Дело №2-4056/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Бушминой А.Е. при секретаре Ф.И.О.2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О.1 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в [ адрес ] г.Н.Новгорода о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, об обязании назначить пенсию, о перерасчете и выплате пенсии,
установил:
Истец Ф.И.О.1 обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, об обязании назначить пенсию, о перерасчете и выплате пенсии, в обоснование которых указал следующее.
Истец в [ 00.00.0000 ] принимал участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения. Согласно Закону от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» имел право на возмещение вреда и меры социальной поддержки государства.
Одной из таких мер является право на получение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от [ 00.00.0000 ] , на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения (ст. 30 Закона), то есть по достижении 50 летнего возраста, закрепленного в ст. 10 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от [ 00.00.0000 ] О данной льготе истцу не было известно до апреля 2010 г.
[ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 обратился в Управление пенсионного фонда РФ в [ адрес ] с заявлением о назначении досрочной пенсии с [ 00.00.0000 ]
Истец с решением ответчика не согласен, указывает, что Управление пенсионного фонда отказало назначить пенсию с [ 00.00.0000 ] , ссылаясь на пп. 1,2 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от [ 00.00.0000 ] «О трудовых пенсиях в РФ». Однако при этом Пенсионный фонд не выполнил своих прямых обязательств по информированию застрахованного лица о наличии права на досрочное назначение пенсии. Указанная обязанность прямо закреплена в следующих нормативно - правовых актах:
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР. Позднее Указом Президента Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий. Данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от [ 00.00.0000 ] [ № ]-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.
Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. постановлением ВС РФ от [ 00.00.0000 ] [ № ]) (с изм. и доп. от [ 00.00.0000 ] , [ 00.00.0000 ] ) ПФР обеспечивает:
- организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
- разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления этой политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий и др.
Пенсионный фонд РФ являясь государственным органом обязан в соответствии с законодательством РФ назначать и выплачивать государственные пенсии, а также проводить разъяснительную работу среди населения. У ПФР имеется банк данных по всем категориям плательщиков и застрахованных лиц. Частично Ответчик выполнял свои обязательства:
- в [ 00.00.0000 ] истец был вызван в ПФ [ адрес ] с целью перерегистрации удостоверения участника ликвидации последствий на ЧАЭС;
- далее, Ф.И.О.1 был вызван для написания заявления в ПФ в связи с монетизацией льгот.
Все это подтверждает тот факт, что Пенсионный фонд знал о существовании у истца права на назначение досрочной пенсии, но не исполнил своих обязательств по проведению разъяснительной работы, тем самым лишив его возможности воспользоваться своим правом на досрочное пенсионное обеспечение.
Кроме того, оспаривая дату назначения пенсии с [ 00.00.0000 ] , истец полагает, что, согласно статье 6 ФЗ «О государственных пенсиях» [ № ] от [ 00.00.0000 ] , граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на неё, без ограничения каким - либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.
Истец просит суд:
- признать право Ф.И.О.1 на досрочное пенсионное обеспечение с [ 00.00.0000 ] ;
- обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в [ адрес ] г. Н. Новгорода назначить пенсию с [ 00.00.0000 ] ;
- произвести расчет и выплату назначенной пенсии с момента возникновения права на её получение т.е. с [ 00.00.0000 ] , с учетом коэффициента инфляции по [ 00.00.0000 ]
Ответчик представил отзыв на исковое заявление , в котором иск не признал, указал следующее. Ф.И.О.1 подал заявление о назначении пенсии [ 00.00.0000 ] , пенсия назначена с [ 00.00.0000 ] В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона №173-ФЗ, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Подпунктом 3 п.4 Закона установлено, что обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком. Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлен общий порядок назначения пенсии, в соответствии с которым трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами), а также норма пункта 4 этой статьи, устанавливающая случаи назначения трудовой пенсии ранее дня обращения за ней. Кроме того, в соответствии с абзацем вторым пункта 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Приложение к Постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ]пб), заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию. Следовательно, пенсионным законодательством предусмотрены и случаи назначения трудовой пенсии ранее дня обращения за ней. Указанный Закон был официально опубликован и доступен для прочтения. Следовательно, у истца имелась возможность подать заявление в любое время без каких-либо ограничений.
