решение по делу о признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренных для инвалидов ВОВ, обязании включить истца в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспеечнию жи



Дело № 2- 2615/11

    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе: председательствующего судьи Заварихиной С.И.,

при секретаре Медведевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О.3 к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, включении в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Нижегородской области, как ветерана Великой Отечественной войны, имеющего право на получение мер социальной поддержки инвалидов войны, предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья,

                                   У С Т А Н О В И Л:

      Истец Ф.И.О.3 обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, включении в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Нижегородской области, как ветерана Великой Отечественной войны, имеющего право на получение мер социальной поддержки инвалидов войны, предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, в обоснование которого указал следующее.

Истец Ф.И.О.3 является ветераном Великой Отечественной войны (удостоверение [ № ] от [ 00.00.0000 ] ) и инвалидом второй группы по общему заболеванию. Он проживает я с дочерью Ф.И.О.1 (инвалидом с детства) в доме общей площадью 39 кв.метра, находящемся по адресу: [ адрес ], [ адрес ]. Дом, в котором он проживает, был приобретен по договору купли-продажи [ 00.00.0000 ] . Дом находится в аварийном состоянии: крыша протекает, печь развалилась и дымит, крыльцо разрушилось. Проживать в таких условиях двум инвалидам просто невозможно. Истец подал заявление в межведомственную комиссию о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу о признании моего дома непригодным для проживания. Распоряжением администрации Борского района от [ 00.00.0000 ] [ № ] на основании заключения вышеуказанной комиссии [ № ]/закл. от [ 00.00.0000 ] жилой дом [ № ] по адресу: [ адрес ],    [ адрес ], признан непригодным для проживания. Другого жилого помещения для постоянного проживания ни он, ни его дочь Ф.И.О.1 не имеют. Распоряжением администрации Борского района от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» истец был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации как участник Великой Отечественной войны. Истец обратился в Министерство социальной политики Нижегородской области за разъяснениями о сроках предоставления ему мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Однако Министерство социальной политики Нижегородской области в письме от [ 00.00.0000 ] [ № ] поставило под сомнение право истца на получение за счет средств федерального бюджета мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Считает, что Министерство социальной политики Нижегородской области необоснованно нарушает его жилищные права как ветерана Великой Отечественной войны по следующим основаниям.

На основании удостоверения [ № ], выданного Борским муниципальным центром оказания помощи населению [ 00.00.0000 ] , истец является ветераном-участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 17 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ                 «О ветеранах» имеет статус участника Великой Отечественной войны, указанного в подпункте «З» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период), а также признан инвалидом вследствие общего заболевания. До 01.01.2005 года на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и пункта 2.7 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000 № 69, участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставлялись права и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (статья 44) и преобразованием мер социальной защиты в меры социальной поддержки правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны сохранено, причем в пункте 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995     № 5-ФЗ «О ветеранах» в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны – без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2.

Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 № 89-О выявлен конституционно-правовой смысл взаимосвязанных нормативных положений пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому в системе действующего законодательного регулирования не предполагается назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте «З» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» иным категориям участников Великой Отечественной войны - инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1 (предусмотренной для инвалидов войны). Выявленный в Определении конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Вышеуказанное определение Конституционного Суда РФ обязывает все органы в своей правоприменительной практике руководствоваться выявленным конституционно-правовым смыслом законоположений, и, следовательно, предоставлять участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны с соответствующей группой инвалидности. Руководствуясь конституционно-правовым смыслом, выявленным в вышеназванном определении, и следуя аналогии при рассмотрении вопроса о праве истца на обеспечение жильем в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 15, подпункта 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», истцу должны быть предоставлены меры социальной поддержки по обеспечению жильем как инвалиду Великой Отечественной войны второй группы в случае признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Нуждающимся в улучшении жилищных условий, как ранее отмечено в исковом заявлении, истец был признан. Истец является участником именно Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и имею право на льготы, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» для инвалидов войны. Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» для инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрена мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, которая осуществляется в соответствии с положениями статьи 232 указанного закона.

Учитывая вышеизложеное, считает, что Министерство социальной политики Нижегородской области необоснованно не предоставляет ему за счет средств федерального бюджета меру социальной поддержки по обеспечению жильем, подвергая под сомнение его право на ее получение. Эти действия Министерства социальной политики Нижегородской области нарушают права истца, как участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, на обеспечение жильем, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». На основании пункта 1 статьи 232 Федерального закона от 12.01.1995       № 5-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации «полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Законом Нижегородской области от 07.07.2006 № 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» определены формы и порядок обеспечения жильем, в том числе и инвалидов Великой Отечественной войны, проживающих на территории Нижегородской области и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Одной из форм предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем на основании пункта 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 07.07.2006 № 68-З является однократное предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома). Пунктом 1 постановления Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 № 148 осуществление полномочий по организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области возложено на Министерство социальной политики Нижегородской области.

Просит суд:

1. Признать право Ф.И.О.3 на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренных для инвалидов Великой Отечественной войны.

2.Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить Ф.И.О.3 в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Нижегородской области, как ветерана Великой Отечественной войны, имеющего право на получение мер социальной поддержки инвалидов войны, в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

3. Предоставить Ф.И.О.3 меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со сводным списком граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Нижегородской области, в виде предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

    Истец в судебное заседание не явился, поручил представлять свои интересы по доверенности Ф.И.О.5, которые иск истца поддержал, полностью поддержал доводы, указанные в исковом заявлении. Просит предоставить истцу единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в размере один миллион сто восемьдесят восемь тысяч рублей (при стоимости одного Ф.И.О.2 метра жилья, утвержденной Министерством регионального развития РФ для Нижегородской области – тридцать три тысячи рублей).

