою адресу г.Н.Новгород [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] несущие конструкции здания находятся в аварийном состоянии, по всему периметру здания наблюдаются многочисленные сквозные трещины и щели с раскрытием от 10 мм в районе первого этажа, до 150 мм в чердачном помещении. Деревянные лестницы и полы изношены, имеют просадку и уклоны. Деревянные и оконные блоки ветхие и сильно перекошены. Перекрытия деревянные по деревянным балкам в нескольких местах оголены. Вследствие протечки кровли штукатурный слой в наружных помещениях и по фасаду имеет многочисленные разрушения и следы плесени. В результате постоянного подтопления грунтовыми водами в подвальных помещениях наблюдаются трещины в кирпичной кладке, плесень, в душевых комнатах отлетает керамическая плитка. Чердачное помещение имеет следы гниения стропильной системы, в нескольких местах имеет место провисание балки перекрытия. Кровля из оцинкованного листа имеет многочисленные повреждения.
На основании муниципального контракта от [ 00.00.0000 ] в 2009 году ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» подготовлен отчет о научно-исследовательской работе состояния конструкций и грунтового основания административного здания МОУ ДОД ДЮСШ «Водник».
Согласно предоставленному отчету, техническое состояние административного здания является аварийным. Для обеспечения безопасных условий эксплуатации административного здания необходимо: выполнить усиление кирпичных столбов портиков, усилить стены здания в местах наиболее интенсивного развития трещин, используя для этого стальные скобы, стяжки, шпильки и тампонирование трещин расширяющимися пластичными растворами, необходимо отремонтировать подоконные металлические карнизы, а также карнизы на горизонтальных междуэтажных поясах, заменить существующую крышу на новую со стропильными конструкциями и др.
Согласно информации, предоставленной ГУ МЧС России по [ адрес ] и Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области, санитарное и противопожарное состояние вышеуказанного здания также является неудовлетворительным.
Обеспечить безопасные условия эксплуатации административного здания МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» самостоятельно не может в связи с тем, что на проведение капитального ремонта здания требуются значительные финансовые затраты, которыми муниципальное учреждение не располагает.
Согласно ч. 4 ст.31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Администрация г.Н.Новгорода, которая в силу п.1.4. Устава учреждения является учредителем МОУ ДОД ДЮСШ «Водник», не выделяет денежных средств на проведение капитального ремонта не смотря на то, что об аварийном состоянии административного здания администрации города известно, что подтверждается перепиской между МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» и администрацией г.Н.Новгорода. Согласно письму МУ «ГлавУКС г.Н.Новгорода» от 18 мая 2009 года «№ 1-14-1579, проведение капитального ремонта вышеуказанного здания признано нецелесообразным. Согласно ст. 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ч.1 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с п.3 ч.3 ст. 32 вышеуказанного Закона РФЫ, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников во время образовательного процесса.
По делу была проведена строительная экспертиза, по заключению экспертов здание МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» не является аварийным и не будет таковым в течение 3 лет, при условии выполнения ряда строительных работ, в частности, необходимо выполнить: подкрепление монолитного железобетонного перекрытия над подвалом, расположенное в координационных осях, выполнить
усиление кирпичных столбов портиков, расположенных вдоль стен главного фасада здания, металлическими или монолитными железобетонными обоймами, усилить стены здания в местах наиболее интенсивного развития трещин, используя для этого стальные скобы, шпильки и тампонирование трещин раствором, восстановить утраченные элементы деревянной стропильной крыши ( стойки и подкосы), заменить элементы, поврежденные гнилью и т.д., всего 12 мероприятий по укреплению и ремонту здания и помещений в нем.
В связи с чем, прокурор считает, что на время проведения данных мероприятий следует запретить МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» эксплуатацию нежилого здания общей площадью 1043, 2 кв.м по адресу г.Н.Новгород [ адрес ], запретить ведение образовательной деятельности в данном нежилом помещении.
