решение по делу о признания бездействия незаконным, взыскании морального ущерба, судебных издержек, вынесении частного определения



[ № ]

                                    РЕШЕНИЕ

                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего Баженовой Т.П.

при секретаре Долаевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О.2 к ГК МВД России по Нижегородской области о признания бездействия незаконным, взыскании морального ущерба, судебных издержек, вынесении частного определения

                                                установил

                 Истец обратился в суд с требованиями в ГУВД по Нижегородской области ( ныне ГУ МВД России по Нижегородской области), в которых просит суд:

     Признать незаконными беэдействия ГУ МВД России но Нижегородской области по рассекречиванию для выдачи истцу копии его личного дела, невыдаче истцу копии личного дела Взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.за незаконную невыдачу ему копии личного дела, причиненного незаконными бездействиями ответчика.

    Взыскать понесенные по делу судебные издержки, вынести частное определение о привлечении ГУ МВД России по Нижегородской области к административной ответственности.

В суд истец не явился. Его исковые требования указаны в исковом заявлении, в нем истец обосновал свои требования следующим:

[ 00.00.0000 ] истец обратился к ответчику по почте, направив ему по почте заявление о рассекречивании личного дела и выдаче его копии истцу.

На данное обращение истец получил от ответчика ответ о том, что в компетенцию ГУ МВД России по [ адрес ] снятие грифа «секретно», установленного МВД РФ для личных дел сотрудников и бывших сотрудников - не входит. По мнению истца, таким ответом ГУ МВД России по Нижегородской области не разрешило вопросы по рассекречиванию личного дела для выдачи его копии истцу. Истец полагает, что ГУ МВД России по Нижегородской области умьшленно уклоняется от выдачи истцу копии личного дела, не только путем нарушения ст. 62 ТК РФ, но и теперь дополнительно путем нарушения ст. 15 ФЗ «О государственной тайне», нарушая тем самым трудовые права истца на получении копии документов, связанных с работой.

По мнению истца, ответчик, получив его обращение от [ 00.00.0000 ] обязан был совершить следующие, предусмотренные ст. 15 Закона «О государственной тайне» действия:

«Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение 3 месяцев рассмотреть его им дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они неправомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления предается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайный, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти РФ, подавшие запрос» - т.е. перенаправить его заявление в МВД РФ, о чем уведомить истца.

Представитель ГУ МВД России по [ адрес ] пояснил суду, что ГУ МВД России по [ адрес ] не признает исковые требования истца по тем основаниям, что Ф.И.О.2 в обоснование заявленных требований ссылается на предусмотренный ст. 62 ТК РФ трехдневный срок выдачи документов, связанных с работой. Однако, служба сотрудников органов внутренних дел регламентируется специальными нормативными актами - Положением о службе в органах внутренних дел РФ. утвержденным Постановлением ВС РФ от [ 00.00.0000 ] [ № ]. Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ,. утвержденной Приказом МВД России от [ 00.00.0000 ] [ № ]. Законодательство о труде применяется правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм ТК РФ по аналогии.

В соответствии с п. 68 Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от [ 00.00.0000 ] [ № ] обращение, поступившее в подразделение системы МВД России в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней. Указанный срок исчисляется от даты регистрации обращения в подразделении, непосредственно осуществляющем рассмотрение обращения и ведущем самостоятельное делопроизводство, до даты направления окончательного ответа автору.

Таким образом, специальной нормой права закреплен срок рассмотрения заявлений и обращений граждан в системе МВД России. Именно приказом МВД России от [ 00.00.0000 ] [ № ] и следует руководствоваться в спорном случае.

В соответствии с пунктом 3 Приложения к Инструкции по учету кадров, утвержденной приказом МВД России от [ 00.00.0000 ] [ № ] дсп «личное дело является секретным документом», в соответствии с п. 13 Инструкции «организация учета и хранения личных дел должны отвечать требованиям нормативных актов, регламентирующих порядок и хранение секретных документов».

Приказ МВД РФ [ № ] дсп от [ 00.00.0000 ] является локальным актом органов внутренних дед, в котором содержатся правила оформления и ведения личных дел рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, поэтому он является специальным актом, регламентирующим службу сотрудников органов внутренних дел. его применение является законным и обоснованным.

В Постановлении от [ 00.00.0000 ] N 7-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел. предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Исходя из положений Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (статья 32, часть 4), государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в данной сфере особые правила, что само по себе не противоречит статьям 19 (часть 1), 37 (части I и 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с пунктом 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года относительно дискриминация в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 17,16 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ утвержденной Приказом МВД России от [ 00.00.0000 ] [ № ], сотруднику, уволенному из органов внутренних дел, соответствующее кадровое подразделение в день увольнения выдает под расписку трудовую книжку с записями об увольнении, знакомит с приказом об увольнении либо вручает заверенную копию приказа, возвращает военный билет.

Указанные в Инструкции документы ГУВД по [ адрес ] вручило Ф.И.О.2 под роспись, что установлено вступившим в законную силу решением суда по иску о восстановлении из работе, не оспаривается истцом.

Таким образом, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ предусмотрен перечень документов, которые подлежат выдаче уволенному сотруднику милиции и положения Трудового кодекса РФ в данном случае применению не подлежат. Более того, Трудовой кодекс РФ вообще не содержит понятия личное дело.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от [ 00.00.0000 ] 14 5485-1 "О государственной тайне": государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке. установленных федеральным законодательством, он указан в ст. 5 данного закона.

