Дело № 2-3567/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Сокуровой Е.А., при секретаре Лоскутовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Н. Новгороде гражданское дело по иску Ф.И.О.1 к Министерству социальной политики Нижегородской области о восстановлении льгот, снятии задолженности по оплате за электроэнергию,
УСТАНОВИЛ:
Ф.И.О.1 обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области о восстановлении льгот, снятии задолженности по оплате за электроэнергию. В обоснование заявленных требований указала следующее.
Ф.И.О.1 является инвалидом 2 группы.
Согласно ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ей положена 50% льгота по оплате за электроэнергию. Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.12.2005 г. № 327 установлен норматив потребления электроэнергии 50 кВт.час на одного человека в месяц, т.е. она имеет право использовать 50 кВт.час электроэнергии с 50% льготой. С момента получения инвалидности в 1998 году оплата за электроэнергию по февраль 2007 года производилась по установленному нормативу: 50 кВт.час с 50% льготой.
На основании письма Департамента социальной защиты населения, труда и занятости по Нижегородской области от 15.02.2007 г. № 40522-935 с февраля 2007 г. оплату за электроэнергию стали рассчитывать по фактическому потреблению электроэнергии в долях на каждого члена семьи. У них более 100-120 кВт.час с месяц не расходуется. Далее решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18.12.2009 г. № 53/1 инвалиды оплачивают электроэнергию 50 Вт.час с 50% льготой по базовому тарифу, сверх 50 кВт.час. – с 50% льготой по экономически обоснованному тарифу, а инвалиды, проживающие с членами семьи – в долях на зарегистрированных членов семьи, т.е. количество потребленной электроэнергии делят на число зарегистрированных членов семьи. В результате такого расчета истцу не обоснованно уменьшили льготный тариф. Оплату ЕДК производят по уменьшенному льготному тарифу с 50% льготой, а фактически по закону она должна получать ЕДК за 50 кВт.час с 50% льготой – 52 рубля 50 коп. в месяц. Этим самым ущемляются права истца на получение льгот по оплате за электроэнергию.
Письмом Департамента социальной защиты населения, труда и занятости по Нижегородской области от 15.02.2007 г. № 40522-935, а также решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] Управление социальной поддержки граждан по НО нарушает Постановление Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], где установлена с [ 00.00.0000 ] на территории Нижегородской области социальная норма потребления электроэнергии 50 кВт.час на одного человека в месяц, а также нарушается т. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.
Письмом Министерства регионального развития РФ от 25.12.2006 г. № 14713-РМ/07 дано разъяснение ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ по оплате жилья и коммунальных услуг, где сказано: «исходя из положений данного ФЗ, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не ограничено социальной нормой площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 17 ФЗ от [ 00.00.0000 ] № 181-ФЗ, Постановлением [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] [ № ], письмом Министерства Регионального развития РФ от [ 00.00.0000 ] [ № ], просит обязать Министерство социальной политики Нижегородской области выплату ей ЕДК по оплате за электроэнергию производить в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ и Постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], а также снять задолженность по оплате за электроэнергию в сумме 889 рублей 34 коп., как не обоснованно начисленную .
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения по заявленному иску.
Представитель ответчика на основании доверенности Ф.И.О.4 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что Министерство социальной политики Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку льготу по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан предоставляет энергосбытовая организация, а не Министерство и органы социальной защиты населения, поддержал доводы письменных возражений на иск.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Ленинского района г. Н. Новгорода на основании доверенности Ф.И.О.5 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом под роспись, представила суду письменный отзыв на иск, в котором указала следующее: Ф.И.О.1, инвалиду второй группы, зарегистрированной по адресу: г.Н.Новгород, [ адрес ], предоставляются меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а именно скидка не ниже 50 процентов на оплату коммунальных услуг, в том числе отопления, на всю занимаемую площадь, приходящуюся на самого инвалида (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Ф.И.О.1 проживает в приватизированной квартире, где общее количество зарегистрированных - пять человек. В связи с чем, ей предоставляется ежемесячная денежная компенсация по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг, приходящихся на её долю (1/5 доля).
В соответствии с Законом Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ]-З «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» с января 2009 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации (ЕДК). Начиная с апреля 2010 года, предоставляется ЕДК и по оплате энергоснабжения.
В соответствии с п. 16 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] расчет размера ежемесячной денежной компенсации производится расчетной организацией ежемесячно на основании Реестров, представленных органами социальной защиты, и сведений о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленной в разрезе услуг, лицах, зарегистрированных по данному адресу, и других необходимых показателей, организациями, имеющими обязательства перед населением по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и сбору денежных средств от населения.
По государственному контракту [ № ] от [ 00.00.0000 ] услуги по расчету ежемесячной денежной компенсации оказывает ЗАО «Кустовой вычислительный центр» по адресу: [ адрес ], а органы социальной защиты лишь производят их выплату.