Представитель Администрации г.Н.Новгорода признает требования прокурора в засти запрета эксплуатации нежилого здания ( спортивного клуба), расположенного на стадионе «Водник», в связи с тем, что его техническое состояние является неудовлетворительным по заключению органов государственного контроля, небезопасным для нахождения в нем людей. Ситуация с неудовлетворительным состоянием основного нежилого помещения ( здания спортивного клуба) на стадионе «Водник» находится под контролем администрации города. Стоимость затрат на капитальный ремонт ветхого здания ( год постройки 1937 ) составит сумму свыше 50 000 000 руб., постройка новых спортивных сооружений обходится значительно дешевле. Для проведения ремонтных работ в МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» заключались инвестиционные соглашения. К сожалению, они не были реализованы. Администрацией г.Н.Новгорода планируется организовать на территории стадиона сооружение современного модульного спортивного зала, открыть его для занятий к концу 2011 года. В целях обеспечения безопасности детей, занимающихся в ДЮСШ с [ 00.00.0000 ] по указанию комитета по физической культуре и спорту занятия перенесены на другие спортивные базы. 485 детей,
которые обучаются в ДЮСШ, не имеют доступа в здание спортивного клуба. В настоящее время в срочном порядке изыскивается возможность предоставления помещений для размещения административного персонала учреждения. Представитель Администрации г.Н.Новгорода пояснил, что Администрация горда считает, что прекращение доступа детей, занимающихся в ДЮСШ «Водник» в здание, находящееся в неудовлетворительном состоянии, является мерой, исключающей опасность причинения вреда их здоровью в будущем. Администрация города полагает, что опасность представляет в данном случае не сама образовательная деятельность, а ветхое здание.
Представитель МОУ ДОД ДЮСШ пояснил суду, что в административном здании МОУ ДОД ДЮСШ «Водник», которое находится в техническом состоянии, требующем ремонта, занятия с учащимися не проходят, помещения используются только в качестве раздевалок. Весь тренировочный процесс проходит на спортивных площадках стадиона. Персонал, администрация МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» зная из заключения ННГАСУ о техническом состоянии административного здания МОУ, снимает нагрузку на кровлю этого здания в зимнее время постоянной очисткой от снега, в связи с чем протечек от талой воды и дождей не происходит. Исковые требования прокурора представитель МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» не признает.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:
Судом установлено, что требования прокурора основываются на техническом состоянии административного здания МОУ ДОД ДЮСШ «Водник», которое может эксплуатироваться только после производства его ремонта.
Согласно ч. 1 ст.1065 ГК РФ «1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.» Правило, содержащееся в п. 1 ст. 1065, является общим и выполняет прежде всего предупредительную функцию, обеспечивая охрану прав и интересов граждан и организаций.
Из смысла положений данной статьи следует, что только при наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан при эксплуатации того или иного объекта, заинтересованные лица вправе на основании пункта 1 статьи 1065 ГК РФ обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации объекта.
Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, согласно ст. 12 ГК - один из способов защиты гражданских прав. Возможность наступления в будущем вредоносного результата признается достаточным основанием для обращения в суд с иском о запрещении деятельности, создающей подобную опасность
Бремя доказывания возможности причинения в будущем вреда и необходимости запрещения той или иной деятельности путем предоставления соответствующих доказательств лежит, согласно ст. ст. 14 и 50 ГПК, устанавливающим состязательность сторон, на лице, обратившемся в суд, т.е. истце.
Судом установлено, что на основании Постановления главы администрации г.Н.Новгорода [ № ] ноября 2008 года [ № ] и от [ 00.00.0000 ] ( л.д.20) МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» на праве оперативного управления использует нежилое помещение общей площадью 1043, 2 кв.м по адресу г.Н.Новгород [ адрес ], а также нежилое здание школы фигурного катания и др.
В обоснование своего иска прокурор города предоставил суду отчет о научно-исследовательской работе состояния конструкций и грунтового основания административного здания МОУ ДОД ДЮСШ «Водник», составленный на основании муниципального контракта от [ 00.00.0000 ] в 2009 году ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» подготовлен Согласно предоставленному отчету, техническое состояние административного здания является аварийным. Для обеспечения безопасных условий эксплуатации административного здания необходимо: выполнить усиление кирпичных столбов портиков, усилить стены здания в местах наиболее интенсивного развития трещин, используя для этого стальные скобы, стяжки, шпильки и тампонирование трещин расширяющимися пластичными растворами, необходимо отремонтировать подоконные металлические карнизы, а также карнизы на горизонтальных междуэтажных поясах, заменить существующую крышу на новую со стропильными конструкциями и др.Согласно данного отчета техническое состояние кирпичных стен, столбов, деревянных перегородок, в целом техническое состояние конструкций чердачного перекрытия, деревянных конструкций кровли, конструкций деревянных полов и лестницы, конструкций, защищающих здание от воздействия воды НЕДОПУСТИМОЕ
Согласно п.1.4. Устава учреждения является учредителем МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» его учредителем является Администрация г.Н.Новгорода. МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» - учебно –воспитательное учреждение
Согласно ч. 4 ст.31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Согласно ч.1 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с п.3 ч.3 ст. 32 вышеуказанного Закона РФ, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников во время образовательного процесса.
