Дело №2-3918/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Бушминой А.Е., с участие прокурора Кокуриной Р.В., при секретаре Аболемовой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Сормовского района г.Нижнего Новгорода в интересах Ф.И.О.1 к Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации г.Н.Новгорода об обязании включить в списки лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сормовского района г.Н.Новгорода обратился в суд в интересах Ф.И.О.1 с исковыми требованиями к Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации г.Н.Новгорода об обязании включить в списки лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Ф.И.О.1 относится к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья Ф.И.О.1 не имеет.
Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, составленного Администрацией Сормовского района г.Н.Новгорода по состоянию на [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 включена в данный список.
Однако, при формировании министерством социальной политики Нижегородской области сводного списка детей-сирот на 2011 г. Ф.И.О.1 не была включена в этот сводный список. Вопрос включения ее в сводный список детей сирот на 2011 г. Министерством социальной политики не рассматривался, поскольку Администрацией г.Н.Новгорода она не была заявлена в списке муниципального образования с предоставлением соответствующего комплекта документов.
[ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 исполняется 18 лет, в связи с чем прекращается ее пребывание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тот факт, что Ф.И.О.1 своевременно не была включена на 2011 г. в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, лишает несовершеннолетнюю Ф.И.О.1 права на обеспечение жилым помещением после окончания пребывании в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Прокурор Сормовского района г.Н.Новгорода просит суд
- обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить Ф.И.О.1, [ 00.00.0000 ] г.р. в сводный список на 2011 г. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области,
- обязать Администрацию г.Н.Новгорода включить Ф.И.О.1, [ 00.00.0000 ] г.р. в список муниципального образования на 2011 г. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области.
Ответчик Министерство социальной политики Нижегородской области направило в суд отзыв, в котором указало, что дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств федерального и областного бюджетов в Нижегородской области на соответствующий финансовый год. Сводный список составляет Министерством на основании списков, формируемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области.
Список муниципального образования формируется ежегодно и в срок до 1 марта года, предшествующего планируемо году, предоставляется в Министерство. Министерство формирует и утверждает сводный список на планируемый год в срок до 1 мая года, предшествующего планируемому году.
Ф.И.О.1 не включена в сводный список на 2011 г., утвержденный приказом Министерства от [ 00.00.0000 ] [ № ], так как не был заявлена Администрацией г.Н.Новгорода для включения в указанный Сводный список. Внесение изменений в список муниципальных образований и в сводный список допускается только в случае исправления технической ошибки, а также на основании вступившего в законную силу решения суда. Просит в иске отказать.
В судебном заседании прокурор Ф.И.О.3 заявленные требования поддержала.
В судебном заседании истец Ф.И.О.1 исковые требования, заявленные в ее интересах прокурором Сормовского района г.Н.Новгорода, поддержала. Пояснил, что является сиротой. Какое-либо жилое помещение за Ф.И.О.1 не закреплялось. Никого жилья у нее не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области Ф.И.О.4 по доверенности исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г.Н.Новгорода Ф.И.О.5 по доверенности заявленные требования не признала. Пояснила, что права Ф.И.О.1 восстановлены, она включена в список на 2012 г. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Суд, с учетом мнения прокурор, истца, представителей ответчиков, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения прокурора, истца, представителей ответчиков, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, пришел к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствие с ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Таким образом, прокурор в рамках предоставленных ему прав и обязанностей в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Ф.И.О.1 с указанными выше исковыми требованиями.
Принцип удовлетворения жилищных потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, базируется на ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой указанным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от [ 00.00.0000 ] № 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения,…обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Таким образом, дополнительные гарантии истца на жилое помещение регулируются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст.13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007г. №123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляемые по договорам социального найма, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии со ст. 10 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» Правительство Нижегородской области определило Министерство социальной политики Нижегородской области уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 11 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области»: «1. Органы государственной власти Нижегородской области участвуют в обеспечении граждан, проживающих на территории Нижегородской области, жилыми помещениями, отвечающими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма.
2. Краткосрочное планирование использования финансовых и материальных ресурсов для участия Нижегородской области в обеспечении граждан, проживающих на территории Нижегородской области, жилыми помещениями производится ежегодно в форме годового жилищного плана участия Нижегородской области в обеспечении граждан, проживающих на территории Нижегородской области, жилыми помещениями (далее - годовой жилищный план). Годовой жилищный план утверждается Правительством Нижегородской области».
В соответствии со ст. 15 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области»: «1. Жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма гражданам, указанным в части 1 статьи 13 настоящего Закона, на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области принимать решение о предоставлении жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области (далее в настоящей статье - уполномоченный орган)».
В соответствии со ст. 22 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области»: «1. Уполномоченным Правительством Нижегородской области органом исполнительной власти Нижегородской области ежегодно составляются сводные списки граждан для предоставления жилых помещений в жилищном фонде Нижегородской области и оказания содействия Нижегородской области в улучшении жилищных условий (отдельно по каждой из форм содействия) в очередном финансовом году (далее - сводные списки).
