Дело № 2-3176/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РФ
[ 00.00.0000 ]
Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода
В составе председательствующего судьи Хохловой Н.Г.
При секретаре Глуховой Ю.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Реал-Инвест» об оспаривании действий сотрудников ГУВД по Нижегородской области
Установил:
ЗАО «Реал-Инвест» обратился в суд с заявлением об оспаривании действий сотрудников ГУВД по Нижегородской области. В обоснование требований ссылается на то, что в отношении ЗАО «Реал-Инвест» сотрудниками ОРЧ по экономическим преступлениям ВД по Нижегородской области [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] были проведены оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) в офисе, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, [ адрес ]. При проведении обследования сотрудниками 1 ОРЧ КМ по линии налоговых преступлений I ГУВД Нижегородской области оперативным уполномоченным старшим лейтенантом милиции Ф.И.О.3, старшим оперативным уполномоченным капитаном милиции Ф.И.О.2, старшим оперативным уполномоченным капитаном милиции Ф.И.О.9 были допущены незаконные действия, ущемляющие законные права и интересы заявителя, и созданы препятствия к осуществлению законных прав, что объективно подтверждается следующим.
В 10 часов 30 мин. [ 00.00.0000 ] несколько вооруженных автоматическим огнестрельным оружием лиц, в камуфляжной форме, не назвавшие своих званий, должностей и фамилий, ворвались в офисное помещение ЗАО «Реал-Инвест», расположенное по адресу: г. Н. Новгород, [ адрес ], и приказали всем сотрудникам убрать руки с компьютерных клавиатур, быстро встать с рабочих мест и собраться в помещении холла. После этого вышеуказанные сотрудники 1-й ОРЧ приступили к обследованию всех помещений, в ходе которого производили изъятие с рабочих мест сотрудников и из шкафов рабочей документации ЗАО «Реал-Инвест». Данное оперативно-розыскное мероприятие происходило до окончания рабочего дня, после чего был составлен протокол изъятия и опечатаны 4 кабинета, включая кабинеты генерального директора, двух заместителей генерального директора, приемной, в которой находится компьютерный сервер компании. Работникам компании было запрещено входить в данные помещения; срок ограничения доступа в кабинеты назван не был. Лишь во второй половине дня перечисленные должностные лица представили постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] о проведении оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещения ЗАО «Реал-Инвест». Заявитель полагает, что в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений» были допущены следующие грубые нарушения закона
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются наличие возбужденного уголовного дела, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Из представленного работниками милиции постановления о проведении оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещения ЗАО «Реал-Инвест» от [ 00.00.0000 ] не усматривается, что явилось основанием для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия. На предложение объяснить, какие документы или предметы интересуют оперативных уполномоченных (все необходимые документы были бы предоставлены вольно), нам отказали в грубой форме.
Тем самым срок проведения обследования был неоправданно затянут, что повлекло существенные убытки для компании, т.к. в течение всего дня работники ЗАО «Реал-Инвест» были лишены возможности осуществлять свои должностные и трудовые обязанности.
Статьей 4 Федерального закона от 12.08.1995 года № 144-ФЗ установлено, что правую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной и. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Поскольку указанная норма носит бланкетный характер, поэтому условия и порядок проведения обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств содержатся в других нормативных актах.
Согласно пункту 18 статьи 11 Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
Постановление от [ 00.00.0000 ] [ № ] о проведении оперативно-розыскного мероприятия не содержит указания на необходимость обследования помещений в связи с преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
В данном постановлении [ № ] от [ 00.00.0000 ] даже не указан адрес местонахождения помещения, где должно проводиться обследование.
По смыслу названного положения закона лица, осуществляющие обследование помещения, вправе беспрепятственно входить в них только с согласия представителя юридического лица.
Между тем, такое согласие сотрудниками милиции получено не было.
Следует отличать оперативно-розыскное мероприятие «обследование» и «изъятие» от следственных действий «обыск» и «выемка», основанием производства которых является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Отметим, что и при проведении обыска в рамках возбужденного уголовного дела до его начала следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск.
Обследование же, если оно носит гласный характер, проводится исключительно с согласия владельца помещения.
Как указано выше, согласия владельца обследованного помещения - офиса ЗАО «Реал-Инвест» - работники милиции не спрашивали; их действия, напротив, носили сугубо принудительный характер. Более того, при проведении обследования помещений были грубо нарушены права работников: в течение всего дня они были лишены возможности свободно передвигаться, а помещение, в котором они содержались, не предназначено для одновременного и длительного нахождения в нем такого количества людей.