Кроме того, Ответчик полагает, что перечисленные истцом нормативно-правовые акты регламентируют обязанности Пенсионного фонда РФ как вышестоящей организации и к ГУ-УПФ РФ в [ адрес ] г. Н.Новгорода отношения не имеют. Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено личное информирование отдельных граждан о сроках подачи заявлений на пенсию
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме. Дал объяснения по существу заявленных требований. Пояснил, что неоднократно обращался в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в [ адрес ] Ф.И.О.3 с заявлениями о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты ежегодно с [ 00.00.0000 ] [ адрес ], ответчик ни разу не предложил написать заявление о назначении пенсии. Ф.И.О.1 полагает, что сотрудники ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в [ адрес ] Ф.И.О.3 умышленно скрыли от истца информацию о его праве на досрочное пенсионное обеспечение как лица, принимавшего участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения. О возможности назначения досрочной пенсии истец узнал от бывших сослуживцев и написал соответствующее заявление лишь [ 00.00.0000 ]
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Ф.И.О.4 заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, установив юридически значимые по делу обстоятельства, исследовав и оценив представленные суду доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст.39 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.., и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Применительно к возникшему спору это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав медицинского персонала учреждений независимо от неточностей в наименовании отделений, в которых они работают.
С [ 00.00.0000 ] вступил в силу ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Статья 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливает, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Кроме того, согласно п.п. 5, 6, 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. Постановлением Минтруда РФ и ПФР от [ 00.00.0000 ] N 17/19пб), граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
В соответствии с п.15 Правил, Пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от [ 00.00.0000 ] и статье 23 Закона от [ 00.00.0000 ] , но не ранее дня приобретения права на пенсию.
Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Согласно п.16 Правил, Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя в таком же порядке либо выдается ему на руки.
Согласно п. 22 Правил, Заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии в порядке, предусмотренном пунктом 20 настоящих Правил.
Судом установлено, что Ф.И.О.1 в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой удостоверением участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г.
Согласно Закону от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» истец имел право на возмещение вреда и меры социальной поддержки государства.
Одной из таких мер является право на получение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от [ 00.00.0000 ] , на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения (ст. 30 Закона), то есть по достижении 50 летнего возраста, закрепленного в ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от [ 00.00.0000 ]
Судом установлено, что впервые Ф.И.О.1, [ 00.00.0000 ] года рождения, обратился в ГУ УПФ РФ в [ адрес ] Ф.И.О.3 с заявлением о назначении пенсии [ 00.00.0000 ] , о чем свидетельствует его собственноручная подпись на заявлении и объяснения истца в судебном заседании.
Кроме того, истцом были поданы заявления о доставке ежемесячной денежной выплаты от [ 00.00.0000 ] , от [ 00.00.0000 ] , от [ 00.00.0000 ] , устные обращения от [ 00.00.0000 ] , от [ 00.00.0000 ] заявление о перерасчете пенсии от [ 00.00.0000 ] с учетом СВ (л.д.54,62), заявление о разъяснении назначения пенсии с даты обращения от [ 00.00.0000 ]
Согласно ст.56 ГПК РФ: «1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом».
Истец не представил доказательств, что ранее, до [ 00.00.0000 ] обращался к ответчику за досрочным назначением трудовой пенсии по старости.
Само по себе обращение истца к ответчику с различными вопросами, касающимися пенсионного обеспечения, не свидетельствует об обращении за досрочным назначением трудовой пенсии по старости. Кроме того, из объяснений самого ответчика также следует, что до [ 00.00.0000 ] он с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости не обращался, так как не знал о возможности назначения такой пенсии.
Суд считает необоснованными доводы истца о том, что получение в денежном выражении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Законом [ № ] «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС», за период с [ 00.00.0000 ] ., означает, что Ф.И.О.1 ежегодно подавались заявления об отказе от набора социальных услуг по п.24 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от [ 00.00.0000 ] N 294).
