№ 2- 1893/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе: председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., при секретаре Сидоровой Н.С., с участием прокурора Кокуриной Р. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора действующего в интересах Ф.И.О.3 к Министерству социальной политики Нижегородской области о понуждении включить в список ветеранов Великой Отечественной Войны получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о понуждении ответчика обеспечить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Арзамасский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Ф.И.О.3 к Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении на ответчика обязанности по включению в список ветеранов ВОВ-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, о возложении на ответчика обязанности по обеспечению истца единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения.
В обоснование предъявленного указал, что проведенной проверкой установлено, что постановлением администрации г.Арзамаса от [ 00.00.0000 ] [ № ] ветеран-участник Великой Отечественной войны Ф.И.О.3 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. По состоянию на [ 00.00.0000 ] ветеран – участник ВОВ Ф.И.О.3 в сводный список ветеранов-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, который формирует Министерство социальной политики, не включен. Согласно удостоверению, выданному Управлением социальной защиты населения г.Арзамаса [ 00.00.0000 ] , гр. Ф.И.О.3 имеет права и льготы, установленные ст.ст.14,17 ФЗ «О ветеранах». Таким образом, Ф.И.О.3 имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Ф.И.О.3 обратился к ответчику с заявлением об улучшении жилищных условий, однако им был полечен отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты. Ф.И.О.3. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: [ адрес ] бульвар [ адрес ]., совместно с женой, детьми, внуками, всего зарегистрировано 7 человек. Общая площадь жилого помещения составляет 56,3 кв.м. Учитывая, что учетная норма на территории г.Арзамаса составляет 10 кв.м. на человека, ветеран ВОВ обеспечен общей площадью менее учетной нормы, установленной на территории муниципального образования на каждого члена семьи, в связи с чем ветеран ВОВ Ф.И.О.3 администрацией [ адрес ] законно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Отказывая ветерану ВОВ, в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Министерством социальной политики существенно нарушаются его жилищные права, а также правовые гарантии социальной защиты ветеранов.
Помощник Прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода Кокурина Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, дала пояснения по существу предъявленного иска.
Истец Ф.И.О.3 в судебном заседании не присутствовал, о дне и месте его проведения извещен надлежащим образом, при таких обстоятельствах и в силу ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Ф.И.О.6 иск не признал.
Дал следующие пояснения. Полагает, что поскольку истец относится к ветеранам ВОВ по п.п. «з», п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах», то на него распространяются меры социальной поддержки, изложенные в ст. 17 данного Закона. Считает, что истец имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ. Истец проживает в жилом доме, который является собственностью его и его жены, не является служебным, а поэтому не имеет права на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции РФ - Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст.46 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Судом установлено, что истец является участником Великой Отечественной войны, относящимся к категории участников ВОВ, указанных в подпункте «3» подпункта 1, пункта 1, статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а именно: военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] не менее шести месяцев.
Истец имеет инвалидность второй группы вследствие общего заболевания.
Истец имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной Войны серии [ № ], в котором указано: « Ф.И.О.3 ветеран- участник ВОВ имеет права и льготы, установленные статьей 14,17 Федерального закона «О ветеранах»
Судом установлено, что Ф.И.О.3 зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: [ адрес ] бульвар [ адрес ], общей площадью 56,30 кв.м., совместно с женой Ф.И.О.7, дочерью Ф.И.О.8, внучками ми Ф.И.О.9, Ф.И.О.10, правнуком Ф.И.О.11, правнучкой Ф.И.О.12.
Судом установлено, что за Ф.И.О.3 прав собственности не зарегистрировано.
Судом установлено, что Постановлением администрации [ адрес ] [ № ] от [ 00.00.0000 ] истец был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий
Истец обратился в Министерство социальной политики [ адрес ] с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий, в предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения
Министерством социальной политики истцу было отказано в связи с тем, что истец относится к ветеранам ВОВ, указанным в пп.з п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах», и ему может быть предоставлена единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилья только в случае выселения из служебного жилого помещения, в соответствии со ст. 17 ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст. 2 ФЗ «О ветеранах» истец в соответствии с п. з) п. 1 относится к ветеранам ВОВ – «военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период».
Представитель ответчика ссылается на ст. 17 ФЗ «О ветеранах», в которой перечислены меры социальной поддержки той категории ветеранов ВОВ, к которой относится истец - «Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период:…4) …в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз».
Истец ссылается в обоснование иска на ст. 14 ФЗ «О ветеранах», в которой предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов войны, к категории которой приравнен истец как ветеран войны, являющийся инвалидом вследствие общего заболевания, как следует из его удостоверения.
Согласно ст. 15 ч.2 ФЗ «О ветеранах» - «Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004)).
Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт "з").
По смыслу статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов - участников Великой Отечественной войны, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Имея единый статус участника Великой Отечественной войны на истца распространяются меры социальной поддержки инвалидов ВОВ, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах», в силу п. 2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах», которая подлежит применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 89-О.
В соответствии со ст. 13 п. 1 ФЗ «О ветеранах» - социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:
3) получение жилых помещений.
В соответствии со ст. 14 п. 4 ФЗ «О ветеранах» - Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий,
Следовательно, истец имеет право как участник ВОВ на улучшение своих жилищных условий в соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» - «1. «Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:
по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации».
Пункт 6 ст. 23. 2 указанного выше закона устанавливает, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
По общему правилу, изложенному в ст. 2 Закона Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» - меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма.
Пункт 2 ст. 2 указанного выше Закона устанавливает, что по письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны изложен в статье 3 Закона Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области».
Статьей 6 Закона Нижегородской области № 68-З определен порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В пункте 2 указанной статьи указано, что предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В соответствии со ст. 3 Закона Нижегородской области № 68-З - на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
5. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона.
Органом, осуществляющим полномочия по формированию и утверждению сводных списков граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки и обеспечению жильем, является Министерство социальной политики Нижегородской области.
Следовательно, имеются основания для возложения на ответчика обязанности включить истца в список ветеранов ВОВ-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
В целях реализации Закона Нижегородской области от 7 июля 2006 года N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", организация работы по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Правительством Нижегородской области было издано Постановление «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» от 24 марта 2010 года № 148, в соответствии с пунктом 1 которого, на Министерство социальной политики Нижегородской области было возложено осуществление полномочий по организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 3.7.10 Положения о Министерстве Социальной политики Нижегородской области, которое утверждено Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года № 148, Министерство Социальной политики Нижегородской области - осуществляет полномочия по организации работы по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Нижегородской области, установленных:
1) статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В пункте 3.7.11 указанного Положения предусмотрено, что Министерство социальной политики Нижегородской области - осуществляет полномочия по предоставлению категориям граждан, установленным федеральным законодательством, социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
В силу данных норм права на ответчика следует возложить обязанность по обеспечению истца денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить ветерана Великой Отечественной войны Ф.И.О.3, [ 00.00.0000 ] года рождения, в список ветеранов Великой Отечественной Войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить ветерана Великой Отечественной войны Ф.И.О.3, [ 00.00.0000 ] года рождения, единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода.
Судья Е.П.Рахманкина