Сводные списки составляются с учетом объема финансирования участия Нижегородской области в обеспечении жильем, предусмотренного в областном бюджете на очередной финансовый год, а также количества жилых помещений, временно свободных (освобождающихся) и дополнительно включаемых в состав жилищного фонда Нижегородской области с целью их предоставления гражданам.
Сводные списки и иная информация, необходимая для организации участия Нижегородской области в обеспечении жильем, являются основой для составления годового жилищного плана.
2. В годовом жилищном плане определяются количество и суммарная общая площадь жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области, подлежащих предоставлению гражданам вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, а также в порядке очередности их принятия на учет в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий.
3. Порядок формирования годового жилищного плана устанавливается Правительством Нижегородской области в соответствии с требованиями настоящей статьи».
В соответствии с Законом Нижегородской области № 116-З от 30.09.2008г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» администрация г.Н.Новгорода в 2011 г. не наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 № 460 (ред. от 12.03.2009) «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области», Министерство социальной политики Нижегородской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Положению о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области (утверждено Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 № 566):
«3. Сводный список составляется министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области.
5. В срок до 1 февраля года, предшествующего году окончания пребывания детей-сирот в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также не позднее чем за год до окончания обучения детей-сирот в учреждениях, реализующих программы начального, среднего и высшего профессионального образования, руководители указанных учреждений представляют в органы местного самоуправления список выпускников, в котором указываются следующие сведения о детях-сиротах:
6. К списку выпускников прилагаются документы по каждому ребенку.
10. Включение детей-сирот в список муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.
11. В список муниципального образования включаются дети-сироты, у которых срок окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, прекращения опеки (попечительства) уже наступил или наступит через год.
12. Список муниципального образования формируется ежегодно, и в срок до 1 марта года, предшествующего планируемому году, представляется в министерство социальной политики Нижегородской области на бумажном и электронном носителях.
13. На основании приложенных к списку муниципальных образований документов министерство социальной политики Нижегородской области осуществляет проверку и обоснованность включения детей-сирот в список муниципального образования, формирует и утверждает сводный список на планируемый год в срок до 1 мая года, предшествующего планируемому году.
16. Внесение изменений в список муниципальных образований и сводный список допускается в случае исправления технической ошибки, а также на основании вступившего в законную силу решения суда».
Судом установлено, что Ф.И.О.1 относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одинокая мать Ф.И.О.1 умерла [ 00.00.0000 ]
Распоряжением главы Администрации Сормовского района г.Н.Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ]-р Ф.И.О.1 направлена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Администрации Сормовского района г.Н.Новгорода [ № ]-р от [ 00.00.0000 ] внесено изменение в распоряжение Администрация Сормовского района г.Н.Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ]-р пункт 2 изложен в следующей редакции: «Несовершеннолетняя Ф.И.О.1 не имеет закрепленного жилого помещения и относится к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области»
Таким образом, какое-либо жилое помещение за Ф.И.О.1 не закреплено, жилья в г.Н.Новгороде она не имеет.
Согласно информации, предоставленной управлением образования и социально-правовой защиты детства Сормовского района г.Н.Новгорода, Ф.И.О.1, не была включена в свободный список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2011 г., так как документы из УФРС и БТИ поступили позднее, чем был сформирован список. Ф.И.О.1, была включена в районный список на 20011 г., но не была включена в сводный список на 2011. , так как список на 2011 г. был сформирован министерством социальной политики на [ 00.00.0000 ] , в то время как Ф.И.О.1 заканчивает обучение в ГОУ НПО «Профессиональный лицей [ № ]» [ 00.00.0000 ]
Согласно информации, предоставленной Министерством социальной политики Нижегородской области Ф.И.О.1, не была включена в свободный список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2011 г., так как данный список составляет на основании списков, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Вопрос включения Ф.И.О.1 в сводный список на 2011 г. министерством не рассматривался, поскольку Администрацией г.Н.Новгорода она не была заявлена в списке муниципального образования с предоставлением соответствующего комплекта документов.
Судом установлено, что Ф.И.О.1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области по г.Н.Новгороду на 2012 г.
Судом установлено, что закрепленного жилого помещения Ф.И.О.1 не имеет. В собственности у Ф.И.О.1 какое-либо жилье отсутствует.
В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Ф.И.О.1 была необоснованно не включена в список муниципального образования и сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2011 г.
Исходя из изложенного, суд считает исковые требования прокурора Сормовского района г.Н.Новгорода в интересах Ф.И.О.1 подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Сормовского района г.Нижнего Новгорода в интересах Ф.И.О.1 удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Н.Новгорода включить Ф.И.О.1, [ 00.00.0000 ] года рождения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области муниципального образования «Город Нижний Новгород» на 2011 год.
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить Ф.И.О.1, [ 00.00.0000 ] года рождения в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на 2011 год.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода.
Судья А.Е.Бушмина