Согласно письму ГУ УПФ РФ в [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] [ № ] решение о назначении ЕДВ с [ 00.00.0000 ] истцу по льготной категории «093 ЧАЭС. Участник ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения (1986-1987г)» было принято на основании сведений УТСЗН [ адрес ] г.Н. Новгорода, представленных в [ 00.00.0000 ]
Согласно пункту 2 части 3, ч.6 статьи 27.1 Закона [ № ] «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от [ 00.00.0000 ] ежемесячная денежная выплата с [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 установлена в сумме 1 000 руб.
Статьей 6.7 Федерального закона от [ 00.00.0000 ] № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг.
За период с [ 00.00.0000 ] по настоящее время Ф.И.О.1 с заявлением о предоставлении набора социальных услуг в УПФР не обращался, поэтому установленная ежемесячная денежная выплата с [ 00.00.0000 ] истцу выплачивалась в денежной форме: с [ 00.00.0000 ] – 1060 руб., с [ 00.00.0000 ] – 1150-10 руб., с [ 00.00.0000 ] – 1236,36 руб., с [ 00.00.0000 ] – 1341 руб., с [ 00.00.0000 ] – 1366 руб., с [ 00.00.0000 ] – 1483 руб., с [ 00.00.0000 ] – 1544 руб., с [ 00.00.0000 ] – 1698,40 руб., с [ 00.00.0000 ] – 1808.80 руб. (
Факт обращения Ф.И.О.1 до [ 00.00.0000 ] также не подтверждается и руководителем клиентской службы ГУ УПФ РФ в [ адрес ] г.Н.Новгорода, к ответу которого были приложены копии всех заявлений, поступивших в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ]
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от [ 00.00.0000 ] [ № ]-О, норма пункта 3 статьи 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал, что предоставленная гражданам возможность обращения за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, направлена на обеспечение беспрепятственной реализации права на пенсионное обеспечение и не нарушает права граждан.
Кроме того, в соответствии с абзацем вторым пункта 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Приложение к Постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] N 17/19пб), заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Норма пункта 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, не нарушает какие-либо права граждан. Напротив, указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, она наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствует своевременному обращению граждан за назначением пенсии (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] N 76-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О.5).
Истец ссылается на Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), согласно которому ПФР обеспечивает: - организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
- разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Истца указывает, что ответчик знал о существовании у истца права на назначение досрочной пенсии, но не исполнил своих обязательств по проведению разъяснительной работы, тем самым лишив его возможности воспользоваться своим правом на досрочное пенсионное обеспечение.
Указанные доводы истца суд считает необоснованными, поскольку действующими нормативно-правовыми актами личное информирование отдельных граждан о сроках подачи заявлений на пенсию не предусмотрено.
Кроме того, оспаривая дату назначения пенсии с [ 00.00.0000 ] , истец полагает, что, согласно статье 6 ФЗ «О государственных пенсиях» [ № ] от [ 00.00.0000 ] , граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на неё, без ограничения каким - либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.
Данная норма закона устанавливает дату, когда гражданин может обратиться за назначением пенсии, а не период с которого назначается пенсия.
Подача заявления о назначении пенсии является прерогативой гражданина, который должен обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Поскольку судом установлено, что истец с заявлением в установленном законом порядке, в пенсионный фонд обратился только [ 00.00.0000 ] (данный факт не оспаривается истцом), а в силу норм действующей за законодательства назначение пенсии носит заявительный характер, то суд не находит оснований для удовлетворения требований Ф.И.О.1 о возложении на ответчика обязанности по назначению и выплате истцу досрочной трудовой пенсии с момента возникновения у истца права на нее.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ф.И.О.1 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в [ адрес ] г.Н.Новгорода
-о признании права на досрочное пенсионное обеспечение с [ 00.00.0000 ] ,
- об обязании назначить пенсию с [ 00.00.0000 ] ,
- о перерасчете и выплате назначенной пенсии с момента возникновения права на ее получение – с [ 00.00.0000 ] в учетом коэффициента инфляции по [ 00.00.0000 ] ,
отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд г. Н.Новгорода.
Судья: А.Е.Бушмина