решение по делу об обязании администрацию издать постановление



Дело [ № ]г.                                                                        

                                          РЕШЕНИЕ

                       Именем Российской Федерации

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Железнова Д.С., при секретаре Советникове А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Нижнего Новгорода, предъявившего требование в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации города Нижнего Новгорода,

обязании Администрацию г. Н. Новгорода издать постановление об утверждении муниципальной целевой программы «Пожарная безопасность города Нижнего Новгорода на период с 2010 по 2013», которое опубликовать в официальном печатном средстве массовой информации в газете «День города Нижний Новгород»;

о включении в муниципальную целевую программу «Пожарная безопасность города Нижнего Новгорода на период с 2010 по 2013» ряда мероприятий по вопросам обеспечения пожарной безопасности в области проведения противопожарных мероприятий и обеспечения работ по борьбе с лесными и торфяными пожарами,

                               у с т а н о в и л:

Прокурор г. Н. Новгорода обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к Администрации города Нижнего Новгорода, в котором просил:

обязать Администрацию г. Н. Новгорода издать постановление об утверждении муниципальной целевой программы «Пожарная безопасность города Нижнего Новгорода на период с 2010 по 2013», которое опубликовать в официальном печатном средстве массовой информации в газете «День города Нижний Новгород»;

признать незаконным бездействие администрации г. Н. Новгорода, выразившееся в невключении в муниципальную целевую программу «Пожарная безопасность города Нижнего Новгорода на период с 2010 по 2013» следующие мероприятия, предусмотрев их финансирование: поселки Стригино и Гнилицы автозаводского района города Н. Новгорода;

обеспечить противопожарные расстояния от границ жилой застройки улиц Земляничная, Пойменная, Стригинский Бор - поселка Стригино и улицы Гнилицкая - поселка Гнилицы, а также объектов образования МОУ СОШ [ № ] и МДОУ [ № ] до лесных массивов не менее 50 метров;

обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения улиц Рельсовая, Стригинский Бор, Стригинский переулок, ул. Стригинская, Вновь Проектная, Лысенко, Синявина, Пойменная, Старикова, Земляничная, Мелиоративная, Державина, Тросниковая, Отечественная, Учительская, Новошкольная, Третьяковская, Шушенская, Гнилицкая, Первомайская, Лышнова, Ляхова, переулок Лышнова, Петрозаводская – поселка Гнилицы;

на территории поселков Стригино и Гнилицы установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

произвести строительство пожарного депо.

Улицы: Александра Невского, Беринга, 1-я линия Сормовского района г. Н. Новгорода:

проложить наружный противопожарный водопровод к домам на данных улицах, оборудовать озеро Сормовский канал площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

обеспечить противопожарные расстояния от границ жилой застройки до лесных массивов не менее 50 метров;

создать минерализованные полосы для защиты жилых домов, находящихся на данных улицах.

Поселки Березовая Пойма и Орловский Дворики Московского района г. Н. Новгорода:

оборудовать естественные водоисточники в поселках Березовая пойма и Орловские Дворики площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

обеспечить противопожарные расстояния от границ индивидуальной жилой застройки до лесных массивов не менее 50 метров;

на территории поселков Березовая Пойма и Орловские Дворики установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

предусмотреть мероприятия по обеспечению в полном объеме источниками наружного противопожарного водоснабжения учлиц Чернореченская, Костичевского- поселка Березовая Пойма и улицы Московское шоссе- поселка Орловские Дворики;

произвести строительство пожарного депо.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что прокуратурой г. Н. Новгорода была проведена проверка состояния законности в сфере деятельности органов местного самоуправления городского округа города Нижний Новгород по обеспечению мер пожарной безопасности, в ходе которой было установлено следующее.

[ 00.00.0000 ] первым заместителем главы администрации города Н. Новгорода утверждена муниципальная целевая программа «Пожарная безопасность города Нижнего Новгорода на период с 2010 по 2013», которая принята с нарушением установленного законом порядка, т.к. не облечена в форму постановления администрации города                Н. Новгорода, которым она должна утверждаться как правовой акт.