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Ф.И.О.6 иск не признал, также полностью подержал позицию, изложенную в отзыве на иск .

Суд с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

      Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

       В соответствии со ст.2 Конституции РФ – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

       Согласно ст.46 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

    Судом установлено, что истец является участником Великой Отечественной войны, относящимся к категории участников ВОВ, указанных в подпункте «3» подпункта 1, пункта 1, статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а именно: военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период).

Истец имеет инвалидность второй группы вследствие общего заболевания (л.д.9).

Истец имеет удостоверение [ № ], выданное Борским муниципальным центром оказания помощи населению [ 00.00.0000 ] , он является ветераном-участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 17 Федерального закона «О ветеранах» .

    Судом установлено, что в собственности истца находится дом общей площадью 39 кв. метра по адресу: [ адрес ], [ адрес ].

     Дом, в котором истец проживает, был приобретен им по договору купли-продажи [ 00.00.0000 ] .

Судом установлено, что дом истца был признан не пригодным для проживания Распоряжением администрации [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] [ № ] на основании заключения вышеуказанной комиссии [ № ]/закл. от [ 00.00.0000 ] .

Судом установлено, что Распоряжением администрации Борского района от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» истец был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации как участник Великой Отечественной войны, ставший инвалидом вследствие общего заболевания .

Другого жилого помещения для постоянного проживания ни истец, ни его дочь Ф.И.О.1 не имеют, что подтверждается информацией Борского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от [ 00.00.0000 ] [ № ], [ № ]), справкой Борского отделения Нижегородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от [ 00.00.0000 ] [ № ] .

Истец обратился в Министерство социальной политики Нижегородской области с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий, в предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (л.д.28).

Однако Министерство социальной политики Нижегородской области в письме от [ 00.00.0000 ] [ № ] сообщило истцу, что обращение истца рассмотрено. В настоящее время прокуратурой Нижегородской области проводится проверка правомерности включения участников ВОВ, пользующихся льготами ст.14,17 ФЗ «О ветеранах», в списки на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья .

    Решением комиссии по обеспечению жильем граждан, проживающих на территории НО (протокол от 23.12.2010 года № 51) Министерства социальной политики Нижегородской области исключены из сводных списков ветеранов войны граждане, не имеющие права на обеспечение жильем в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», относящиеся к следующим категориям…ветераны, имеющие право на льготы, установленные ст. 17 (ст. 14,17) ФЗ «О ветеранах», проживающие не в служебном жилом помещении, а в домах, принадлежащих на праве собственности ветерану либо члену его семьи. В данном списке имеется фамилия истца .

    Суд считает, что истец из вышеуказанного списка исключен неправомерно по следующим основаниям.

    Согласно ст. 2 ФЗ «О ветеранах» истец в соответствии с п. з) п. 1 относится к ветеранам ВОВ – «военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период».

    Представитель ответчика ссылается на ст. 17 ФЗ «О ветеранах», в которой перечислены меры социальной поддержки той категории ветеранов ВОВ, к которой относится истец - «Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период:…4) …в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз».

Истец ссылается в обоснование иска на ст. 14,17 ФЗ «О ветеранах», в которой предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов войны, к категории которой приравнен истец как ветеран войны, являющийся инвалидом вследствие общего заболевания.

    Согласно ст. 15 ч.2 ФЗ «О ветеранах» - «Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004)).

    Таким образом, на истца распространяются меры социальной поддержки инвалидов ВОВ, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах».

    Пункт 2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 89-О.

Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 № 89-О выявлен конституционно-правовой смысл взаимосвязанных нормативных положений пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому в системе действующего законодательного регулирования не предполагается назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте «З» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» иным категориям участников Великой Отечественной войны - инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1 (предусмотренной для инвалидов войны).

Выявленный в Определении конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Вышеуказанное определение Конституционного Суда РФ обязывает все органы в своей правоприменительной практике руководствоваться выявленным конституционно-правовым смыслом законоположений, и, следовательно, предоставлять участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны с соответствующей группой инвалидности.

    Следовательно, истец имеет право как инвалид ВОВ на улучшение своих жилищных условий в соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» - «1. «Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:

по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации».

Следовательно, имеются основания для признания за истцом права на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета как участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, которому предоставляются меры социальной поддержки инвалидов ВОВ в соответствии с положением, указанным в Федеральном законе «О ветеранах» и Определении Конституционного суда РФ от 04.04.2006 № 89-0, а также для понуждения ответчика включить истца в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Нижегородской области, как ветерана Великой Отечественной войны, имеющего право на получение мер социальной поддержки инвалидов войны.

    Согласно приказу № 145 от 31.03.2010 года Министерства регионального развития РФ «О СРЕДНЕЙ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ 1 КВАДРАТНОГО МЕТРА ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ ЖИЛЬЯ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ВТОРОЙ КВАРТАЛ 2010 ГОДА» в Нижегородской области средняя рыночная стоимость одного квадратного метра составляет 33000 рублей.

    Таким образом, истец имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в размере 1188000 рублей (36кв. метров * 33000 рублей).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Ф.И.О.3 право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренных для инвалидов Великой Отечественной войны.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить Ф.И.О.3 в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Нижегородской области, как ветерана Великой Отечественной войны, имеющего право на получение мер социальной поддержки инвалидов войны, в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Ф.И.О.3 единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в размере 1188000 рублей (один миллион сто восемьдесят восемь тысяч).

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода.

Судья                                                                                С.И.Заварихина