Дело № 2-1712/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РФ 00.00.2011 года Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Хохловой Н.Г. при секретаре Глуховой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрельникова В.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации г. Н. Новгорода, Администрации Московского района г. Н. Новгорода о признании действий незаконными, об обязании включить в список на получение сертификата, установил: Истец обратился в суд с иском о признании действий незаконными, об обязании включить в список на получение сертификата. В обоснование требований ссылается на то, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В 1999-2000 г. он обращался в администрацию Московского района г. Н. Новгорода, в Управление по учету и распределению жилья г. Н. Новгорода. Департамент строительства Нижегородской области с просьбой о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ему повсеместно и неоднократно было отвечено отказом в связи с тем, что истец и его семья проживают в благоустроенной трехкомнатной квартире. Тот факт, что квартира принадлежит матери на праве собственности, и истец с членами своей семьи не являются членами семьи собственника, был игнорирован полномочными структурами. В результате, мать как собственник квартиры, продала посторонним людям две комнаты, и в настоящее время желает продать третью комнату. Таким образом, истец и его семья остаются лицами без определенного места жительства и без крыши над головой. 00.00.2008 года истец обратился в суд за защитой своих прав, попытался через суд восстановите свое право на жилье. Однако, судом было отказано в восстановлении его прав в силу действовавшего на тот момент законодательства. Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 года №17-П признано несоответствующим Конституции РФ право на льготное обеспечение жильем граждан-участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий только до 00.00.2005 года. Таким образом, Конституционный Суд РФ подтвердил законность требований заявленных в суде в 2008 году. Администрация Московского района Н. Новгорода признала истца нуждающимся в улучшении жилищных условий с 00.00.2010 года, а не с момента его первоначального обращения или обращения в суд. В результате истец реализует свое право на улучшение жилищных условий не ранее 2015 года. Считает, что решением о постановке его на учет с 00.00.2010 года нарушено его право на улучшение жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, так как обратился он с просьбой улучшить условия в 1999 году впервые. Так же истец обращался за защитой своих прав в 2008 году в судебном порядке, заявив о нарушении своих прав действующим законодательством, что и было подтверждено Конституционным Судом РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ подтвердил, что истец имеет право на получение жилья независимо от того, состоял ли он на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий на 00.00.2005 г, или нет, и его право возникло не 00.00.2010 г., а в момент первого обращения в администрацию Московского района, а именно в 1999 году. Просит признать действия Министерства социальной политики Нижегородской области по признанию нуждающимся в улучшении жилищных условий с 00.00.2010 года незаконными, обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить истца в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в рамках федеральной целевой программы «Жилище» с момента его обращения с заявлением об улучшении жилищных условий в 2008 году. Определением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 00.00.2011 г. к участию в деле в качестве соответчиков по делу привлечены Администрация г. Н. Новгорода, Администрация Московского района г. Н. Новгорода. В судебном заседании представитель истца (по доверенности) Стрельникова Г.Б. поддержала заявленные требования в полном объеме. Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области (по доверенности) Рабежа Д.И. возражал против иска, согласно отзыву на исковое заявление. Представитель Администрации Московского района г. Н. Новгорода Глушкова О.В. возражала против иска. Представитель Администрации г. Н. Новгорода в судебное заседание не явился, просила отложить рассмотрение дела, однако доказательств неуважительности неявки в судебное заседание не представила. С учетом мнения сторон, суд в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, установив значимые по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Судом установлено, что Стрельников В.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Согласно письму Администрации Московского района г. Н. Новгорода от 00.00.2010 г. распоряжением главы Администрации района от 00.00.2010 г. № с учетом решения комиссии по жилищным вопросам при администрации района истец признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 г.. Согласно письму Администрации г. Н. Новгорода от 00.00.2010 г., истец включен в список на получение сертификата на 2011 г., поскольку он поставлен на учет нуждающихся 00.00.2010 г.. В силу пункта 1 части первой статьи 15 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - базовый чернобыльский закон) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом Е) пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее - подпрограмма), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее -Правила), граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с базовым чернобыльским законом, имеют право на участие в подпрограмме. Истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий только 00.00.2010, следовательно, у Министерства социальной политики Нижегородской области отсутствует законные основания для включения истца в сводный список по Нижегородской области в отношении граждан-чернобыльцев, признанных органом местного самоуправления нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших па учет до 1 января 2005 г.. Кроме того, истец просит признать действия Министерства социальной политики Нижегородской области по признанию его нуждающимся в улучшении жилищных условий незаконными. Однако, Министерство социальной политики Нижегородской области не наделено полномочиями по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно статье 52 Жилищного кодекса РФ только органы местного самоуправления наделены правами по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Судом установлено, что решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 00.00.2008 г., вступившим в законную силу 00.00.2008 г. истцу отказано в иске к Министерству жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области (правопреемник Министерство социальной политики Нижегородской области) о включении в целевую программу «Жилище» на 2002-2010 г. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило, ранее было установлено, что введенная в процессе реформирования системы социальной защиты денежная форма предоставления инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, сохраняется лишь в отношении тех из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. Что касается граждан, также относящихся к указанной категории, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, то они не получили статуса участников названной подпрограммы Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Это не означает, однако, что изменение в отношении них формы предоставления данной меры социальной поддержки может осуществляться без установления надлежащих гарантий, направленных на создание реальной возможности получения жилья. 1. Признать положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. Судом установлено, что Стрельников В.В. в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в феврале 2010 г., и в соответствии с требованиями действующего законодательства признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 г.. Согласно Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» участие в программе на получение сертификата предусматривает обязательное признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке. Истцом не оспорены действий органов местного самоуправления по отказу в постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ранее 2010 г.. Вопрос о включении истца в список о включении в целевую программу «Жилище» на 2002-2010 г. разрешен ранее в судебном порядке. В связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило истец имеет право на пересмотр решения суда от 2008 г. по вновь открывшимся обстоятельствам. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Стрельникова В.В. о признании действий Министерства социальной политики Нижегородской области по признанию нуждающимся в улучшении жилищных условий с 00.00.2010 года незаконными, обязания Министерства социальной политики Нижегородской области включить истца в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в рамках федеральной целевой программы «Жилище» с момента его обращения с заявлением об улучшении жилищных условий в 2008 году. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Стрельникова В.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации г. Н. Новгорода, Администрации Московского района г. Н. Новгорода о признании действий незаконными, об обязании включить в список на получение сертификата оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней. Судья: Н.Г. Хохлова