Дело №2-8/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего Полякова Е.С., при секретаре Чернышевой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной политики Нижегородской области к Ф.И.О.2, Ф.И.О.1 об изъятии жилого помещения и определения выкупной цены,
у с т а н о в и л :
Министерство социальной политики обратилось в суд с иском к Ф.И.О.2, Ф.И.О.1 указав в обоснование заявленных требований следующее.
Ф.И.О.2, Ф.И.О.1 принадлежат доли в праве собственности на жилое помещение - квартиру [ № ] [ адрес ] г. Н.Новгорода, 2/3 и 1/3 доли, соответственно. Нижегородская область также является собственником жилых помещений в данном многоквартирном доме. В соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию находящегося в собственности Нижегородской области помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 23.01.2009 года №27 многоквартирный дом [ № ] [ адрес ] г. Н. Новгорода, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Распоряжением Правительства Нижегородской области №1067-р от 10.07.2008 года (с изменениями, внесенными Распоряжениями Правительства Нижегородской области от 25.08.2008 года №1426-р, от 29.10.2008 года №1998-р, от 05.03.2009 года №373-р) жилой дом [ № ] [ адрес ] в г. Н. Новгорода признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчикам предлагалось обменять их квартиру, находящуюся в их совместной собственности на иные жилые помещения. Также в адрес ответчиков направлялось требование о сносе, в котором ответчикам предлагалось в срок до [ 00.00.0000 ] явиться в Министерство для определения размера и порядка оплаты работ по сносу жилого дома. При этом указывалось, что неявка будет расценена как отказ от осуществления сноса и будет являться основанием для обращения в суд с целью изъятия жилого помещения. Кроме того, предлагалось рассмотреть возможность передачи принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение за выкупную стоимость. В установленный срок ответчики по вопросу сноса жилого помещения в Министерство не обращались, порядок сноса дома сособственниками не определён, письменных предложений о выкупной цене от ответчиками не поступало. Поскольку согласие с ответчиками о выкупе не достигнуто, то необходимо определить выкупную цену по спорному жилому помещению и другие условия для выкупа для каждого из ответчиков, которым принадлежат доли в праве собственности жилого помещения, пропорционально их доле в собственности. Просит суд изъять из долевой собственности Ф.И.О.2, Ф.И.О.1 жилое помещение - квартиру [ № ] [ адрес ] г. Н.Новгорода, определить выкупную цену долей в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение.
В судебном заседании представители Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Ф.И.О.4, Ф.И.О.5 заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Ф.И.О.1 – Ф.И.О.6 в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Ответчики в судебное заседание не явились.
Ф.И.О.1 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, не сообщила суду о причинах неявки, воспользовалась правом вести дело в суде через представителя.
Ф.И.О.2 извещался судом надлежащим образом по месту регистрации.
Ранее Ф.И.О.2 также извещался судом о времени и месте судебного заседания, в суд не являлся.
Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В материалах дела имеются извещения, неоднократно направленные Ф.И.О.2 по месту регистрации, но неполученные им.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению.
Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных правах.
В силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств согласно ст.ст.67,71 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Ф.И.О.2, Ф.И.О.1 принадлежат доли в праве собственности на жилое помещение - квартиру [ № ] [ адрес ] г. Н.Новгорода, 2/3 и 1/3 доли, соответственно.
Нижегородская область также является собственником жилых помещений в данном многоквартирном доме.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию находящегося в собственности Нижегородской области помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 23.01.2009 года №27 многоквартирный дом [ № ] [ адрес ] г. Н. Новгорода, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с его физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Распоряжением Правительства Нижегородской области № 1067-р от 10.07.2008 года (с изменениями, внесенными Распоряжениями Правительства Нижегородской области от 25.08.2008 года №1426-р, от 29.10.2008 года №1998-р, от 05.03.2009 года №373-р) жилой дом [ № ] [ адрес ] в г. Нижний Новгород признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
По мнению суда, распоряжение Правительства Нижегородской области №1067-р от 10.07.2008 года «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» на которое истец ссылается как на основание заявленных требований является ненадлежащим доказательством.