В преамбуле Закона указано: настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Ответчик считает, что правовая норма, на которую ссылается истец - ст. 15 Закона «О государственной тайне» не регулирует спорные правоотношения, не подлежит применению, полагает, что нарушений действующего законодательства при рассмотрении заявления Ф.И.О.2 ответчиком не допущено.

Требование о компенсации морального вреда и взыскании судебных издержек является производным от первоначального и удовлетворению не подлежит. Кроме того, ответчик считает, что истец не обосновал причинение ему морального вреда.

В связи с изложенным, ГУ МВД России по [ адрес ] полагает требования истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Заслушав представитель ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:

Ф.И.О.2 бывший сотрудник ГУ МВД России по [ адрес ] ( ранее ГУВД по [ адрес ]). [ 00.00.0000 ] обратился к ответчику за рассекречиванием своего личного дела и выдачей ему его копии. Ему в этом отказано. Свои требования истец основывает на положениях ст. 15 Закона РФ «О государственной тайне», ст. 62 ТК РФ. В преамбуле Закона РФ «О государственной тайне» указано: настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Таким образом, Закона «О государственной тайне» не регулирует спорные правоотношения, не подлежит применению при рассмотрении исковых требований истца.

Кроме того, согласно ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» «государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций. стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой я мобилизационной готовности, о создании и об использовании [соойлизапионных ресурсов:

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники:

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты

        ядерных    боеприпасов    от несанкционированного применения, а также о

ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения:

    о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов    вооружения к военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства

новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов:

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружений, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

    о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и исключением

    обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;    ,

4} сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансирования этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами., осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность:

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуск)", о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации):

3} сведения в области внешней политики и экономики;

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации,преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;о финансовой политике в отношении иностранных государств (за безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной т засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими. о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной зашиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации:

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;

о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;

с результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.

Личные дела сотрудников ГУ МВД, согласно ст. 5 Закона «О государственной тайне», не содержат сведений, составляющих государственную тайну, определение которой дано в этом законе.

Служба сотрудников органов внутренних дел регламентируется специальными нормативными актами - Положением о службе в органах внутренних дел РФ. утвержденным Постановлением ВС РФ от [ 00.00.0000 ] [ № ]. Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ,. утвержденной Приказом МВД России от [ 00.00.0000 ] [ № ]. Законодательство о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм ТК РФ по аналогии.

В соответствии с пунктом 3 Приложения к Инструкции по учету кадров, утвержденной приказом МВД России от [ 00.00.0000 ] [ № ] дсп «личное дело является секретным документом», в соответствии с п. 13 Инструкции «организация учета и хранения личных дел должны отвечать требованиям нормативных актов, регламентирующих порядок и хранение секретных документов».

Приказ МВД РФ [ № ] дсп от [ 00.00.0000 ] является локальным актом органов внутренних дед, в котором содержатся правила оформления и ведения личных дел рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, поэтому он является специальным актом, регламентирующим службу сотрудников органов внутренних дел. его применение является законным и обоснованным.

В Постановлении от [ 00.00.0000 ] N 7-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел. предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции. Исходя из положений Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (статья 32, часть 4), государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в данной сфере особые правила, что само по себе не противоречит статьям 19 (часть 1), 37 (части I и 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с пунктом 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года относительно дискриминация в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

В связи с этим, нет оснований для применения по рассматриваемому вопросу положений ТК РФ, а именно ст. 62 ТК РФ на которой истец основывает свои требования. Кроме того, следует отметить, что ТК РФ не содержит понятия « личное дело» работника.

На основании изложенного, суд считает, что требования истца о признании незаконным бездействия ответчика по вопросу рассекречивания его личного дела не подлежат удовлетворению.

Не подлежат удовлетворению его требования о выдаче ему копии его личного дела. Согласно положениям ст. 17,16 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ утвержденной Приказом МВД России от [ 00.00.0000 ] [ № ], сотруднику, уволенному из органов внутренних дел, соответствующее кадровое подразделение в день увольнения выдает под расписку трудовую книжку с записями об увольнении, знакомит с приказом об увольнении либо вручает заверенную копию приказа, возвращает военный билет. Именно данные документы были выданы истцу при его увольнении.

Эти положения Инструкции не противоречат положениям ст. 62 ТК РФ.

Поскольку не доказано виновных действий ответчика и факт причинения морального ущерба истцу, нет оснований для удовлетворения его требований о взыскании в его пользу морального ущерба и возмещения судебных издержек.

Согласно ст. 226 ГПК РФ «1. При выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.» Оснований для вынесения частного определения по рассматриваемому делу у суда не имеется.

                                               Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

                                                          РЕШИЛ Отказать Троянову Андрею Васильевичу в иске к ГУ МВД России по Нижегородской области о признании незаконным беэдействия ГУ МВД России но Нижегородской области по рассекречиванию для выдачи Ф.И.О.2 его личного дела, по выдаче Ф.И.О.2 копии личного дела, о взыскании морального вреда в размере 50 000 руб., судебных издержек, вынесении частного определения.

    Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд, путем подачи жалоб через Нижегородский районный суд.

     Судья                                                      Т.П.Баженова