Таким образом, фактически в офисе ЗАО «Реал-Инвест» было проведено не обследование, а обыск, но и требования законодательства, предъявляемые к порядку проведения данного следственного действия, соблюдены не были.
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" при проведении ОРМ изъятие предметов, материалов и сообщений допускается лишь в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы безопасности страны. Если угрозы нет, законные основания для изъятия отсутствуют.
В нарушение указанных требований закона были изъяты документы ЗАО «Реал-Инвест», заявителю даже достоверно неизвестно, какие именно документы изымались, т.к. производилось это в отсутствие представителя организации. Заявителю не были переданы копии ни одного из множества изъятых документов, несмотря на то, что существовала реальная возможность изготовить копии в неограниченных количествах (в офисе ЗАО «Реал-Инвест» имеется несколько копировальных аппаратов и любой из сотрудников компании может проконсультировать работника милиции о том, как ими пользоваться). Изложенные факты свидетельствуют о том, что одной из целей проводивших оперативно-розыскное мероприятие лиц было блокирование деятельности ЗАО «Реал-Инвест»: не имея доступа в помещения руководителей компании и не располагая документами, относящимися к каждодневной её работе, компания не имеет возможности надлежащим образом исполнять обязательства перед контрагентами и потребителями услуг. Кроме того, осуществляющие ОРМ, выключили сервер компании, в результате чего произошло приостановление работы 32 АГЗС, принадлежащих ЗАО «Реал-Инвест» и расположенных на территории Нижегородской области и республики Мордовия. По завершении «обследования» [ 00.00.0000 ] лица, проводившие его, произвели опечатывание четырех помещений в офисе ЗАО «Реал-Инвест». Ни Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ни Законом РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» не предусмотрено такого полномочия работников милиции при проведении ОРД, как опечатывание помещений, и грубым образом нарушило права собственности заявителя.
[ 00.00.0000 ] в 10 час. 20 мин. утра обследование было продолжено, но уже единолично о/у Ф.И.О.3 Одновременно с Ф.И.О.3 в офис пришел молодой человек, которого он никак не представил. Для продолжения обследования опечатанной части офисных помещений о/у Ф.И.О.3 пригласил в качестве понятой сотрудницу судостроительного банка Ф.И.О.4 После чего продолжил начатое накануне обследование. Никто из сотрудников ОРЧ, принимавших участие в осмотре [ 00.00.0000 ] для продолжения осмотра не явился.
В 10 час 30 мин. состоялось вскрытие двери, ведущей в приемную и к кабинетам генерального директора и его заместителя. О/у Ф.И.О.3 предложил, пришедшему с ним молодому человеку сесть за рабочее место системного администратора и войти в компьютерную базу данных ЗАО «Реал-Инвест». Затем о/у Ф.И.О.3 предложил молодому человеку пройти в помещение серверной, где последний стал осматривать сервер. В результате манипуляций, произведенных с сервером, в офисе вышла из строя телефонная связь и средства коммуникации, что привело к разрыву всех соединений с подразделениями ЗАО «Реал-Инвест», Генеральный директор Ф.И.О.5 предложил о/у Ф.И.О.3 заактировать факт поломки оборудования во время осмотра сервера привлеченным для этого специалистом, и пояснить, на каком основании он участвует в осмотре. На это о/у Ф.И.О.3 заявил, что человек является не специалистом, а понятым, о чем незамедлительно сделал запись в протоколе изъятия от [ 00.00.0000 ] Каких-либо документов удостоверяющих личность понятого-специалиста» предъявлено не было. Был выдан протокол изъятия, в котором о/у Ф.И.О.3 забыл даже расписаться. В результате таких «проверочных» действий деятельность предприятия, эксплуатирующего 32 АГЗС по городу и области практически была парализована, в силу чего законные права и интересы ЗАО «Реал-Инвест» нуждаются в судебной защите. Просит суд признать незаконными действия работников ОРЧ [ № ] КМ по линии налоговых преступлений при ГУВД Нижегородской области, а именно: обследование помещений офиса ЗАО «Реал-Инвест» по адресу: г. Н. Новгород, [ адрес ], изъятие в ходе данного обследования бухгалтерских документов:
книга покупок ЗАО «Реал-Инвест» за 2007 год- 158 листов;
книга покупок ЗАО «Реал-Инвест» за 2008 год- 117 листов;
книга покупок ЗАО «Реал-Инвест» за 2009 год- 223 листа;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листа;
папка с документами [ № ] лист;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] лист;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листа;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листа;
опечатывание помещений ЗАО «Реал-Инвест», расположенных по адресу: г. Н. Новгород, [ адрес ], обязать ОРЧ [ № ] КМ по линии налоговых преступлений при ГУВД Нижегородской области возвратить ЗАО «Реал-Инвест» изъятые бухгалтерские документы:
книга покупок ЗАО «Реал-Инвест» за 2007 год- 158 листов;
книга покупок ЗАО «Реал-Инвест» за 2008 год- 117 листов;
книга покупок ЗАО «Реал-Инвест» за 2009 год- 223 листа;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листа;
папка с документами [ № ] лист;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] лист;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листа;
папка с документами [ № ] листов;
папка с документами [ № ] листа .
