решение по делу о выплате денежных сумм в счет возмещения вреда здоровью



Дело№2-812/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Байковой О.В., при секретаре Мольковой Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О.1 к ГУ МВД РФ по Нижегородской области о выплате денежных сумм в счет возмещения вреда здоровью,

Установил:

        Истец обратился в суд с иском к ответчику ГУ МВД РФ по Нижегородской области о выплате денежных сумм в счет возмещения вреда здоровью, в обосновании своих требований указал следующее.

       [ 00.00.0000 ] истец был уволен с должности начальника центра психофизиологической диагностики ФГУ МСЧ ГУВД по Нижегородской области в звании полковника внутренней службы. Увольнение было произведено по п. 3 части 1 ст. 58 Положения о службе в ОВД, т.е. по ограниченному состоянию здоровья.

       Согласно свидетельству о болезни [ № ] госпитальной ВВК ЦВВК МВД РФ от [ 00.00.0000 ] - [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] находясь в служебной командировки в Чеченской республике при исполнении служебных обязанностей получил минно-взрывное ранение, контузию головного мозга, закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга, миопию средней степени обоих глаз, дефект левого нижнего века с атрезией слезного канала, тугоухость 2 степени.

           [ 00.00.0000 ] по заключению филиала [ № ] ГБМСЭ по Нижегородской области был признан инвалидом 2 группы по военной травме. Истец 6 раз был в Чеченской республике, принимал личное участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом, имеет 6 государственных наград, в том числе орден «Мужества» и 2 медали «За заслуги перед отечеством» за участие в Чеченских событиях.

          [ 00.00.0000 ]      решением мирового судьи судебного участка № 4 Нижегородского     районного      суда города Нижнего Новгорода    за     участие в контртеррористичекой операции на территории Северо - Кавказского региона истцу был засчитан срок службы 1 месяц за 3 месяца в стаж работы в период с 12.112001 по [ 00.00.0000 ] и с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] с выплатой за это денежных сумм.

        Согласно ст. 29 ч. 4 ФЗ «О милиции», п. 21 приказа МВД РФ [ № ] от [ 00.00.0000 ] , истцу должны выплачиваться ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью. Кроме этого в соответствии со ст. 21 ФЗ [ № ] от [ 00.00.0000 ] «О противодействии терроризму» должно быть выплачено единовременное пособие в размере 300 000 рублей, т.к. истец получил увечье при участии в борьбе с терроризмом, повлекшее наступление инвалидности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208, 1084 -1086, 1091 ГК РФ и Постановлением Конституционного суда РФ [ № ] П от [ 00.00.0000 ] , Постановлением Правительства РФ [ № ] от [ 00.00.0000 ] «О возмещении вреда причиненного жизни и здоровья лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом» истец просит суд взыскать с ГУ МВД по Нижегородской области ежемесячную денежную компенсацию с учетом индексации. Взыскать с ГУ МВД по Нижегородской области единовременное пособие по ФЗ [ № ] от [ 00.00.0000 ] в сумме 300 000 рублей.

     В порядке ст.39ГПК РФ истец изменил исковые требования, просит суд в связи с установлением процента утраты профессиональной трудоспособности медико-социальной экспертизой, индексации за прошедшее время с момента причинения вреда и изменения названия ответчика на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области, взыскать с ответчика единовременную денежную компенсация с учетом инфляции с [ 00.00.0000 ] до [ 00.00.0000 ] составит 651 623 рубля 04 копейки, ежемесячная денежная компенсация с [ 00.00.0000 ] до сохранения 2 группы инвалидности с последующей индексацией предусмотренной законом в сумме 25 936 рублей 12 копеек, по федеральному закону [ № ] от [ 00.00.0000 ] «О противодействии терроризму» - единовременное пособие в сумме 300 000 рублей, т.к. истец стал инвалидом участвуя в контртеррористической операции, где получил увечье, при этом суммы в 10000 и 100 000 рублей по этому и предыдущему федеральному закону [ № ] от [ 00.00.0000 ] истец не получал.