Представитель третьего лица ОАО «Нижегородская сбытовая компания» на основании доверенности Ф.И.О.7 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что истец оплачивает потребленную электроэнергию не в полном объеме, предусмотренном тарифами, на [ 00.00.0000 ] за истцом образовалась задолженность в размере 889 рублей 34 коп., ЕДК предоставляет УСЗН, а не Энергосбыт, с [ 00.00.0000 ] граждане должны оплачивать электроэнергию в полном объеме, т.к. им производится ЕДК на основании ст. 17 ФЗ № 181, оснований для снятия задолженности не имеется, так как расчет произведен правильно.
Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица Управления социальной защиты населения Ленинского района г. Н. Новгорода.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, третьего лица, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 Конституции РФ «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»
Согласно ст.46 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Согласно требованиям статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судом установлено, что истец Ф.И.О.1 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на кв. [ № ] г. Н. Новгорода (л.д. ).
Согласно выписке из лицевого счета по указанному адресу зарегистрированы 5 человек, включая истца .
Истец Ф.И.О.1 является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой об инвалидности .
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального утопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии с Порядком оплаты электроэнергии для отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением (регионального лимита электроэнергии)», установлена с 1 января 2006 года на территории Нижегородской области социальная норма потребления электрической энергии населением в размере 50 киловатт на человека в месяц. Семьи, состоящие исключительно из инвалидов или инвалидов и проживающих совместно с ними, находящихся на их иждивении несовершеннолетних детей и (или) других членов семьи в возрасте до 25 лет, обучающихся на дневных отделениях высших и средних специальных учебных заведений на бюджетных местах, оплачивают потребленную электроэнергию (по месту жительства):
- в пределах социальной нормы потребления, умноженной на число членов семьи, проживающих по конкретному адресу, по базовому тарифу с 50% скидкой;
- сверх указанного объема электропотребления - по экономически обоснованному тарифу с 50% скидкой.
Согласно решению региональной службы по тарифам от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории населения по Нижегородской области» (включен в реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области [ 00.00.0000 ] [ № ]) базовый тариф для населения за 1 квт/ч в 2010 году составлял 2 рубля 10 копеек, экономически обоснованный тариф - 3 рубля 78 копеек.
Таким образом, истица является инвалидом 2-ой группы, проживает в квартире по адресу: г.Н.Новгород, [ адрес ], семьей в составе 5 человек, где на долю потребленной электроэнергии истице предоставлена 50-процентная скидка. Однако, по мнению истицы, ей должны предоставлять скидку не на долю фактически потребленной электроэнергии, которая меньше социальной нормы (50 квт/ч), а на всю социальную норму потребления электроэнергии, установленную на одного человека, т.е. на 50 квт/ч в месяц.
С учетом положений статьи 17 Федерального закона, скидка на оплату электроэнергии может предоставляться только на долю электроэнергии, потребленную истицей. Доля истицы составляет 1/5, на которую предоставляется 50-процентная скидка при ежемесячной оплате электроэнергии.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства регионального развития РФ от [ 00.00.0000 ] [ № ]-РМ/07, согласно которой меры социальной поддержки предоставляются инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, только на долю, приходящуюся на инвалида.
Вместе с тем, из представленного истицей расчета видно, что в период с апреля по декабрь 2010 года потребленная электроэнергия всеми жителями квартиры, с учетом истицы, составляла от 82 квт/ч до 143 квт/ч в месяц (л.д.8). Доля истицы в месяц составляла от 17 квт/ч до 29 квт/ч, на которую предоставлялась скидка, что подтверждается информацией о выплате сумм ЕДК за энергоснабжение Ф.И.О.1 за период с 1 апреля по 31 декабря 2010 года, рассчитанная ЗАО «КВЦ» .
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что право истицы на предоставление 50-процентной скидки при оплате электроэнергии не нарушено. С учетом установленных тарифов на электроэнергию 50-процентная скидка на ежемесячную оплату электроэнергии предоставлялась правильно, в соответствии с действующим законодательством.
В силу части третьей статьи 196 ГПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19.12.2003г. «О судебном решении» суд принимает решение только по заявленным требованиям.
Судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству было предложено истцу уточнить свои исковые требования.
Истец уточнить исковые требования отказалась, против замены ненадлежащего ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области на надлежащих ответчиков Управление социальной защиты Ленинского района г. Н. Новгорода и ОАО «Нижегородская сбытовая компания» возражала, настаивала на удовлетворении исковых требований в том виде как они заявлены.
На основании изложенного, суд полагает, что исковые требования Ф.И.О.1 удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ф.И.О.1 к Министерству социальной политики Нижегородской области о восстановлении льгот, снятии задолженности по оплате за электроэнергию оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через районный суд.
Судья Ю.А.Сокурова