В судебном заседании представитель заявителя (по доверенности) Ф.И.О.6 поддержала заявленные требования.
Представитель ГУВД по Нижегородской области (по доверенности) Ф.И.О.7 возражала против заявления, полагая, что действия сотрудников милиции являются законными.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, установив значимые по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 3 Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утв. Приказом МВД России № 249 от 30 марта 2010 г. (далее - Инструкция), «для принятия решения о назначении проведения обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочный осуществлять оперативно-розыскную деятельность, располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства Российской Федерации, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, с согласия непосредственного начальника представляет руководителю мотивированный рапорт.
В рапорте для проведения обследования должны быть изложены основания, указанные в статье 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", принятые меры по получению информации, подтверждающей достоверность имеющихся сведений, и их результаты, предшествовавшие выводу сотрудника о необходимости проведения обследования; дата, время и место проведения обследования.».
Таким образом, информация-основание, согласно действующему законодательству, содержится в рапорте для проведения обследования.
П. 7 Инструкции предусматривает, что «для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии документов (либо их копий), предметов, материалов в обязательном порядке приглашаются не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в исходе изъятия, не состоящих с лицами, участвующими в изъятии, в родстве или свойстве, а также не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам». Таким образом, присутствие представителя организации не является обязательным.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об оперативно-розыскной деятельности", оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об оперативно-розыскной деятельности", задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об оперативно-розыскной деятельности", правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об оперативно-розыскной деятельности", органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об оперативно-розыскной деятельности", при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Судом установлено, что на основании постановления [ № ] зам. Начальника ГУВД по Нижегородской области по экономической безопасности Ф.И.О.8 от [ 00.00.0000 ] в помещении ЗАО «Реал-Инвест» по адресу: г. Н. Новгород [ адрес ] были проведены оперативно-розыскные мероприятия, о чем составлен протокол [ 00.00.0000 ] .
В нарушение положений Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об оперативно-розыскной деятельности", сотрудники ГУВД по Нижегородской области произвели опечатывание приемной с кабинетами генерального директора, заместителя генерального директора, кабинетом, в котором установлен сервер, в помещении ЗАО «Реал-Инвест» по адресу: г. Н. Новгороду [ адрес ], в период с 16-00 [ 00.00.0000 ] до 10-30 [ 00.00.0000 ] Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом от [ 00.00.0000 ] и от [ 00.00.0000 ]
Соответственно суд считает законными требования ЗАО»Реал-Инвест» в данной части и считает необходимым признать незаконными действия работников 1 ОРЧ КМ при ГУВД по Нижегородской области по опечатыванию приемной с кабинетами генерального директора, заместителя генерального директора, кабинетом, в котором установлен сервер, в помещении ЗАО «Реал-Инвест» по адресу: г. Н. Новгороду [ адрес ], в период с 16-00 [ 00.00.0000 ] до 10-30 [ 00.00.0000 ]
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об оперативно-розыскной деятельности", при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
Копии изъятых у заявителя документов были направлены в адрес ЗАО «Реал-Инвест» [ 00.00.0000 ] и получены представителем заявителя .
По мнению суда, в остальной части действия сотрудников ГУВД по Нижегородской области, при проведении ОРМ [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] в помещении ЗАО «Реал-Инвест» соответствовали положениям Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об оперативно-розыскной деятельности" и требования о признании незаконными действий сотрудников ГУВД по Нижегородской области в части обследования и изъятия документов, об обязании возвратить документы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия работников 1 ОРЧ КМ при ГУВД по Нижегородской области по опечатыванию приемной с кабинетами генерального директора, заместителя генерального директора, кабинетом, в котором установлен сервер, в помещении ЗАО «Реал-Инвест» по адресу: г. Н. Новгороду [ адрес ], в период с 16-00 [ 00.00.0000 ] до 10-30 [ 00.00.0000 ]
В остальной части требования ЗАО «Реал-Инвест» об оспаривании действий сотрудников ГУВД по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней.
Судья: Н.Г. Хохлова