Проведенной проверкой также установлено, что в текущем пожароопасном периоде 2010г. на территории Нижегородской области было зафиксировано 1608 очагов природных пожаров, в результате которых огнем уничтожен 501 жилой дом и погибло 20 человек; на территории городского округа город Нижний Новгород расположено 8.838 га торфяников и лесов, в том числе, 1398 га на территории Автозаводского района, 3740 га на территории Сормовского района, 1300 га на территории Канавинского района и 24000 га на территории Московского района. На территории городского округа г. Н.Новгород сгорело 1687,4 га торфяников и лесов, в том числе, имели место пожары в вышеуказанных районах.

На балансе города имеются болота с залеганием пожароопасного торфа, общая площадь которого составляет 955 га, а также находится достаточно большая площадь лесов.

Вместе с тем, первичные меры пожарной безопасности в полном объеме не выполнены, т.к. вышеуказанная целевая программа не содержит каких-либо положений о предполагаемых работах и соответственно их финансировании в области проведения противопожарных мероприятий и обеспечения работ по борьбе с лесными и торфяными пожарами.

Прокурор считает, что отсутствие конкретных мероприятий в целевой программе по вопросам обеспечения пожарной безопасности в области проведения противопожарных мероприятий и обеспечения работ по борьбе с лесными и торфяными пожарами нарушает права граждан в сфере пожарной безопасности, т.к. не создает условий для осуществления профилактики пожаров.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Н. Новгорода Ф.И.О.3 заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации города с заявленными требованиями прокурора не согласен.

Суд, заслушав объяснения представителя прокуратуры и представителя администрации города Н. Новгорода, выяснив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора       г. Н. Новгорода не имеется, поскольку не установлено бездействия со стороны администрации города Н. Новгорода в части проведения противопожарных мероприятий и обеспечения работ по борьбе с лесными и торфяными пожарами.

Судом установлено, что действительно [ 00.00.0000 ] первым заместителем главы администрации города Н. Новгорода была утверждена муниципальная целевая программа «Пожарная безопасность города Нижнего Новгорода на период с 2010 по 2013»

Прокурор города полагает, что целевая программа была принята с нарушением установленного законом порядка, т.к. не облечена в форму постановления администрации города Н. Новгорода, которым она должна утверждаться как правовой акт, в связи с чем, просил суд обязать Администрацию г. Н. Новгорода издать постановление об утверждении муниципальной целевой программы «Пожарная безопасность города Нижнего Новгорода на период с 2010 по 2013», которое опубликовать в официальном печатном средстве массовой информации в газете «День города Нижний Новгород».

Суд считает, что оснований для удовлетворения указанной части требований не имеется, поскольку системное толкование положений ст.ст.10, 12 Конституции РФ, ч.ч. 1 и 2 статьи 7 Федерального Закона РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты; по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять соответствующий нормативный правовой акт, поскольку принятие акта является компетенцией органа местного самоуправления.

Вышеизложенное подтверждается и положениями главы 24 ГПК РФ, согласно которой у суда есть право на рассмотрение заявлений прокурора об оспаривании нормативных правовых актов, а не об обязании органа местного самоуправления на их принятие с указанием включения конкретных мероприятий по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Не нашел суд оснований для удовлетворения требований прокурора и в остальной части заявления, т.к. заслуживают внимания доводы представителя Администрации г. Н. Новгорода о том, что ряд мероприятий, о которых указывает прокурор, включению в проект целевой программы не подлежат, поскольку не входят в компетенцию органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г.            N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности.

    Статьей 1 Закона "О пожарной безопасности" установлено, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров; пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Пунктом 4 статьи11 Закона Нижегородской области от 26 октября 1995г. N16-З "О пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Таким образом, анализируя вышеприведенные нормы законов, к полномочиям администрации города Н. Новгорода не относится обязанность предусматривать в программах и планах развития территории обеспечение надлежащего состояния уже существующих источников противопожарного водоснабжения.