Как следует из текста распоряжения Правительства НО от 10.07.2008 года №1067-р «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» (с изменениями и дополнениями), данное распоряжение издано в соответствии с Жилищного кодекса Ф, Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», Законом НО от 07.09.2007 года №123-З «О жилищной политике в Нижегородской области».
В силу ст.32 ЖК РФ: «10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
11. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)».
Как установлено судом, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом [ № ] [ адрес ] г. Н. Новгорода для государственных нужд не изымался.
Согласно решению Инвестиционного Совета при Губернаторе НО от [ 00.00.0000 ] [ № ], была рассмотрена заявка ОАО «Нижегородкапстрой» на выделение земельного участка площадью 3 га, расположенного в границах [ адрес ] в Нижегородском районе г.Н.новгорода для реализации инвестиционного проекта «Строительство жилых домов с административными и торговыми помещениями, подземными и надземными автостоянками, объектов социально-бытового назначения.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. постановления Правительства РФ от 02.08.2007 года №494), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Судом установлено, что в соответствии с Постановление правительства Нижегородской области №266 от 18.08.2006 года создана межведомственная комиссия по признанию находящегося в собственности Нижегородской области помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом установлено, что от [ 00.00.0000 ] состоялось заседание межведомственной комиссии по признанию находящегося в собственности Нижегородской области помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, в процессе которого было принято заключение [ № ] «О признании многоквартирного жилого дома [ № ] [ адрес ] Нижегородского района г.Н.Новгорода аварийным и подлежащим сносу».
Согласно п.42 Постановления правительства РФ №47 «Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
43. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
44. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией)».
Судом установлено, что на заседание межведомственной комиссии от [ 00.00.0000 ] было представлено, в том числе заключение о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома, выполненное ООО «Экспострой».
Согласно Постановлению [ № ] «45.Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.
Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома».
Судом установлено, что несмотря на указание в заключении межведомственной комиссии на наличие заключения о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома ООО «Экспострой», фактически техническое об следование дома было произведено ООО «Экспрострой».
Как установлено судом, ООО «Экспрострой» имеет лицензию на выполнение деятельности по проектированию зданий и сооружений [ № ] от [ 00.00.0000 ] , срок действия лицензии до [ 00.00.0000 ] .
В соответствии с указанной лицензией ООО «Экспрострой» не имеет право давать заключение о технического состоянии жилых зданий и сооружений, так как в разрешительной части лицензии отсутствует разрешение на осуществление деятельности по проектированию жилых домов и их комплексов. Выдача заключения о техническом состоянии зданий и сооружений (фундаментов, несущих и ограждающих конструкций, инженерных коммуникаций), в том числе в аварийном состоянии, выполняется по результатам проведенных исследований объекта экспертизы, выполненных натуральными инструментальными измерениями в соответствии с лицензией, дающей право на проведение обследования технического состояния зданий и сооружений.
Визуальный осмотр не является обследованием технического состояния зданий и сооружений, результаты осмотра не могут служить основанием для выдачи заключения о техническом состоянии зданий и сооружений.
В связи с чем суд приходит к выводу, что заключение о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома [ № ] [ адрес ] г.Н.Новгорода выполнено неуполномоченным лицом.
В соответствии с п.46 Постановления Правительства РФ №47 «Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что заключение межведомственной комиссии от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О признании многоквартирного жилого дома [ № ] [ адрес ] Нижегородского района г.Н.Новгорода аварийным и подлежащим сносу» является незаконным, в силу чего оно не могло быть положено в основу принятия решения правительства Нижегородской области.
По изложенным выше основаниям, суд полагает, что распоряжение Правительства Нижегородской области №1067-р от 10.07.2008 года не является надлежащим доказательством, подтверждающим доводы истца, о том, что дом [ № ] [ адрес ] г. Н. Новгорода является аварийным и подлежит сносу.
С учетом изложенного, у суда нет оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Поскольку суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области, в силу положений ст.98 ГПК РФ в удовлетворении ходатайство о взыскании понесенных по делу судебных расходов истцу также должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Министерства социальной политики Нижегородской области к Ф.И.О.2, Ф.И.О.1 об изъятии жилого помещения и определении выкупной цены оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в течение 10 дней.
Судья Е.С.Поляков