       В судебном заседании истец и его представитель Ф.И.О.3, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме.

     Представитель ответчика Ф.И.О.4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

       Прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. В соответствии со ст.ст.45,167ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора.

        Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

        Согласно ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

        Из материалов дела следует, что вред здоровью истца был причинен при исполнении им обязанностей по службе.

       Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 15.07.2009 N 13-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода", в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 2), социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Соответственно, Российская Федерация как социальное государство обязано стремиться к максимальному социальному эффекту в сфере защиты здоровья граждан и возмещения им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими трудовой (служебной) деятельности, используя для этого все необходимые правовые средства, включая частноправовые (страхование, возмещение вреда) и публично-правовые (государственное и социальное страхование, социальное обеспечение, денежные компенсации) институты.

        По смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1) и 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

          Исходя из приведенной правовой позиции, государство призвано гарантировать сотрудникам милиции возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере не худших по сравнению с другими категориями граждан.

         Конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причиненного здоровью сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей, может осуществляться в различных юридических формах, в том числе в форме установленного в целях обеспечения социальных интересов этих лиц и интересов государства обязательного государственного страхования их жизни и здоровья, которое финансируется за счет бюджетных средств (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации, Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"), в форме гражданско-правового (деликтного) возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции (статья 1084 ГК Российской Федерации), в форме предоставления единовременного пособия и денежной компенсации (части третья и четвертая статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции").

         В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 927, пункт 1 статьи 935, пункт 1 статьи 969) законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать жизнь и здоровье других определенных в нем лиц на случай причинения вреда их жизни или здоровью (обязательное страхование); кроме того, законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни и здоровья граждан - государственных служащих определенных категорий за счет средств, предоставляемых из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование). При этом правовое регулирование обязательного страхования граждан на случай причинения вреда их жизни или здоровью при исполнении ими трудовых обязанностей и обязательного государственного страхования жизни и здоровья государственных служащих осуществляются с учетом особенностей работы по трудовому договору и государственной, в том числе правоохранительной, службы.

          Для военнослужащих и приравненных к ним лиц, включая сотрудников милиции, эти вопросы урегулированы специальным законом - Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".

         Согласно названному Федеральному закону в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, федеральным органом исполнительной власти, в котором он проходит или проходил службу, выплачивается единовременная страховая сумма в размере, который определяется исходя из оклада месячного денежного содержания, включающего в себя месячный оклад по занимаемой штатной должности и месячный оклад по специальному званию, установленные на день выплаты, и в зависимости от группы инвалидности (пункты 1 и 2 статьи 5).

        Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием работников, причинение вреда здоровью которых возможно при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым обеспечение лица, работающего по трудовому договору, по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется работодателем в виде страховых выплат - единовременной страховой выплаты и ежемесячных страховых выплат застрахованному лицу, а также в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая (статья 8); единовременная страховая выплата осуществляется в размере, определяемом в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (статья 11); размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности (статья 12).

       Таким образом, по своей природе, источникам, условиям, объему и порядку осуществления выплат система обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, в том числе сотрудников милиции, принципиально отличается от системы обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а следовательно, отсутствие какого-либо элемента одной системы в другой системе само по себе не может рассматриваться как недостаток или тем более как дискриминация по признаку профессии.

       Гражданско-правовой институт деликтных обязательств предназначен для регулирования отношений, возникающих из причинения вреда, в том числе вреда здоровью лица в связи с осуществлением им трудовой или служебной деятельности. Как правило, обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда.

       Согласно статье 1084 ГК Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции, возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.

       В системной связи со статьей 1064 ГК Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью сотрудника милиции в порядке главы 59 ГК Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда. Если же вина государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда жизни или здоровью сотрудника милиции отсутствует, обязанность по его возмещению по указанным в данной главе основаниям на государство не возлагается.

       Следовательно, статья 1084 ГК Российской Федерации не исключает, а, напротив, предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудника милиции при исполнении им служебных обязанностей, в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда.