Из имеющейся в деле информации Управления благоустройства и коммунального хозяйства администрации Автозаводского района                 г. Н. Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] видно, что на обслуживании администрации Автозаводского района находится 8 источников водоснабжения, которые используются в случае возникновения пожара, в том числе, пос. Стригино – искусственный водоем, ул.Стригинская, д.109 и ул.Мелиоративная, 2а; пос.Гнилицы-речка Гниличка у церкви и речка Гниличка - ул. Первочмайской, 30-34. По содержанию всех источников водоснабжения администрацией Автозаводского района заключен муниципальный контракт.

Из указанного сообщения также видно, что в 2006-2010г.г. за счет средств городского бюджета было выполнено устройство четырех пирсов с установкой водозаборного устройства, в том числе: пос Гнилицы-речка Гниличка, у церкви и [ адрес ] -искусственный водоем, [ адрес ]..

Целевой программой «Пожарная безопасность [ адрес ] на период с 2010 по 2013» предусмотрено проведение на территории поселка Орловские дворики таких мероприятий, как углубление противопожарного водоема, прочистка и углубление приточных каналов в пожарный водоем. Включено в программу мероприятие и по оборудованию подъездных путей и установка пирсов на противопожарном водоеме на территории поселков Березовая Пойма и Орловские дворики, а также на территории Сормовского и [ адрес ]ов г. Н. новгорода.(121-126).

При таких обстоятельствах у суда нет оснований считать, что администрация города бездействует в части проведения противопожарных мероприятий и обеспечения работ по борьбе с лесными и торфяными пожарами, тем более, что в соответствии с Положениями Положения об [ адрес ]ов [ адрес ] одной из функций именно администраций района является обеспечение первичных мер пожарной безопасности. ( пункт 4.9.7 Положения об администрации [ адрес ], Положения об администрации [ адрес ] и Положения об администрации [ адрес ], утвержденных постановлением городской Думы от [ 00.00.0000 ] [ № ]).

Что касается строительства пожарных депо Администрацией города Н.Новгорода, то у Администрации города отсутствуют полномочия по их созданию в силу ст.16 ФЗ РФ от [ 00.00.0000 ] [ № ]-фз «О пожарной безопасности».

Необоснованны требования прокурора и о доведении администрацией города противопожарных расстояний от границ застройки поселка Стригино и поселка Гнилицы до лесного массива не менее 50 метров, а также в части проведения минерализованной полосы, поскольку в собственности муниципального образования «город Нижний Новгород» лесов не имеется. Лесной массив, о котором ведет речь прокурор, является составной частью памятников природы «Стригинский бор» и «Гнилицкие дачи» согласно распоряжения администрации [ адрес ] [ № ] –р от [ 00.00.0000 ] и распоряжения [ адрес ]      [ № ]-р от [ 00.00.0000 ] , где запрещена сплошная вырубка леса.

Более того, из письма лесничества (л.д.103-110) видно, что в связи с характеристикой насаждений и отсутствием валежа, при возникновении низового пожара огонь не распространится до крон деревьев. Кроме того, в письме указано, что расстояние от строений до основного массива уже составляет от 30 до 50 метров, между населенными пунктами имеются грунтовые дороги и минерализованные полосы. По поселку Гнилицы- от строения до лесного массива более 100 метров, имеется большое количество дорог, выполняющих функции минерализованных полос, поэтому верховой пожар здесь невозможен.

Проводятся администрациями районов работы по установке и ремонту гидрантов, что подтверждается, в частности, письмом МУ «УГОЧС г. Н.Новгорода» по [ адрес ] (л.д.103-107), Нижегородского водоканала (л.д.108)

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                               Р Е Ш И Л :

Отказать Прокурору [ адрес ], предъявившему требование в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации [ адрес ];

обязании Администрацию г. Н. Новгорода издать постановление об утверждении муниципальной целевой программы «Пожарная безопасность [ адрес ] на период с 2010 по 2013», которое опубликовать в официальном печатном средстве массовой информации в газете «День [ адрес ]»;

о включении в муниципальную целевую программу «Пожарная безопасность [ адрес ] на период с 2010 по 2013» ряда мероприятий по вопросам обеспечения пожарной безопасности в области проведения противопожарных мероприятий и обеспечения работ по борьбе с лесными и торфяными пожарами.

     Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Нижегородский районный суд [ адрес ].

Судья:                 (подпись)                                        Железнов Д.С.