По делу была проведена строительная экспертиза спорного нежилого здания. Эксперт на поставленные судом вопросы дал ответы о том, что нежилое здание, расположенное по адресу г.Н.Новгород [ адрес ] не является аварийным, показаний для признания его аварийным не имеется, по своему техническому состоянию пригодно для эксплуатации в соответствии с целями и задачами МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» На 4 вопрос суда: Если здание не аварийное, то каков срок безаварийной эксплуатации данного нежилого здания? Эксперты дали ответ, что срок безаварийной эксплуатации данного нежилого здания не менее 3 лет, при условии выполнения нижеприведенных рекомендаций. Далее эксперт дал рекомендации о производстве работ по обеспечению «нормальной эксплуатации» данного здания. В заключении эксперта дано понятие «Нормальная эксплуатация»- это эксплуатация конструкции или здания в целом, осуществляемая в соответствии с предусмотренными в нормах и проекте технологическими или бытовыми условиями. Эксперт предложил 12 рекомендаций, выполнение которых обеспечит 3х годичный срок безаварийной эксплуатации здания МОУ ДОД ДЮСШ «Водник».
В том числе он рекомендует выполнить подкрепление монолитного железобетонного перекрытия над подвалом, так как имеется разрушение защитного слоя бетона в монолитном железобетонном перекрытии подвала. выполнить усиление кирпичных столбов портиков, расположенных вдоль стен главного фасада здания, металлическими или монолитными железобетонными обоймами, усилить стены здания в местах наиболее интенсивного развития трещин, используя для этого стальные скобы, шпильки и тампонирование трещин раствором, восстановить утраченные элементы деревянной стропильной крыши ( стойки и подкосы), заменить элементы, поврежденные гнилью и т.д.
Суд, считает, что признание экспертами того факта, что безаварийная эксплуатация спорного здания возможна только при условии производства определенного перечня строительно - ремонтных работ, говорит о том, что без них техническое состояние здания может явиться причиной причинения ущерба, лицам, которые будут его эксплуатировать. Судом из этого же заключения эксперта установлено, что в административном здании располагаются и работают администрация МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» - директор, бухгалтер и другой персонал. Их пояснений представителя МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» данное здание еще используется и под раздевалки, которыми пользуются учащиеся данного учебного учреждения.
Эти установленные судом факты, говорят о том, что эксплуатация спорного здания, без производства в нем ремонтных работ, указанных в строительной экспертизе, может служить основанием для причинения в будущем ущерба неопределенному кругу лиц, т.е. создает угрозу жизни и здоровью людей. Это недопустимо, так как в соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основе изложенного суд считает, что подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении запрета на эксплуатацию нежилого здания общей площадью 1043, 2 кв.м по адресу г.Н.Новгород, [ адрес ], в том числе запретить МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» ведение образовательной деятельности в данной нежилом помещении. Так как ничем объективно ответчики не подтвердили того факта, что в здании не ведется образовательный процесс, а подтвердили, что в нем расположены раздевали, которыми пользуются учащиеся. Ущерб, в связи с ненадлежащим с техническим состоянием здания может возникнуть и в период использования раздевалок, расположенных в данном здании.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ
Запретить Администрации г.Н.Новгорода и МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» эксплуатировать нежилое здание общей площадью 1043, 2 кв.м по адресу г.Н.Новгород, [ адрес ], запретить МОУ ДОД ДЮСШ «Водник» ведение образовательной деятельности в данном нежилом помещении.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд, путем подачи жалоб через Нижегородский районный суд.
Судья Т.П.Баженова