        Пенсионное обеспечение граждан, в том числе ставших инвалидами вследствие повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых или служебных обязанностей, направлено на возмещение утраченного ими заработка (денежного довольствия) и осуществляется с учетом различий в правовом положении лиц, работающих по трудовому договору, и военнослужащих и приравненных к ним лиц, включая сотрудников милиции.

Пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами в связи с осуществлением трудовой деятельности, назначается на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; ее размер зависит в том числе от степени ограничения способности к трудовой деятельности, суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, наличия или отсутствия иждивенцев.

       Пенсии по инвалидности, устанавливаемые лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", исчисляются из денежного довольствия указанных лиц с учетом окладов по должности, специального звания (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Размер пенсии по инвалидности дифференцируется в зависимости от группы и причины инвалидности. Кроме того, к пенсии по инвалидности начисляются надбавки: инвалидам I группы или инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, - на уход за ними в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости, а неработающим инвалидам I и II групп, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, - в размере от 32 до 100 процентов расчетного размера пенсии в зависимости от числа таких членов семьи.

         Лица, замещавшие должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, признанные инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей, так же как инвалиды из числа других категорий граждан, согласно статье 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную денежную выплату в размерах, дифференцированных в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности.

        Часть суммы ежемесячной денежной выплаты по желанию гражданина может направляться на оплату набора социальных услуг, предоставляемого в порядке государственной социальной помощи и включающего в себя дополнительную медицинскую помощь (в том числе лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение), бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (глава 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

        Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" с 1 сентября 2005 года введено ежемесячное материальное обеспечение гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, в размере 1 000 рублей, которое выплачивается дополнительно к пенсиям и другим выплатам.

         Статьей 29 Закона Российской Федерации "О милиции" предусматривается выплата сотруднику милиции при получении им в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц (часть третья) и денежной компенсации в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры (часть четвертая).

         Денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, согласно Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких (утверждена Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 805), выплачивается потерпевшему сотруднику органов внутренних дел ежемесячно при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья; выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который установлена инвалидность (пункты 21 и 23).

          Норма части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции", по ее буквальному смыслу, представляет собой установленную данным специальным законом для сотрудников милиции дополнительную социальную гарантию, которая, соответственно, находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда. Предусмотренная ею денежная компенсация подлежит выплате ежемесячно при наличии лишь факта наступления вреда при исполнении сотрудником милиции служебных обязанностей (увечья или иного повреждения здоровья) при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда.

        Следовательно, в системе действующего правового регулирования часть четвертая статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" предполагает выплату государством ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы. Государство в данном случае берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах. По смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 декабря 2005 года N 523-О, государство, устанавливая систему компенсаций, выступает не как страхователь, не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.

       Судом установлено, что истец в период с [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] , находясь в служебной командировки в Чеченской республике, при исполнении служебных обязанностей получил минно-взрывное ранение, контузию головного мозга, закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга, миопию средней степени обоих глаз, дефект левого нижнего века с атрезией слезного канала, тугоухость 2 степени.

        Обстоятельства, на которые ссылается истец, свидетельствуют о ненадлежащей организации безопасности сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей со стороны командования. Данные обстоятельства не были опровергнуты ответчиком. Доказательств причинения вреда здоровью истца не по вине органа, в котором истец проходил службу, а также доказательств принятия надлежащих мер по обеспечению безопасности военной службы в соответствии с требованиями законов, ответчиком не представлено. Не обеспечение безопасности службы со стороны органа, в котором военнослужащие проходили службу, является основанием для возмещения вреда по правилам ст.1084 ГК РФ.

       Таким образом, ГУ МВД по Нижегородской области, как орган, в котором истец проходил службу, должен возмещать вред, причиненный повреждением здоровья при исполнении служебных обязанностей, согласно ст.1084 ГК РФ.

      Согласно заключению медико-социальной экспертизы, проведенной в ходе рассмотрения настоящего дела, степень утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая (ФЗ от24.07.1998г. №125-ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с изменениями на [ 00.00.0000 ] ). При определении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывается профессиональный фактор, в частности, способность пострадавшего после несчастного случая на производстве и профессионального заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (п.5 Постановления Министерства труда и Соцразвития РФ от 18.0.2001г.№56).

     …С учетом профессионального фактора, выполняемой до момента увольнения профессиональной деятельности начальника, врача-эксперта центра психологической диагностики ГУВД Нижегородской области (согласно Положению о центре психофизиологической диагностики ФГУЗ «Медико-санитарная часть ГУВД Нижегородской области») начальника у Ф.И.О.1 могла бы иметь степень утраты профессиональной трудоспособности вследствие умеренных нарушений функций организма –умеренных стойких нарушений психических функций, соответствующая 40% утраты профессиональной трудоспособности.

        На момент установления второй группы инвалидности с причиной «военная травма» [ 00.00.0000 ] утрата профессиональной трудоспособности у Ф.И.О.1 могла соответствовать 80% на срок до [ 00.00.0000 ] .

      Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика ежемесячной выплаты в счет возмещения вреда здоровью, начиная с [ 00.00.0000 ] до сохранения 2 группы инвалидности с последующей индексацией в соответствии законодательством РФ в размере 25 936 рублей 12 копеек, единовременной денежной компенсации за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в размере 651 623 рубля 04 копейки обоснованы и подлежат удовлетворению.

       В соответствии со ст.1091ГК РФ, сумы, выплачиваемые гражданам в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, при повышение стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке (ст.318ГК РФ).

       Согласно ст.318ГК РФ, сумма, выплачиваемая по денежную обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда здоровью, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях –индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и в случаях, которые предусмотрены законом.

       Истцом представлен расчет взыскиваемых сумм, данный расчет судом проверен, признан правильным, произведенным в соответствии с требованиями действующего законодательства. От ответчика возражений относительно представленного расчета суду не поступало.

       Также суд считает обоснованными и требования истца о взыскании в его пользу единовременного пособия, предусмотренного ФЗ « О противодействии терроризму».

        В силу п.1 ч.1 ст.20 Федерального Закона от 06.03.2006года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. При этом закон о противодействии терроризму предусматривает, что социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.2ст.20), а при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя (ч.6 ст.21).

         Согласно ч.1ст.21 Закона о противодействии терроризму возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в ст.20 данного закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

       В соответствии с ч.3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществление мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

           Указанные условия для получения единовременного пособия в размере 300000рублей у истца имеются. Данное единовременное пособие является мерой социальной поддержки лиц, пострадавших при проведении контртеррористических операций.

           Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (ст.7, 37 ч.3, 39ч.1).

        Исходя из изложенных конституционных положений - принципа равенства граждан, учитывая социальный характер единовременного пособия, суд приходит к выводу, что требования истца в данной части обоснованы и подлежат удовлетворению.

         Доводы ответчика о том, что истцу приказом ГУВД по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] выплачено единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания в размере 273420рублй за счет средств федерального бюджета, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку особенности правового регулирования условий выплаты единовременного пособия, предусмотренного частью второй статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции», не могут расцениваться как возмещение вреда, поскольку обеспечивают дополнительный вид социального страхования. Выплата единовременного пособия не является вредом подлежащим возмещению в порядке ст.1064,1081 ГК РФ. Данные выплаты являются дополнительными выплатами в связи с повреждением здоровья сотрудника милиции и не являются самим возмещением вреда, регулируемым нормами ГК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

        Взыскать ГУ МВД по Нижегородской области в пользу Ф.И.О.1 единовременно денежную компенсацию за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в размере 651 623 рубля 04 копейки, единовременное пособие в размере 300 000 рублей.

       Взыскать с ГУ МВД по Нижегородской области в пользу Ф.И.О.1 ежемесячную выплату в счет возмещения вреда здоровью, начиная с [ 00.00.0000 ] до сохранения 2 группы инвалидности с последующей индексацией в соответствии законодательством РФ в размере 25 936 рублей 12 копеек.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд             г. Нижнего Новгорода.

Судья: подпись                                                                    Байкова О.В.